Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учет последствий стихийных бедствий


В консультации расскажем, как оформить и отразить в учете предприятия последствия стихийного бедствия.


Документальное оформление

В случае стихийного бедствия нужно обязательно провести инвентаризацию (на день после окончания события) в объеме, определенном руководителем предприятия (п. 7 разд. І Положения № 879).

Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях (актах), в которых фиксируются наличие, состояние и оценка активов (п. 15 разд. ІІ Положения № 879).

Для справки. Стихийное бедствие может привести как к полному уничтожению активов, так и к их частичной порче. Именно это и указывается в инвентаризационных актах.

Полностью испорченные товары исключаются из состава активов предприятия, а частично испорченные — уцениваются. Перечни товаров на уценку передаются на рассмотрение и утверждение руководителю предприятия. После этого составляется акт уценки произвольной формы (п. 3.15 Методрекомендаций № 2).

После окончания инвентаризации инвентаризационная комиссия оформляет протокол (п. 1 разд. ІV Положения № 879). В нем также приводятся причины уничтожения (порчи) активов. Протокол утверждается руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации (п. 2 разд. ІV Положения № 879).

Первичные документы, которые оформляются при списании, зависят от вида активов (подробнее см. в материале «Кража, порча имущества: учет последствий»).

Бухгалтерский учет

Активами считаются ресурсы, которые контролируются предприятием в результате прошлых событий и использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (п. 3 НП(С)БУ 1). Поэтому, если объект основных средств (далее – ОС) или запасы не соответствуют названным критериям, они подлежат списанию с баланса предприятия.

По факту списания стоимость полностью испорченных активов в бухучете отражается в составе расходов.

Следует знать! В расходы включаются как прямые потери от стихийных бедствий (стоимость испорченного имущества), так и расходы, связанные с ликвидацией последствий таких событий (платежи сторонним организациям и зарплата работников, занятых восстановлением или ликвидацией имущества, и т. п.).

Порядок отражения операций в учете зависит от вида списанных активов, так:

  • остаточная стоимость ОС, а также расходы на их разборку, демонтаж и т. д. отражаются на субсчете 976 «Списание необоротных активов» (Инструкция № 291, п. 29 П(С)БУ 16). Стоимость материалов, полученных от разборки и демонтажа ОС, учитывается на субсчете 746 «Прочие доходы». Такие запасы приходуются по чистой стоимости реализации либо в оценке их возможного использования (п. 2.12 Методрекомендаций № 2);
  • стоимость испорченных и пришедших в негодность запасов (с учетом транспортно-заготовительных расходов) признается прочими операционными расходами отчетного периода и отражается на субсчете 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (п. 20 П(С)БУ 16).

Как учесть запасы, если они испорчены час­тично?

Согласно п. 25 П(С)БУ 9 запасы отражаются по чистой стоимости реализации, если на дату баланса их цена снизилась или они оказались испорчены, в результате чего потеряли первоначально ожидаемую экономическую выгоду (п. 25 П(С)БУ 9).

В нашей ситуации при уценке предприятие сравнивает первоначальную стоимость испорченных в результате стихийного бедствия товаров, по которой они были зачислены на баланс при поступлении, и чистую стоимость их реализации. Если первоначальная стоимость превышает чистую стоимость реализации, предприятие проводит уценку товаров. Сумма уценки списывается в состав прочих операционных расходов и отражается по дебету субсчета 946 «Потери от обесценивания запасов» с одновременным уменьшением балансовой стоимости испорченных товаров (п. 5.8 Методрекомендаций № 2, п. 27 П(С)БУ 9).

Расходы на восстановление частично испорченных товаров отражаются на субсчете 977 «Прочие расходы деятельности».

Если предприятие получило суммы возмещения убытков от стихийных бедствий (например, суммы выплачены страховыми компаниями), они отражаются на субсчете 716 «Возмещение ранее списанных активов».

Налоговый учет

Налог на прибыль. Если от стихийного бедствия пострадали запасы, в учете по налогу на прибыль операции с такими запасами отражаются по правилам бухгалтерского учета. Корректировка финрезультата нормами НК не предусмотрена.

Если из-за стихийного бедствия ликвидируется объект ОС, тогда у предприятий, которые корректируют финрезультат до налогообложения, могут возникнуть разницы согласно п. 138.1 и 138.2 НК.

НДС. При списании испорченных товаров плательщик НДС должен начислить налоговые обязательства согласно пп. «г» п. 198.5 НК исходя из цены их приобретения (п. 189.1 НК). Причем, если списывается продукция собственного производства, тогда для определения базы налогообложения из ее себестоимости нужно выделить стоимость тех товаров (услуг), при приобретении которых отражался налоговый кредит (т. е. сырья, материалов и т. п.). Такие расходы, как зарплата, начисления на нее, амортизация и т. п., в базу обложения НДС не включаются.

Для начисления налоговых обязательств оформляется сводная налоговая накладная не позднее последнего дня месяца, в котором списываются товары. Напомним, в графе «Сводная налоговая накладная» в данном случае следует указать код признака «1».

Что касается товаров, которые были частично испорчены и уценены, то начислять по ним налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК оснований нет, так как они продолжают использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. Однако если при продаже этих товаров цена договора будет ниже базы налогообложения согласно п. 188.1 НК, тогда на эту разницу придется начислить налоговые обязательства. Для доначисления налоговых обязательств до базы налогообложения выписывается налоговая накладная с типом причины «15», которая может быть как обычной, так и сводной (составляется не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлена реализация) (п. 201.4 НК).

