• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Закупки по новому порядку в условиях карантина

Карантин

03.04.2020 1574 0 2

В Украине продлен карантин, а в отдельных областях введена чрезвычайная ситуация. Однако мы все должны работать, невзирая на сложившиеся условия. Особо важна работа тех, кто работает ради помощи больным и предотвращения заражения других. Это касается и закупок для обеспечения непрерывности этого процесса.


Законом от 17.03.20 г. № 530-IX внесены изменения в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 530).

Данным Законом, в частности, установлено, что действие Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) не распространяется на случаи, если предметом закупки являются товары, работы или услуги, необходимые для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий короновирусной болезни (COVID-19).

Для упрощения и ускорения закупки в условиях карантина правительство приняло постановление от 20.03.20 г. № 225 «О некоторых вопросах закупки товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий короновирусной болезни (COVID-19) на территории Украины» (далее – Постановление № 225). Как это постановление поможет закупщикам?

Постановлением № 225 утвержден Порядок проведения закупок товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий короновирусной болезни (COVID-19) на территории Украины (далее – Порядок № 225), а также Перечень соответствующих товаров, работ и услуг (далее – Перечень № 225).

Нормы Постановления № 225 применяются только относительно закупки товаров, вошедших в указанный Перечень. Любые другие закупки осуществляются в соответствии с требованиями Закона № 922.

Порядок № 225 определяет закупку как приобретение заказчиком товаров, работ и услуг (далее – товары), необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий короновирусной болезни (COVID-19), согласно правилам, определенным данным Порядком.

Постановлением № 225 предусмотрено назначение служебного (должностного) лица, уполномоченного заказчиком на проведение таких закупок (далее — уполномоченное заказчиком лицо).

Для закупки товаров из Перечня № 225 заказчик может назначить отдельное уполномоченное лицо. Уполномоченное заказчиком лицо будет осуществлять закупки независимо от тендерного комитета или уполномоченных лиц, действующих от имени заказчика.

Порядок № 225 предусматривает, что планирование закупок осуществляется заказчиком на основании имеющейся потребности в закупке соответствующих товаров. Однако не обусловливаются действия лица относительно планирования. Включать такие закупки в общий годовой план или утверждать отдельно, решает Уполномоченное заказчиком лицо. Попробуем ему в этом помочь.

Алгоритм действий Уполномоченного заказчиком лица

В информационном письме Минэкономразвития от 25.03.20 г. № 3304-04/20656-06 и письме ГП «Прозорро» от 24.03.20 г. № 206/712/10 даны разъяснения, с учетом которых можно сформировать такой алгоритм действий Уполномоченного заказчиком лица.

Сначала планируются закупки и вносится информация в годовой план закупок в электронной системе закупок.

Поскольку в соответствии с Законом № 530 действие Закона № 922 на вышеуказанные закупки не распространяется, можем допустить, что это касается и годового плана закупок. Поэтому Уполномоченное заказчиком лицо осуществляет отдельное планирование закупок, которые проводятся на основании имеющейся потребности в закупке определенных Перечнем № 225 товаров.

Все решения Уполномоченного заказчиком лица оформляются протоколом с указанием даты принятия решения.

Сведения относительно технических, качественных и других характеристик предмета закупки, требований к участнику, цене и сроку поставки товаров или выполнения работ либо услуг должны быть в информации о предмете закупок плана закупок в электронной системе закупок. То есть Уполномоченное заказчиком лицо через личный кабинет на авторизованной электронной площадке создает план закупок и подгружает в объект плана всю необходимую информацию о технических, качественных и других характеристиках предмета закупки, сроке поставки товаров или выполнения работ либо услуг и т. п.

Обнародование такой информации по сути является обнародованием годового плана закупок и объявлением о закупке одновременно.

Как только эта информация будет обнародована в электронной системе закупок, начинается отсчет 48 часов до заключения договора.

Постановлением № 225 установлено, что Уполномоченное заказчиком лицо организует и проводит закупки не ранее чем через 48 часов с момента обнародования информации о закупке в электронной системе закупок по критериям, которые включают, в частности, цену и срок поставки товаров или выполнения работ либо услуг.

Площадка, на которой обнародована соответствующая информация, обеспечивает информирование поставщиков, подписанных на закупки по соответствующим СРУ кодам.

В течение этого времени участник подает свои предложения заказчику, а заказчик проводит переговоры и принимает необходимые решения для заключения договора и осуществления закупки.

Процедура переговоров

В Порядке № 225 не указано, как участники подают свои предложения.

Минэкономразвития объясняет, что заказчик вне электронной системы закупок проводит переговоры в формате, приемлемом для сторон. Проведение переговоров осуществляется с одним или несколькими участниками.

Со своей стороны, рекомендуем проводить переговоры в онлайн-режиме. Не установлено, кто и к кому обращается: заказчик к участникам или участники к заказчику. Но, по-видимому, на данный момент это и не важно. Главное – чтобы заказчик соблюдал принципы закупки, в частности принцип добросовестной конкуренции среди участников и максимальной экономии.

Во время переговоров заказчиком рассматривается предложение участника относительно технических, качественных и других характеристик предмета закупки, цены и срока поставки товаров или выполнения работ либо услуг, которые указывались в информации, обнародованной в годовом плане.

