О признании бездеятельности противоправной и обязательстве совершить действия
Исх. № 33 от 31.01.19 г.
Окружной административный суд города Киева
01601, г. Киев, ул. Болбочана Петра, 8, корпус 1
Истец: Общество с ограниченной ответственностью
«ПДВНДС-2019»
04116, ул. Шолуденко, 33/19, г. Киев
Код ЕГРПОУ 11111111
Контактный телефон: (097) 333-333-33
Ответчик 1: Государственная фискальная служба Украины
04655, МСП, г. Киев, 53, Львовская площадь, 8
Ответчик 2: Главное управление ГФС в г. Киеве
04116, ул. Шолуденко, 33/19, г. Киев
Код ЕГРПОУ 39439980
О признании бездеятельности противоправной и
обязательстве совершить действия (цены иска нет,
поскольку обжалуются требования неимущественного
характера)
Исковое заявление
22 января 2019 года Обществом с ограниченной ответственностью «ПДВНДС-2019» (далее – истец, плательщик налога ООО «ПДВНДС-2019») было получено извлечение по сумме налога, на которую плательщик налога на добавленную стоимость (далее – НДС) имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН), из системы электронного администрирования НДС № 2 от 22.01.19 г.
В этом извлечении указано, что сумма налога, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в ЕРНН, составляет 12 345,67 грн. Также из извлечения видно, что для расчета данной суммы был учтен показатель общей суммы превышения налоговых обязательств, указанных налогоплательщиком в представленных контролирующему органу налоговых декларациях по НДС, суммы налога, указанной в составленных таким плательщиком налоговых накладных, зарегистрированных в реестре в сумме 40 000,00 грн.
Согласно извлечению сумма превышения возникла за декабрь 2018 года. В то же время за декабрь 2018 года истцом были зарегистрированы 77 налоговых накладных на общую сумму налоговых обязательств по НДС – 376 543,00 грн. В налоговой декларации по НДС за декабрь 2018 года ООО «ПДВНДС-2019»” отразило налоговые обязательства на уровне 376 543,00 грн., что соответствует имеющимся налоговым обязательствам и данным, отраженным в 77 налоговых накладных.
В соответствии с п. 2001.3 ст. 2001 Налогового кодекса (далее – НК) налогоплательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в ЕРНН на сумму налога (ΣНакл), исчисленную по следующей формуле:
ΣНакл = ∑НаклОтр + ∑Митн + ∑ПопРах + ∑Овердрафт - ∑НаклВид - ∑Відшкод - ∑Перевищ.
В приведенной формуле показатель ∑Перевищ – это общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком в представленных налоговых декларациях, с учетом уточняющих расчетов к ним, над суммой налога, которая содержится в составленных таким плательщиком налоговых накладных и расчетах корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН.
То есть, если сумма налоговых обязательств, задекларированных плательщиком в представленных налоговых декларациях (с учетом представленных уточняющих расчетов к ним) соответствует сумме налога, который содержится в составленных таким плательщиком налоговых накладных, показатель ∑Перевищ не применяется.
ООО «ПДВНДС-2019» было соблюдено требование для неприменения к нему показателя ∑Перевищ, что подтверждается налоговыми накладными за декабрь 2018 года и налоговой декларацией по НДС за декабрь 2018 года.
Вместе с тем предельным днем для регистрации налоговых накладных за вторую половину декабря 2018 года было 15 января 2019 года. В этот день в 14:05 истец отправил на регистрацию налоговую накладную от 28.12.18 г. № 77 на общую сумму 240 000,00 грн. (в т.ч. НДС – 40 000,00 грн.), которая была выдана контрагенту-покупателю ООО «КОНТРАГЕНТ-2018». Указанное действие плательщика НДС, дата и время зафиксированы в скриншоте, из которого четко видны изложенные выше обстоятельства.
В течение операционного дня истцом не были получены какие-либо квитанции в отношении дальнейшей судьбы налоговой накладной от 28.12.18 г. № 77. Поэтому 17.01.19 г. ООО «ПДВНДС-2019» был отправлен запрос для получения сведений из ЕРНН. По состоянию на 17.01.19 г. указанная налоговая накладная в ЕРНН не отражена.
В соответствии с п. 201.10 ст. 201 НК, если в течение операционного дня не отправлены квитанции о приеме или неприеме, или приостановке регистрации налоговой накладной / расчета корректировки, такая налоговая накладная считается зарегистрированной в ЕРНН.
