Предприятие не обязано самостоятельно искать работников с инвалидностью
Суть спора
Предприятие 28.02.19 г. подало в Фонд социальной защиты инвалидов (далее – Фонд) Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПI (річна), утвержденной приказом Минтруда от 10.02.07 г. № 42 (далее – Отчет), за 2018 год. Изучив Отчет, Фонд пришел к заключению, что предприятие должно было трудоустроить одно лицо с инвалидностью, но не сделало этого. За невыполнение норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью (далее – норматив) оно должно было уплатить административно-хозяйственные санкции и пеню. Поскольку предприятие не уплатило штраф и пеню, Фонд обратился в суд с иском об их взыскании.
Суд первой инстанции отказал Фонду в удовлетворении административного иска. Не согласившись с решением суда, Фонд подал апелляционную жалобу.
Выводы суда
Суд апелляционной инстанции оставил жалобу Фонда без удовлетворения, а решение суда первой инстанции – без изменений (Постановление Седьмого апелляционного административного суда от 04.12.19 г., ЕГРСР, рег. № 86102571). Суд пришел к выводу, что предприятие приняло все определенные Законом от 21.03.91 г. № 875-XII (далее - Закон № 875) меры по трудоустройству лиц с инвалидностью, в частности выделило и создало рабочее место для трудоустройства лица с инвалидностью, предоставило службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лица с инвалидностью, и отчиталось перед Фондом. Поэтому на него не может быть возложена ответственность.
Комментарий
Работодатели (предприятия и предприниматели) должны ежегодно отчитываться о выполнении норматива. Отчет подается в Фонд до 1 марта следующего за отчетным года. За неподачу Отчета к должностным лицам предприятия и работодателям-предпринимателям применяется административная ответственность, установленная ст. 1881 КУоАП, – штраф в размере от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).
Согласно ст. 19 Закона № 875 работодатели, у которых по основному месту работы оформлено от 8 до 25 человек, должны принять на работу одно лицо с инвалидностью. А если у работодателя трудится более 25 человек, норматив составляет 4 % среднеучетной численности штатных работников списочного состава за год.
Как только численность основных работников достигнет 8 человек, работодатель обязан зарегистрироваться в Фонде. Это нужно сделать с 1 января до 1 февраля следующего года. Для того чтобы норматив считался выполненным, лицо с инвалидностью должно быть оформлено по основному месту работы, а не по совместительству. При этом не имеет значения, какова у него продолжительность рабочего времени (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя).
За невыполнение норматива работодателю грозят административно-хозяйственные санкции в виде штрафа, предусмотренные ч. 1 ст. 20 Закона № 875. Штраф рассчитывается и уплачивается работодателем самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором не выполнен норматив. Следует учесть, что на этот вид штрафа сроки давности не распространяются (ст. 20 Закона № 875).
Предприятие не несет ответственность за невыполнение норматива, если оно создало рабочие места для лиц с инвалидностью и своевременно, достоверно, в полном объеме проинформировало центр занятости о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью по форме № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансиях)», утвержденной приказом Минсоцполитики от 31.05.13 г. № 316, но фактически не трудоустроило лицо с инвалидностью по независящим от него причинам: отсутствуют лица с инвалидностью, такое лицо отказалось от трудоустройства на предприятие, центр занятости не подыскал подходящую кандидатуру.Таким образом, если на предприятии по основному месту работы трудится 8 и более человек, тогда оно должно создать рабочие места для лиц с инвалидностью и проинформировать об этом центр занятости для поиска подходящей кандидатуры.
Постановление
Седьмого апелляционного административного суда
от 04.12.19 г. по делу № 824/636/19-а
Седьмой апелляционный административный суд, рассмотрев в порядке письменного производства апелляционную жалобу Черновицкого областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов на решение Черновицкого окружного административного суда от 6 сентября 2019 года (принято в г. Черновцы) по делу по административному иску Черновицкого областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов к Обществу с ограниченной ответственностью <...> о взыскании административно-хозяйственных санкций и пени,
УСТАНОВИЛ:
В июне 2019 года истец обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью <...> о взыскании административно-хозяйственных санкций и пени.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик в 2018 году надлежащим образом не выполнил требования Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» относительно обеспечения трудоустройства инвалидов и в силу ст. 20 этого Закона своевременно не уплатил штрафные санкции в сумме 35 416,65 грн, за что истцом начислена пеня в размере 1 088,71 грн.
Решением Черновицкого окружного административного суда от 06 сентября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не соглашаясь с решением суда, истец направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять постановление, которым административный иск удовлетворить.
