В консультации расскажем, какие коммерческие предприятия обязаны обнародовать годовую финотчетность за 2021 год, какие еще формы и в какие сроки подлежат обнародованию, а также что будет за невыполнение этих требований.
Для предприятий, в обязанность которых входит обнародование финотчетности, ст. 14 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV (далее - Закон № 996) предусмотрены следующие сроки обнародования:
|
Не забудьте! Предприятия, которые составляют финотчетность на основе таксономии по МСФО, в эти же сроки должны подать в центр сбора финотчетности годовую финотчетность в электронном формате iXBRL, вместе с обязательными аудиторскими отчетами. |
Рассмотрим подробнее, для каких предприятий установлены эти сроки.
Не позднее 30 апреля следующего за отчетным периодом года обнародуют финотчетность на собственной веб-странице (или другим способом в случаях, определенных законодательством) четыре категории предприятий (п. 3 ст. 14 Закона № 996). А именно:
1. Предприятия, представляющие общественный интерес.
К таковым относятся (ст. 1 Закона № 996):
2. Публичные акционерные общества.
3. Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке.
Перечень таких субъектов размещен на сайте Антимонопольного комитета.
4. Предприятия, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях.
Это субъекты хозяйствования (далее – СХ), которые осуществляют любую деятельность в этой отрасли, включая разведку, поиск, открытие, разработку и добычу полезных ископаемых, нефти, залежей природного газа или другого сырья. Их классификационные позиции в КВЭД-2010 перечислены в письме Минфина, Госстата от 14.03.2018 № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/22-18 (далее - Письмо № 6959).
Не позднее 1 июня следующего за отчетным периодом года обнародуют финотчетность на собственной веб-странице остальные категории предприятий. А именно:
К сведению! Критерии определения размерной категории предприятий (крупное, среднее, микро- и малое) приведены в ч. 2 ст. 2 Закона № 996 (подробно об определении категории см. в материале «Как определить категорию предприятия для целей бухучета»).
|
Имейте в виду! Предприятиям, которые не обязаны обнародовать финотчетность, следует помнить, что их финотчетность – это публичная информация, и все без исключения они должны представлять копии финотчетности и консолидированной финотчетности по запросу юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном Законом от 13.01.2011 № 2939-VI. |
А при ликвидации может быть обнародован ликвидационный баланс любого предприятия. Его составляет ликвидационная комиссия и в установленных законом случаях публикует в течение 45 дней после утверждения (п. 5 ст. 14 Закона № 996).
Все категории предприятий, которые обязаны обнародовать финотчетность, обнародуют ее вместе с аудиторским заключением.
Аудит финотчетности – это аудиторская услуга по проверке данных бухучета и показателей финотчетности и/или консолидированной финотчетности юрлица или представительства иностранного CХ или другого субъекта, подающего финотчетность и консолидированную финотчетность группы. Цель аудита – выразить независимое мнение аудитора о ее соответствии во всех существенных аспектах требованиям НП(С)БУ, МСФО или другим требованиям (ч. 1 ст. 363 ХК, ст. 1 Закона от 21.12.2017 № 2258-VIII, далее - Закон № 2258).
Аудиторские услуги предоставляются на основании договора, заключенного между заказчиком и субъектом аудиторской деятельности, зарегистрированным в Реестре аудиторов и субъектов аудиторской деятельности (ч. 2 ст. 363 ХК).
Для отдельных категорий такие требования установлены.
Например, крупные предприятия обязаны создать аудиторский комитет или возложить его функции на ревизионную комиссию или наблюдательный совет, созданный в соответствии с законодательством. А предприятия, представляющие общественный интерес, могут возложить функции аудиторского комитета на отдельное подразделение органа управления или надзорный орган.
|
Учтите! Предприятия, представляющие общественный интерес, обязаны проводить конкурс по отбору субъектов аудиторской деятельности, которые могут предоставлять услуги по обязательному аудиту финотчетности (ст. 29 Закона № 2258). |
Аудиторский комитет или орган (подразделение), на который возложены соответствующие функции, должен (ч. 5 ст. 34 Закона № 2258):
|
Для справки. Большинство членов аудиторского комитета предприятий, представляющих общественный интерес (в случае его создания), не должны быть связаны с этими предприятиями. В его состав не могут входить должностные лица органов управления таких предприятий. И хотя бы один член комитета должен быть компетентным в сфере бухгалтерского учета и/или аудита. |
Как уже было отмечено выше, обнародуют финотчетность предприятия, которые относятся к крупным или средним и/или составляют отчетность по МСФО. Они обнародуют полную (не сокращенную) финотчетность, в состав которой входят:
Кроме того, отдельные предприятия подают и обнародуют приложение к Примечаниям к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам».
