В консультации расскажем, какие коммерческие предприятия обязаны обнародовать годовую финотчетность за 2021 год, какие еще формы и в какие сроки подлежат обнародованию, а также что будет за невыполнение этих требований.
Для предприятий, в обязанность которых входит обнародование финотчетности, ст. 14 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV (далее - Закон № 996) предусмотрены следующие сроки обнародования:
Не забудьте! Предприятия, которые составляют финотчетность на основе таксономии по МСФО, в эти же сроки должны подать в центр сбора финотчетности годовую финотчетность в электронном формате iXBRL, вместе с обязательными аудиторскими отчетами. |
Рассмотрим подробнее, для каких предприятий установлены эти сроки.
Не позднее 30 апреля следующего за отчетным периодом года обнародуют финотчетность на собственной веб-странице (или другим способом в случаях, определенных законодательством) четыре категории предприятий (п. 3 ст. 14 Закона № 996). А именно:
1. Предприятия, представляющие общественный интерес.
К таковым относятся (ст. 1 Закона № 996):
2. Публичные акционерные общества.
3. Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке.
Перечень таких субъектов размещен на сайте Антимонопольного комитета.
4. Предприятия, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях.
Это субъекты хозяйствования (далее – СХ), которые осуществляют любую деятельность в этой отрасли, включая разведку, поиск, открытие, разработку и добычу полезных ископаемых, нефти, залежей природного газа или другого сырья. Их классификационные позиции в КВЭД-2010 перечислены в письме Минфина, Госстата от 14.03.2018 № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/22-18 (далее - Письмо № 6959).
Не позднее 1 июня следующего за отчетным периодом года обнародуют финотчетность на собственной веб-странице остальные категории предприятий. А именно:
К сведению! Критерии определения размерной категории предприятий (крупное, среднее, микро- и малое) приведены в ч. 2 ст. 2 Закона № 996 (подробно об определении категории см. в материале «Как определить категорию предприятия для целей бухучета»).
Имейте в виду! Предприятиям, которые не обязаны обнародовать финотчетность, следует помнить, что их финотчетность – это публичная информация, и все без исключения они должны представлять копии финотчетности и консолидированной финотчетности по запросу юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном Законом от 13.01.2011 № 2939-VI. |
А при ликвидации может быть обнародован ликвидационный баланс любого предприятия. Его составляет ликвидационная комиссия и в установленных законом случаях публикует в течение 45 дней после утверждения (п. 5 ст. 14 Закона № 996).
Все категории предприятий, которые обязаны обнародовать финотчетность, обнародуют ее вместе с аудиторским заключением.
Аудит финотчетности – это аудиторская услуга по проверке данных бухучета и показателей финотчетности и/или консолидированной финотчетности юрлица или представительства иностранного CХ или другого субъекта, подающего финотчетность и консолидированную финотчетность группы. Цель аудита – выразить независимое мнение аудитора о ее соответствии во всех существенных аспектах требованиям НП(С)БУ, МСФО или другим требованиям (ч. 1 ст. 363 ХК, ст. 1 Закона от 21.12.2017 № 2258-VIII, далее - Закон № 2258).
Аудиторские услуги предоставляются на основании договора, заключенного между заказчиком и субъектом аудиторской деятельности, зарегистрированным в Реестре аудиторов и субъектов аудиторской деятельности (ч. 2 ст. 363 ХК).
Для отдельных категорий такие требования установлены.
Например, крупные предприятия обязаны создать аудиторский комитет или возложить его функции на ревизионную комиссию или наблюдательный совет, созданный в соответствии с законодательством. А предприятия, представляющие общественный интерес, могут возложить функции аудиторского комитета на отдельное подразделение органа управления или надзорный орган.
Учтите! Предприятия, представляющие общественный интерес, обязаны проводить конкурс по отбору субъектов аудиторской деятельности, которые могут предоставлять услуги по обязательному аудиту финотчетности (ст. 29 Закона № 2258). |
Аудиторский комитет или орган (подразделение), на который возложены соответствующие функции, должен (ч. 5 ст. 34 Закона № 2258):
Для справки. Большинство членов аудиторского комитета предприятий, представляющих общественный интерес (в случае его создания), не должны быть связаны с этими предприятиями. В его состав не могут входить должностные лица органов управления таких предприятий. И хотя бы один член комитета должен быть компетентным в сфере бухгалтерского учета и/или аудита. |
Как уже было отмечено выше, обнародуют финотчетность предприятия, которые относятся к крупным или средним и/или составляют отчетность по МСФО. Они обнародуют полную (не сокращенную) финотчетность, в состав которой входят:
Кроме того, отдельные предприятия подают и обнародуют приложение к Примечаниям к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам».