<...>
28.02.19 г. ответчиком представлен отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2018 год формы № 10-ПІ, в котором указано, что среднеучетное количество штатных работников учетного состава составляло 12 человек, а среднеучетная численность работающих на предприятии инвалидов составляла 0 человек, количество инвалидов штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных согласно требованиям статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» составляет 1 человек. Фонд оплаты труда штатных работников составил 850,0 тыс. грн, среднегодовая заработная плата штатного работника составляла 70 833,3 тыс. грн. Сумма административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов ответчиком не определена (а.с. 8, 62–63).
Кроме этого, ответчиком в адрес истца направлены письменные объяснения, в которых указано, что согласно приказу № 12 от 10.09.18 г. в ООО <...> создано рабочее место по должности «менеджер внешнеэкономической деятельности по англоязычному направлению» для трудоустройства лица с инвалидностью и о создании вакансии 13.09.18 г. уведомлен Центр занятости в установленном законом порядке. К тому же ООО <...> 29.11.18 г. приняло участие в ярмарке вакансий для работодателей и лиц с ограниченными возможностями в Черновицком городском филиале Черновицкого областного центра занятости.
В письменных объяснениях ответчик также указывал, что принял все зависящие от него предусмотренные действующим законодательством меры для трудоустройства лиц с инвалидностью в ООО <...>, в связи с чем им строка 06 Отчета не заполнена (а.с. 64). <...>
В письме также указано, что в течение 2018 года не было выдано ни одного направления для трудоустройства инвалидов на вакантную должность менеджер (управляющий) по внешнеэкономической деятельности, в связи с отсутствием претендентов соответствующей квалификации на учете в Черновицком городском центре занятости (а.с. 12–13). <...>
Согласно расчету административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, и пени с 15.04.18 г. за просрочку уплаты административно-хозяйственных санкций ООО <...> по состоянию на 07.06.19 г. основной долг составил 35 416,65 грн и пеня в размере 1 088,71 грн (а.с. 9).
Поскольку указанная задолженность ответчиком не уплачена, истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что ООО <...> выполнило обязанность, определенную законом, о содействии эффективной реализации своих прав лицам с инвалидностью. <...>
Согласно Закону № 5067-VI и утвержденному Порядку представления формы отчетности № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансиях)» на работодателей возложена обязанность подавать в соответствующий центр занятости отчетность формы № 3-ПН только при наличии у работодателя спроса на рабочую силу (вакансии) не позже чем через 3 рабочих дня с даты открытия вакансии.
Итак, из анализа указанной нормы следует, что законодательством не установлена периодичность подачи отчетности по форме № 3-ПН, а предусмотрено, что такая отчетность подается не позже 3 рабочих дней с даты открытия вакансии, то есть предусмотрено разовое информирование о каждой вакансии. Поэтому, если работодатель единовременно представил отчетность формы № 3-ПН Информация о спросе на рабочую силу (вакансиях) в срок не позже 3 рабочих дней с даты открытия вакансии, он выполнил обязанность своевременно и в полном объеме в установленном порядке представить информацию о спросе на рабочую силу (вакансиях). Указанное свидетельствует, что в таком случае участник хозяйственных отношений принял зависящие от него предусмотренные законодательством меры для соответствия среднеучетной численности работающих инвалидов установленным нормативам, то есть мер для недопущения хозяйственного правонарушения.
Учитывая изложенное, коллегия судей считает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения соблюдены нормы материального и процессуального права, а потому отсутствуют основания для удовлетворения требований апелляционной жалобы. <...>
При этом Законом № 875-ХІІ также определено, что трудоустройство инвалидов осуществляется или путем их непосредственного обращения к предприятию, или путем обращения в государственную службу занятости, которая, в свою очередь, осуществляет поиск подходящей работы для трудоустройства такого инвалида.
Согласно ч. 3 ст. 181 Закона № 875-ХІІ государственная служба занятости осуществляет поиск подходящей работы согласно рекомендациям МСЭК, имеющимся у лица с инвалидностью квалификации и знаний, с учетом его пожеланий.
Учитывая изложенное, обязанность по трудоустройству инвалидов согласно установленному Законом нормативу возлагается как на работодателей, так и на государственную службу занятости. Механизм реализации указанной программы трудоустройства предусматривает осуществление определенных мероприятий со стороны предприятий.
Так, доказательством, свидетельствующим о создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест, и информирования органов занятости о наличии свободных рабочих мест для инвалидов, является отчет формы № 3-ПН. <...>
Руководствуясь ст. 243, 250, 308, 310, 315, 316, 321, 322, 325, 329 КАС Украины, суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Черновицкого областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов оставить без удовлетворения, а решение Черновицкого окружного административного суда от 6 сентября 2019 года – без изменений.
Постановление суда вступает в законную силу в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 325 КАС Украины. <...>
Комментарии к материалу