Не соглашаясь с данными ЕРНН, прямо связанного с СЭА НДС, в котором вопреки требованиям п. 201.10 ст. 201 НК не была отражена налоговая накладная № 77 от 28.12.18 г., истец 18.01.19 г. обратился к ответчикам с письменными требованиями о внесении правдивых сведений в ЕРНН и в CЭA НДС. 30.01.19 г. налогоплательщик получил письмо Главного управления ГФС в г. Киеве от 30.01.19 г. № 1111/111-17-26, в котором сказано, что CЭA НДС работает исключительно в автоматическом режиме и на основании алгоритмов, разработанных в соответствии со ст. 2001 НК, и не допускает ручного вмешательства в ее работу, а также о том, что направлен запрос об исправлении ошибок в ГФС. В тот же день (30.01.19 г.) было получено и письмо от ГФС № 3333/17-00-01, в котором сообщена аналогичная информация (о том, что CЭA НДС работает исключительно в автоматическом режиме).
ООО «ПДВНДС-2019» считает такую бездеятельность ответчиков по невнесению соответствующих данных в ЕРНН (регистрации налоговой накладной № 77 от 28.12.18 г.) и в СЭА НДС (по формированию показателя ∑Перевищ на сумму 40 000,00 грн. при условии, что орган ГФС был поставлен в известность о том, что налоговая накладная от 28.12.18 г. № 77 является зарегистрированной в силу предписаний п. 201.10 ст. 201 НК) противоправной и просит суд обязать ответчиков совершить действия по восстановлению нарушенных прав истца с учетом вышеизложенного.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Первого Протокола к Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, ратифицированного Законом от 17.07.97 г. № 475/97-ВР, каждое физическое или юридическое лицо имеет право мирно владеть своим имуществом. Никто не может быть лишен своей собственности иначе, нежели в интересах общества, и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Однако предыдущие положения никоим образом не ограничивают право государства вводить в действие такие законы, которые оно считает необходимыми для осуществления контроля за использованием имущества в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов либо других сборов или штрафов.
Важнейшее требование ст. 1 Первого Протокола состоит в том, что любое вмешательство органа власти в мирное владение имуществом должно быть законным. Этот принцип означает, что применяемые положения национального законодательства – достаточно доступны, четки и предвидены в их применении.
Игнорирование ответчиками того факта, что отправленная на регистрацию истцом налоговая накладная от 28.12.18 г. № 77 должна быть отражена в ЕРНН на основании прямой нормы Закона – п. 201.10 ст. 201 НК, противоправно и налагает на налогоплательщика дополнительное имущественное бремя, в частности создание ситуации (формирование показателя ∑Перевищ), когда у истца вымываются из делового оборота денежные средства.
Вместе с тем Европейский суд по правам человека по делам Burdov v. Russia, no. 59498/00 §§ 37- 38, ECHR 2002), Yvonne van Duyn v. Home Office (Case 41/74 van Duyn v. Home Office) отметил, что заинтересованные лица должны иметь возможность полагаться на обязательства, взятые государством в лице соответствующих субъектов властных полномочий, даже если такие обязательства содержатся в законодательном акте, который в целом не имеет автоматического прямого действия. При этом, если государство одобрило определенную концепцию, субъект властных полномочий будет считаться действующим противоправно, если он отступит от установленных обязанностей, поскольку одобрение такой политики или поведения дало основания для возникновения обоснованных надежд у субъектов соответствующих правоотношений по строгому соблюдению уполномоченным государством субъектом властных полномочий такой политики или поведения.
Европейский суд по правам человека в своем решении от 20.10.11 г. по делу “Рисовский против Украины” (заявление № 29979/04) подчеркнул особую важность принципа «надлежащего управления», который предусматривает, что случае если речь идет о вопросе общего интереса, в частности если дело влияет на такие основополагающие права человека, как имущественные права, государственные органы должны действовать своевременно, надлежащим и как можно более последовательным способом.
Также Европейский суд по правам человека отметил, что государственные органы, которые не внедряют или не соблюдают свои собственные процедуры, не должны иметь возможности извлекать выгоду из своих противоправных действий или избегать своевременного исполнения своих обязанностей.
Таким образом, не регистрируя налоговую накладную от 28.12.18 г. № 77 датой ее фактической отправки – 15.01.19 г., ответчики создают ситуацию, когда истец вынужден пополнять свой электронный счет в СЭА НДС, что влечет дополнительные финансовые расходы.
Утверждение ответчиков о том, что CЭA НДС работает исключительно в автоматическом режиме и на основании алгоритмов, разработанных в соответствии со ст. 2001 НК, и не допускает ручного вмешательства в ее работу, не может служить основанием для формирования неправомерного показателя ∑Перевищ.
Частью второй ст. 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
При этом судам отведена ключевая роль в обеспечении эффективной защиты прав, гарантированных Конвенцией. Именно суды и приравненные к ним институции считаются, как правило, теми эффективными средствами защиты на национальном уровне, к которым по Конвенции нужно обращаться за защитой своих прав, прежде чем искать поддержку в Европейском суде по правам человека.