Вместе с финотчетностью и аудиторским заключением подлежат обнародованию, в частности, Отчет об управлении и Отчет о платежах в пользу государства. Правда, при одном условии: если составление (подача) этих отчетов предусмотрено законодательством (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419, далее - Порядок № 419).
Отчет об управлении. Его представляют вместе с годовой финотчетностью все предприятия (кроме бюджетных учреждений, малых и микропредприятий). В случае подачи консолидированной финотчетности подается консолидированный Отчет об управлении. Средние предприятия вправе не отражать в этом отчете нефинансовую информацию.
Следовательно, Отчет об управлении (консолидированный Отчет об управлении) обнародуют все крупные и средние предприятия. Его составляют в произвольной форме, пользуясь Методрекомендациями, утвержденными приказом Минфина от 07.12.2018 № 982 (кроме банков).
Отчет о платежах в пользу государства. Его подают, а значит, и должны обнародовать предприятия, представляющие общественный интерес, которые (Письмо № 6959):
Заготовители древесины должны представлять такой отчет вместе с годовой финотчетностью (п. 2 Порядка № 419). Его форма и порядок составления утверждены приказом Минфина от 13.08.2020 № 499. Специальные сроки для обнародования не предусмотрены.
СХ, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, раскрывают свои Отчеты о платежах в пользу государства (консолидированные отчеты, отчеты о полученных платежах), формы которых утверждены постановлением КМУ от 23.09.2020 № 858) ежегодно, не позднее 1 сентября следующего за отчетным периодом года, и обеспечивают их публичность и открытость в течение как минимум 3 лет (ч. 1 ст. 12 Закона от 18.09.2018 № 2545-VIII).
Кроме того, эмитенты ЦБ до 30 апреля следующего за отчетным периодом года обнародуют регулярную годовую информацию согласно Положению, утвержденному решением НКЦБФР от 03.12.2013 № 2826.
Для наглядности подытожим вышеизложенное в таблице в разрезе категорий предприятий.
№ п/п |
Категория предприятия |
Сроки обнародования |
||
Финотчетность с аудиторским заключением |
Отчет об управлении |
Отчет о платежах в пользу государства |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ЦБ) |
Не позднее 30 апреля следующего за отчетным периодом года (п. 3 ст. 14 Закона № 996) |
Не позднее 30 апреля следующего за отчетным периодом года |
х |
в т. ч. заготовители древесины, представляющие общественный интерес |
Не позднее 30 апреля следующего за отчетным периодом года |
|||
2 |
Публичные акционерные общества |
х |
||
3 |
Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке |
х |
||
4 |
Предприятия, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях |
Не позднее 1 сентября следующего за отчетным периодом года |
||
5 |
Крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ЦБ |
Не позднее 1 июня следующего за отчетным периодом года (п. 3 ст. 14 Закона № 996) |
Не позднее 1 июня следующего за отчетным периодом года |
х |
в т. ч. заготовители древесины, представляющие общественный интерес |
Не позднее 1 июня следующего за отчетным периодом года |
|||
6 |
Средние предприятия |
х |
||
7 |
Прочие финучреждения, которые относятся к малым и микропредприятиям |
х |
х |
Напомним, для плательщиков налога на прибыль, которые обязаны обнародовать финотчетность, предусмотрен следующий механизм ее уточнения налоговикам. До предельного срока подачи годовой декларации за 2021 год (до 01.03.2022) они должны подать в орган ГНС только формы № 1 и № 2 (возможно, еще не проверенные аудиторами). А полный комплект финотчетности они представляют после аудиторской проверки в срок не позднее 10 июня следующего за отчетным года (абзац четвертый п. 46.2 НК). Причем вместе с аудиторским заключением (ОИР, категория 102.20.01).
Поэтому, как правило, те плательщики налога на прибыль, которые обязаны обнародовать финотчетность, уточняют ее до обнародования. Ведь на это у них есть время между подачей налоговикам двух основных ее форм и обнародованием после аудиторской проверки.
В то же время законодательство не исключает возможности уточнения уже обнародованной финотчетности. Представление и обнародование уточненной финотчетности осуществляются в том же порядке, что и любое уточнение финотчетности (п. 6 ст. 14 Закона № 996).
За нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере (ч. 1 ст. 16316 КУоАП):
Такие штрафы налагает на СХ Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КУоАП) или другие уполномоченные органы, если нарушение допущено финучреждениями и банками (ст. 2343, 24416, 24417 КУоАП).
Нюанс: Отчет об управлении и Отчет о платежах в пользу государства не входят в состав финотчетности, поэтому вышеуказанные штрафы за их необнародование не применяются.