При ликвидации объектов ОС, пострадавших в результате стихийного бедствия, налоговые обязательства по НДС не начисляются согласно абзацу второму п. 189.9 НК при условии, что факт стихийного бедствия будет подтвержден документально (сертификатом Торгово-промышленной палаты, актом, удостоверяющим факт пожара, и т. п.)

Когда плательщик НДС должен подать в орган ГФС документ, подтверждающий факт уничтожения (порчи) объекта ОС в результате стихийного бедствия?

Как отмечает Минфин в ОНК № 673, нормами НК не определен порядок подачи документов, подтверждающих факт уничтожения объекта ОС. Плательщик НДС может подать такие документы в орган ГФС:

  • либо по собственной инициативе (например, вместе с декларацией за период, в котором списывался объект ОС);
  • либо после запроса от органа ГФС.

Рассмотрим на числовом примере, как отражается списание активов в результате стихийного бедствия.

Пример

В результате пожара у предприятия сгорело здание склада вместе с товаром, который там хранился. По факту пожара был составлен акт согласно требованиям Порядка № 2030. Здание склада восстановлению не подлежит. Данные по складу согласно бухгалтерскому и налоговому учету таковы:

  • первоначальная стоимость – 1 500 000 грн.;
  • сумма начисленной амортизации – 800 000 грн.;
  • остаточная стоимость – 700 000 грн.

Расходы на ликвидацию здания склада составили 16 000 грн. (без НДС, склад ликвидирован силами работников предприятия). Стоимость материалов, полученных в ходе разборки склада, – 20 000 грн. Стоимость приобретения товаров, которые были уничтожены, – 75 000 грн.

Учет операций ведется так:

(грн.)

№ п/п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Отражено списание:

– суммы начисленной амортизации по складу

Акт типовой формы № ОЗ-3*

131

103

800 000

– остаточной стоимости склада

976

103

700 000

2

Отражены расходы предприятия на ликвидацию склада

Расходные накладные,
ведомость начисления зарплаты

976

20, 65, 661

16 000

3

Оприходованы запасы, полученные в результате разборки склада

Накладная-требование
типовой формы № М-11**

209

746

20 000

4

Списана стоимость испорченных запасов

Акт на списание

977

26

75 000

5

Начислены налоговые обязательства по НДС

Сводная налоговая накладная

977

641

15 000

6

Отражен финансовый результат:

– доходы

Бухгалтерская справка

746

793

20 000

– расходы

793

976, 977

806 000

* Утверждена Приказом № 352.
** Утверждена Приказом № 193.

Выводы

Стихийное бедствие – это форс-мажорное обстоятельство, которое должно быть подтверждено документально.

Если в результате стихийного бедствия пострадали активы предприятия, на день окончания бедствия следует провести их инвентаризацию.

При списании испорченных товаров необходимо начислить налоговые обязательства по НДС. При списании объектов ОС налоговые обязательства не начисляются.

Таблица_Пример.docx
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
09.09.2025
Если вовремя не списали задолженность: как отразить в учете
Что делать с кредиторской задолженностью, которую вовремя не списали? В статье рассматриваем, как предприятию избавиться от «зависших» долгов. С приближением окончания отчетного года, а также в связи со вступлением в силу 04.09.2025 Закона от 14.05.2025 № 4434-IX «О внесении измене...
04.09.2025
Денежные средства получены по ошибке: нужно ли начислять НДС?
Нужно ли начислять налоговые обязательства по НДС, если на счет плательщика денежные средства поступили из-за ошибки? Из статьи вы узнаете, действительно ли у плательщика НДС возникает такая обязанность и каково мнение ГНС по этому вопросу. Когда на счет плательщика НДС поступают не принадлежащие ем...
04.09.2025
Денежные средства получены по ошибке: как отразить в учете?
На счет вашего предприятия денежные средства могут попасть из-за ошибки плательщика. В таком случае важно знать, как отразить эту сумму в бухгалтерском и налоговом учете и когда ее можно списать, если возврат средств отправителю не произойдет. На счет предприятия поступили денежные средства, как ока...
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
18.07.2025
Какие документы должен иметь водитель для приема на работу
В статье рассмотрено, какие документы нужно требовать от водителя при приеме его на работу. При выполнении трудовых обязанностей водитель отвечает за транспортное средство (далее – ТС), пассажиров, груз. Поэтому работодатель, принимая человека на такую должность, должен проверить, есть ли у не...
Новое
29.09.2025
Новая форма декларации по налогу на прибыль за три квартала – 2025
Расскажем, по какой форме нужно отчитываться по налогу на прибыль за три квартала 2025 года и какие еще изменения будут в декларации за год 2025 года. Форма декларации по налогу на прибыль изменяется так часто, что только успевай проверять, актуальна ли (действующая ли) она. А все потому, что измене...
26.09.2025
Хранение и перемещение товара: ТЗР или расходы на сбыт?
Расскажем о правилах учета расходов на транспортировку и хранение товаров, предупредим о налоговых рисках, предоставим аргументы и нормативное обоснование. Казалось бы, в этом вопросе неоднозначности быть не может. Но, как свидетельствует судебная практика, у налоговиков есть свои рецепты учета и, к...
22.09.2025
Входят ли ТЗР в цену приобретения товара для определения базы обложения НДС?
В статье рассматриваем два варианта учета транспортно-заготовительных расходов и объясняем, как выбор варианта влияет на формирование базы налогообложения по НДС. Практическая ситуация Предприятие – плательщик НДС приобретает товар для последующей перепродажи. При этом учет транспортно-загото...
Лучшие материалы