Дополнительно заметим, что административное обжалование в отношении этого спора не осуществлялось. А налоговые накладные в количестве 76 штук (кроме налоговой накладной от 28.12.18 г. № 77) и налоговая декларация есть у ответчиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 19 Конституции Украины, ст. 44, 55, 160, 161, 171, 245 Кодекса административного судопроизводства Украины
просим:
1. Признать противоправной бездеятельность Государственной фискальной службы Украины и Главного управления ГФС в г. Киеве по нерегистрации в ЕРНН налоговой накладной от 28.12.18 г. № 77 на общую сумму 240 000,00 грн., в т.ч. НДС – 40 000,00 грн. Общества с ограниченной ответственностью «ПДВНДС-2019» (04116, ул. Шолуденко, 33/19, г. Киев. Код ЕГРПОУ 11111111 ИНН 111111126261).
2. Обязать Государственную фискальную службу Украины и Главное управление ГФС в г. Киеве зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную № 77 от 28.12.18 г. на общую сумму 240 000,00 грн., в т.ч. НДС – 40 000,00 грн. Общества с ограниченной ответственностью «ПДВНДС-2019» (04116, ул. Шолуденко, 33/19, г. Киев. Код ЕГРПОУ 11111111 ИНН 111111126261) датой ее отправки, в соответствии с п. 201.10 ст. 201 НК.
3. Признать противоправными действия Государственной фискальной службы Украины и Главного управления ГФС в г. Киеве по регистрации превышения налоговых обязательств Общества с ограниченной ответственностью «ПДВНДС-2019» (04116, ул. Шолуденко, 33/19, г. Киев. Код ЕГРПОУ 11111111 ИНН 111111126261) над суммой НДС в размере 40 000,00 грн.
4. Обязать Государственную фискальную службу Украины и Главное управление ГДФС в г. Киеве отменить Регистрацию превышения налоговых обязательств Общества с ограниченной ответственностью «ПДВНДС-2019» (04116, ул. Шолуденко, 33/19, м. Киев. Код ЕГРПОУ 11111111 ИНН 111111126261) над суммой НДС в размере 40 000,00 грн.
Приложения:
- Скриншот от 15.01.19 г., 3 шт.
- Копии запроса от 18.01.19 г., 3 шт.
- Копии ответа от 30.01.19 г. № 1111/111-17-26, 3 шт.
- Копии ответа от 30.01.19 г. № 3333/17-00-01, 3 шт.
- Копии налоговой накладной от 28.12.18 г. № 77 (извлечение из компьютерной программы), 3 шт.
- Копии 76 налоговых накладных за декабрь 2018 года (пакет в 1 экземпляре).
- Копия налоговой декларации по НДС за декабрь 2018 года, 1 шт.
- Копия справки о включении в ЕГРПОУ.
- Собственное письменное (напечатанное) подтверждение истца о том, что им не подан другой иск (иски) к этому же ответчику (ответчикам) с тем же предметом и по тем же основаниям.
- Копия административного иска с приложениями.
- Финансовый документ об уплате судебного сбора.
Директор ООО «ПДВНДС-2019»
Шевченко Г. Т.
Окружной административный суд города Киева
01601, г. Киев, ул. Болбочана Петра, 8, корпус 1
Истец: Общество с ограниченной ответственностью
«ПДВНДС-2019».
04116, ул. Шолуденко, 33/19, г. Киев
Код ЕГРПОУ 11111111
Контактный телефон: (097) 333-333-33
Ответчик 1: Государственная фискальная служба Украины
04655, МСП, г. Киев, 53, Львовская площадь, 8
Ответчик 2: Главное управление ГФС в г. Киеве
04116, ул. Шолуденко, 33/19, г. Киев
Код ЕГРПОУ 39439980
Собственное письменное (напечатанное) подтверждение истца о том
что им не подан другой иск (иски) к этому же
ответчику (ответчикам) с тем же предметом и по тем же основаниям
В ч. 5 ст. 160 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее – КАСУ) сказано, что истец должен приобщить к исковому заявлению собственное письменное подтверждение истца о том, что им не подан другой иск (иски) к этому же ответчику (ответчикам) с тем же предметом и по тем же основаниям.
Во исполнение требований КАСУ Общество с ограниченной ответственностью «ПДВНДС-2019» заявляет, что в производстве судов Украины или иного органа, который в пределах своей компетенции решает спор, нет дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям и нет решения этих органов по такому спору.
Директор ООО «ПДВНДС-2019»
Шевченко Г. Т.
31.01.19 г.
Комментарии к материалу