Вместе с финотчетностью и аудиторским заключением подлежат обнародованию, в частности, Отчет об управлении и Отчет о платежах в пользу государства. Правда, при одном условии: если составление (подача) этих отчетов предусмотрено законодательством (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419, далее - Порядок № 419).
Отчет об управлении. Его представляют вместе с годовой финотчетностью все предприятия (кроме бюджетных учреждений, малых и микропредприятий). В случае подачи консолидированной финотчетности подается консолидированный Отчет об управлении. Средние предприятия вправе не отражать в этом отчете нефинансовую информацию.
Следовательно, Отчет об управлении (консолидированный Отчет об управлении) обнародуют все крупные и средние предприятия. Его составляют в произвольной форме, пользуясь Методрекомендациями, утвержденными приказом Минфина от 07.12.2018 № 982 (кроме банков).
Отчет о платежах в пользу государства. Его подают, а значит, и должны обнародовать предприятия, представляющие общественный интерес, которые (Письмо № 6959):
Заготовители древесины должны представлять такой отчет вместе с годовой финотчетностью (п. 2 Порядка № 419). Его форма и порядок составления утверждены приказом Минфина от 13.08.2020 № 499. Специальные сроки для обнародования не предусмотрены.
СХ, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, раскрывают свои Отчеты о платежах в пользу государства (консолидированные отчеты, отчеты о полученных платежах), формы которых утверждены постановлением КМУ от 23.09.2020 № 858) ежегодно, не позднее 1 сентября следующего за отчетным периодом года, и обеспечивают их публичность и открытость в течение как минимум 3 лет (ч. 1 ст. 12 Закона от 18.09.2018 № 2545-VIII).
Кроме того, эмитенты ЦБ до 30 апреля следующего за отчетным периодом года обнародуют регулярную годовую информацию согласно Положению, утвержденному решением НКЦБФР от 03.12.2013 № 2826.
Для наглядности подытожим вышеизложенное в таблице в разрезе категорий предприятий.
|
№ п/п |
Категория предприятия |
Сроки обнародования |
||
|
Финотчетность с аудиторским заключением |
Отчет об управлении |
Отчет о платежах в пользу государства |
||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ЦБ) |
Не позднее 30 апреля следующего за отчетным периодом года (п. 3 ст. 14 Закона № 996) |
Не позднее 30 апреля следующего за отчетным периодом года |
х |
|
в т. ч. заготовители древесины, представляющие общественный интерес |
Не позднее 30 апреля следующего за отчетным периодом года |
|||
|
2 |
Публичные акционерные общества |
х |
||
|
3 |
Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке |
х |
||
|
4 |
Предприятия, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях |
Не позднее 1 сентября следующего за отчетным периодом года |
||
|
5 |
Крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ЦБ |
Не позднее 1 июня следующего за отчетным периодом года (п. 3 ст. 14 Закона № 996) |
Не позднее 1 июня следующего за отчетным периодом года |
х |
|
в т. ч. заготовители древесины, представляющие общественный интерес |
Не позднее 1 июня следующего за отчетным периодом года |
|||
|
6 |
Средние предприятия |
х |
||
|
7 |
Прочие финучреждения, которые относятся к малым и микропредприятиям |
х |
х |
|
Напомним, для плательщиков налога на прибыль, которые обязаны обнародовать финотчетность, предусмотрен следующий механизм ее уточнения налоговикам. До предельного срока подачи годовой декларации за 2021 год (до 01.03.2022) они должны подать в орган ГНС только формы № 1 и № 2 (возможно, еще не проверенные аудиторами). А полный комплект финотчетности они представляют после аудиторской проверки в срок не позднее 10 июня следующего за отчетным года (абзац четвертый п. 46.2 НК). Причем вместе с аудиторским заключением (ОИР, категория 102.20.01).
Поэтому, как правило, те плательщики налога на прибыль, которые обязаны обнародовать финотчетность, уточняют ее до обнародования. Ведь на это у них есть время между подачей налоговикам двух основных ее форм и обнародованием после аудиторской проверки.
В то же время законодательство не исключает возможности уточнения уже обнародованной финотчетности. Представление и обнародование уточненной финотчетности осуществляются в том же порядке, что и любое уточнение финотчетности (п. 6 ст. 14 Закона № 996).
За нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере (ч. 1 ст. 16316 КУоАП):
Такие штрафы налагает на СХ Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КУоАП) или другие уполномоченные органы, если нарушение допущено финучреждениями и банками (ст. 2343, 24416, 24417 КУоАП).
Нюанс: Отчет об управлении и Отчет о платежах в пользу государства не входят в состав финотчетности, поэтому вышеуказанные штрафы за их необнародование не применяются.