Отказ участнику в участии в процедуре закупки

Порядок № 225 требует от заказчиков проверять наличие оснований для отказа участнику в участии в процедуре закупки и в случае их выявления отказывать такому участнику в участии в переговорах.

Не совсем понятно, о какой процедуре идет речь, ведь процедуры закупки установлены Законом № 922, а эти закупки осуществляются без переговоров. Создается впечатление, что, срочно формируя Порядок № 225, законодатель просто перенес требования ст. 17 Закона № 922 в требования Порядка № 225.

Однако подчеркнем: если не считаться с такими недоразумениями, основания для отказа участникам аналогичны тем, которые применяются с 19 апреля 2020 года, среди которых есть и новые. В частности, участнику будет отказано в участии в закупке, если:

  • участник процедуры закупки является лицом, к которому применена санкция в виде запрета на осуществление у него публичных закупок товаров, работ и услуг согласно Закону от 14.08.14 г. № 1644-VII «О санкциях»;
  • служебное (должностное) лицо участника процедуры закупки, которое уполномочено участником представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, физическое лицо, которое является участником, было привлечено согласно закону к ответственности за совершение правонарушения, связанного с использованием детского труда или любыми формами торговли людьми;
  • участник процедуры закупки имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме случая, когда такой участник осуществил мероприятия по рассрочке и отсрочке указанной задолженности в порядке и на условиях, определенных законодательством страны регистрации такого участника.

Кроме того, заказчик может принять решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и отклонить предложение участника в случае, если участник не выполнил своих обязательств по ранее заключенному договору о закупке с тем же заказчиком, что привело к его досрочному расторжению и применению санкций в виде штрафов и/или возмещения убытков — в течение трех лет с даты досрочного расторжения такого договора.

Обращаем внимание, что должно быть два условия одновременно: досрочное расторжение договора и применение санкций в виде штрафов и/или возмещения убытков.

Однако участник может предоставить подтверждение принятия мер для доказательства своей надежности, невзирая на наличие соответствующего основания для отказа в участии в процедуре закупки. Для этого он должен доказать, что оплатил или обязался оплатить соответствующие обязательства и возмещение нанесенных убытков.

Если заказчик считает такое подтверждение достаточным, участнику не может быть отказано в участии в процедуре закупки.

Заказчик должен проверить наличие всех соответствующих оснований для отказа участнику, но подтверждать отсутствие таких оснований должен участник во время представления предложения. Минэкономразвития рекомендует участникам подтверждать отсутствие таких оснований предоставлением информации в произвольной форме.

Обнародование информации относительно закупок

Порядок № 225 не содержит требований относительно обнародования в электронной системе закупок предложений участников, поэтому заказчики должны получать соответствующее подтверждение в порядке, который самостоятельно будут предусматривать для общения, в том числе для получения предложений участников. Рекомендуем делать это в онлайн-режиме.

Однако заказчики должны заботиться о сохранении этой информации, ведь когда-то наступит время проверок таких закупок.

Порядком № 225 предусмотрено, что Уполномоченное заказчиком лицо обеспечивает составление, утверждение и хранение соответствующих документов по вопросам закупок.

После проведения переговоров относительно цены и других условий договора о закупке с одним или несколькими участниками заказчик заключает договор о закупке.

Заказчик в течение одного дня со дня заключения договора отчитывается по результатам осуществленной закупки путем обнародования в электронной системе закупок Отчета о заключенном договоре, договоре о закупке и всех приложений к нему.

Площадка для формирования Отчета о заключенном договоре с признаком COVID-19 выдает предупреждение заказчику следующего содержания: «Обратите внимание, публикация Отчета о заключенном договоре в соответствии с Постановлением № 225 может состояться не ранее чем через 48 часов после публикации соответствующей строки плана».

Заказчик в течение трех дней со дня истечения срока действия договора, выполнения договора или его расторжения обнародует Отчет о выполнении договора.

Важно напомнить, что изменения в ст. 16414 КУоАП предусматривают наложение штрафов за необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках, которые осуществляются в соответствии с положениями Закона № 530.

В итоге должны указать, что действие Постановления № 225 распространяется на все закупки из перечня, утвержденного КМУ, независимо от их стоимости. Однако перечень содержит ограничение относительно закупки медицинского оборудования исключительно заведениями здравоохранения, которые оказывают помощь больным COVID-19.

Заметим также, что 23.03.20 г. правительство пересмотрело положения Постановления № 225 и внесло в них изменения, о которых мы расскажем, как только они будут обнародованы. На правительственном портале указано, что Порядок № 225 упрощен и в соответствии с Перечнем товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID-19), осуществлять закупки могут все заказчики на территории Украины, тогда как ранее такую возможность имели только заведения здравоохранения.

Поэтому будем надеяться, что предложенный нами алгоритм ускорит осуществление необходимых закупок в такой чрезвычайно сложной ситуации, а также поможет победить риски распространения COVID-19.


Горячая линия «Антивирус»: как работать на карантине 

Организация работы учреждений в условиях карантина: последствия для финансово-хозяйственной деятельности

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы