Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учет последствий стихийных бедствий


В консультации расскажем, как оформить и отразить в учете предприятия последствия стихийного бедствия.


Документальное оформление

В случае стихийного бедствия нужно обязательно провести инвентаризацию (на день после окончания события) в объеме, определенном руководителем предприятия (п. 7 разд. І Положения № 879).

Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях (актах), в которых фиксируются наличие, состояние и оценка активов (п. 15 разд. ІІ Положения № 879).

Для справки. Стихийное бедствие может привести как к полному уничтожению активов, так и к их частичной порче. Именно это и указывается в инвентаризационных актах.

Полностью испорченные товары исключаются из состава активов предприятия, а частично испорченные — уцениваются. Перечни товаров на уценку передаются на рассмотрение и утверждение руководителю предприятия. После этого составляется акт уценки произвольной формы (п. 3.15 Методрекомендаций № 2).

После окончания инвентаризации инвентаризационная комиссия оформляет протокол (п. 1 разд. ІV Положения № 879). В нем также приводятся причины уничтожения (порчи) активов. Протокол утверждается руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации (п. 2 разд. ІV Положения № 879).

Первичные документы, которые оформляются при списании, зависят от вида активов (подробнее см. в материале «Кража, порча имущества: учет последствий»).

Бухгалтерский учет

Активами считаются ресурсы, которые контролируются предприятием в результате прошлых событий и использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (п. 3 НП(С)БУ 1). Поэтому, если объект основных средств (далее – ОС) или запасы не соответствуют названным критериям, они подлежат списанию с баланса предприятия.

По факту списания стоимость полностью испорченных активов в бухучете отражается в составе расходов.

Следует знать! В расходы включаются как прямые потери от стихийных бедствий (стоимость испорченного имущества), так и расходы, связанные с ликвидацией последствий таких событий (платежи сторонним организациям и зарплата работников, занятых восстановлением или ликвидацией имущества, и т. п.).

Порядок отражения операций в учете зависит от вида списанных активов, так:

  • остаточная стоимость ОС, а также расходы на их разборку, демонтаж и т. д. отражаются на субсчете 976 «Списание необоротных активов» (Инструкция № 291, п. 29 П(С)БУ 16). Стоимость материалов, полученных от разборки и демонтажа ОС, учитывается на субсчете 746 «Прочие доходы». Такие запасы приходуются по чистой стоимости реализации либо в оценке их возможного использования (п. 2.12 Методрекомендаций № 2);
  • стоимость испорченных и пришедших в негодность запасов (с учетом транспортно-заготовительных расходов) признается прочими операционными расходами отчетного периода и отражается на субсчете 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (п. 20 П(С)БУ 16).

Как учесть запасы, если они испорчены час­тично?

Согласно п. 25 П(С)БУ 9 запасы отражаются по чистой стоимости реализации, если на дату баланса их цена снизилась или они оказались испорчены, в результате чего потеряли первоначально ожидаемую экономическую выгоду (п. 25 П(С)БУ 9).

В нашей ситуации при уценке предприятие сравнивает первоначальную стоимость испорченных в результате стихийного бедствия товаров, по которой они были зачислены на баланс при поступлении, и чистую стоимость их реализации. Если первоначальная стоимость превышает чистую стоимость реализации, предприятие проводит уценку товаров. Сумма уценки списывается в состав прочих операционных расходов и отражается по дебету субсчета 946 «Потери от обесценивания запасов» с одновременным уменьшением балансовой стоимости испорченных товаров (п. 5.8 Методрекомендаций № 2, п. 27 П(С)БУ 9).

Расходы на восстановление частично испорченных товаров отражаются на субсчете 977 «Прочие расходы деятельности».

Если предприятие получило суммы возмещения убытков от стихийных бедствий (например, суммы выплачены страховыми компаниями), они отражаются на субсчете 716 «Возмещение ранее списанных активов».

Налоговый учет

Налог на прибыль. Если от стихийного бедствия пострадали запасы, в учете по налогу на прибыль операции с такими запасами отражаются по правилам бухгалтерского учета. Корректировка финрезультата нормами НК не предусмотрена.

Если из-за стихийного бедствия ликвидируется объект ОС, тогда у предприятий, которые корректируют финрезультат до налогообложения, могут возникнуть разницы согласно п. 138.1 и 138.2 НК.

НДС. При списании испорченных товаров плательщик НДС должен начислить налоговые обязательства согласно пп. «г» п. 198.5 НК исходя из цены их приобретения (п. 189.1 НК). Причем, если списывается продукция собственного производства, тогда для определения базы налогообложения из ее себестоимости нужно выделить стоимость тех товаров (услуг), при приобретении которых отражался налоговый кредит (т. е. сырья, материалов и т. п.). Такие расходы, как зарплата, начисления на нее, амортизация и т. п., в базу обложения НДС не включаются.

Для начисления налоговых обязательств оформляется сводная налоговая накладная не позднее последнего дня месяца, в котором списываются товары. Напомним, в графе «Сводная налоговая накладная» в данном случае следует указать код признака «1».

Что касается товаров, которые были частично испорчены и уценены, то начислять по ним налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК оснований нет, так как они продолжают использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. Однако если при продаже этих товаров цена договора будет ниже базы налогообложения согласно п. 188.1 НК, тогда на эту разницу придется начислить налоговые обязательства. Для доначисления налоговых обязательств до базы налогообложения выписывается налоговая накладная с типом причины «15», которая может быть как обычной, так и сводной (составляется не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлена реализация) (п. 201.4 НК).

При ликвидации объектов ОС, пострадавших в результате стихийного бедствия, налоговые обязательства по НДС не начисляются согласно абзацу второму п. 189.9 НК при условии, что факт стихийного бедствия будет подтвержден документально (сертификатом Торгово-промышленной палаты, актом, удостоверяющим факт пожара, и т. п.)

Когда плательщик НДС должен подать в орган ГФС документ, подтверждающий факт уничтожения (порчи) объекта ОС в результате стихийного бедствия?

Как отмечает Минфин в ОНК № 673, нормами НК не определен порядок подачи документов, подтверждающих факт уничтожения объекта ОС. Плательщик НДС может подать такие документы в орган ГФС:

  • либо по собственной инициативе (например, вместе с декларацией за период, в котором списывался объект ОС);
  • либо после запроса от органа ГФС.

Рассмотрим на числовом примере, как отражается списание активов в результате стихийного бедствия.

Пример

В результате пожара у предприятия сгорело здание склада вместе с товаром, который там хранился. По факту пожара был составлен акт согласно требованиям Порядка № 2030. Здание склада восстановлению не подлежит. Данные по складу согласно бухгалтерскому и налоговому учету таковы:

  • первоначальная стоимость – 1 500 000 грн.;
  • сумма начисленной амортизации – 800 000 грн.;
  • остаточная стоимость – 700 000 грн.

Расходы на ликвидацию здания склада составили 16 000 грн. (без НДС, склад ликвидирован силами работников предприятия). Стоимость материалов, полученных в ходе разборки склада, – 20 000 грн. Стоимость приобретения товаров, которые были уничтожены, – 75 000 грн.

Учет операций ведется так:

(грн.)

№ п/п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Отражено списание:

– суммы начисленной амортизации по складу

Акт типовой формы № ОЗ-3*

131

103

800 000

– остаточной стоимости склада

976

103

700 000

2

Отражены расходы предприятия на ликвидацию склада

Расходные накладные,
ведомость начисления зарплаты

976

20, 65, 661

16 000

3

Оприходованы запасы, полученные в результате разборки склада

Накладная-требование
типовой формы № М-11**

209

746

20 000

4

Списана стоимость испорченных запасов

Акт на списание

977

26

75 000

5

Начислены налоговые обязательства по НДС

Сводная налоговая накладная

977

641

15 000

6

Отражен финансовый результат:

– доходы

Бухгалтерская справка

746

793

20 000

– расходы

793

976, 977

806 000

* Утверждена Приказом № 352.
** Утверждена Приказом № 193.

Выводы

Стихийное бедствие – это форс-мажорное обстоятельство, которое должно быть подтверждено документально.

Если в результате стихийного бедствия пострадали активы предприятия, на день окончания бедствия следует провести их инвентаризацию.

При списании испорченных товаров необходимо начислить налоговые обязательства по НДС. При списании объектов ОС налоговые обязательства не начисляются.

Таблица_Пример.docx
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
10.06.2025
Приобрели основное средство с расширенной гарантией: как отразить в учете?
В статье рассмотрено, как отразить в учете приобретение дополнительной (расширенной) гарантии на объект основных средств. Предприятие купило оборудование у дистрибьютора. Помимо обычной гарантии производителя, заложенной в цену оборудования, предприятие отдельно приобрело у дистрибьютора дополнитель...
03.06.2025
Учет товаров в выездной торговле
Учет товаров в выездной торговле осуществляется по общим правилам, предусмотренным бухгалтерскими стандартами для розничной торговли и Налоговым кодексом. В статье рассмотрим нюансы бухучета и налогообложения операций, совершаемых во время выездной торговли. Выездная торговля, то есть реализация тов...
03.06.2025
Компенсация расходов на обустройство рабочих мест для лиц с инвалидностью: учет у работодателя
В статье рассмотрено, как предприятию-работодателю получить компенсацию расходов на обустройство рабочего места для лица с инвалидностью и как отразить сумму компенсации в учете. Как известно, со второй половины 2023 года в Украине действует программа, позволяющая работодателям получить компенсацию ...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
23.06.2025
Какие документы должен иметь водитель для приема на работу
В статье рассмотрено, какие документы нужно требовать от водителя при приеме его на работу. При выполнении трудовых обязанностей водитель отвечает за транспортное средство (далее – ТС), пассажиров, груз. Поэтому работодатель, принимая человека на такую должность, должен проверить, есть ли у не...
23.04.2025
Бесплатное получение ОС от резидента
Предприятие может получить объект основных средств (далее – ОС) как за плату, так и бесплатно. В последнем случае бухгалтеров обычно интересует, как определить стоимость объекта, по которой его нужно оприходовать и каким документом подтвердить такую стоимость. В статье расскажем, как документа...
Новое
23.06.2025
В отчетном месяце не было налогооблагаемых операций: нужно ли распределять входящий НДС?
В отчетном месяце были только операции, не облагаемые НДС? И вы не знаете, нужно ли в таком случае производить распределение входящего НДС и начислять компенсирующие обязательства? В статье мы ответим на этот вопрос, а также объясним, как начислять налоговые обязательства в случае предоплаты за неск...
23.06.2025
Трудоустройство иностранцев: нюансы оформления
В статье рассмотрено, какие требования законодательства нужно соблюдать работодателям в случае приема на работу иностранцев, а также какие документы следует оформить как работодателю, так и работнику-иностранцу. Украинская компания хочет пригласить на работу специалиста, являющегося иностранным граж...
23.06.2025
Можно ли подать уточняющую декларацию, если есть налоговое уведомление-решение?
Рассмотрена ситуация из практики читателя относительно возможности самостоятельного исправления ошибки после того, как получено налоговое уведомление-решение. Ситуация. У предприятия (ООО) уже давно нет операций. В декларации по налогу на прибыль есть убыток прошлых лет, который переносится через пр...
Лучшие материалы