В Украине продлен карантин, а в отдельных областях введена чрезвычайная ситуация. Однако мы все должны работать, невзирая на сложившиеся условия. Особо важна работа тех, кто работает ради помощи больным и предотвращения заражения других. Это касается и закупок для обеспечения непрерывности этого процесса.
Законом от 17.03.20 г. № 530-IX внесены изменения в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 530).
Данным Законом, в частности, установлено, что действие Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) не распространяется на случаи, если предметом закупки являются товары, работы или услуги, необходимые для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий короновирусной болезни (COVID-19).
Для упрощения и ускорения закупки в условиях карантина правительство приняло постановление от 20.03.20 г. № 225 «О некоторых вопросах закупки товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий короновирусной болезни (COVID-19) на территории Украины» (далее – Постановление № 225). Как это постановление поможет закупщикам?
Постановлением № 225 утвержден Порядок проведения закупок товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий короновирусной болезни (COVID-19) на территории Украины (далее – Порядок № 225), а также Перечень соответствующих товаров, работ и услуг (далее – Перечень № 225).
|
Нормы Постановления № 225 применяются только относительно закупки товаров, вошедших в указанный Перечень. Любые другие закупки осуществляются в соответствии с требованиями Закона № 922. |
Порядок № 225 определяет закупку как приобретение заказчиком товаров, работ и услуг (далее – товары), необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий короновирусной болезни (COVID-19), согласно правилам, определенным данным Порядком.
Постановлением № 225 предусмотрено назначение служебного (должностного) лица, уполномоченного заказчиком на проведение таких закупок (далее — уполномоченное заказчиком лицо).
|
Для закупки товаров из Перечня № 225 заказчик может назначить отдельное уполномоченное лицо. Уполномоченное заказчиком лицо будет осуществлять закупки независимо от тендерного комитета или уполномоченных лиц, действующих от имени заказчика. |
Порядок № 225 предусматривает, что планирование закупок осуществляется заказчиком на основании имеющейся потребности в закупке соответствующих товаров. Однако не обусловливаются действия лица относительно планирования. Включать такие закупки в общий годовой план или утверждать отдельно, решает Уполномоченное заказчиком лицо. Попробуем ему в этом помочь.
В информационном письме Минэкономразвития от 25.03.20 г. № 3304-04/20656-06 и письме ГП «Прозорро» от 24.03.20 г. № 206/712/10 даны разъяснения, с учетом которых можно сформировать такой алгоритм действий Уполномоченного заказчиком лица.
Сначала планируются закупки и вносится информация в годовой план закупок в электронной системе закупок.
Поскольку в соответствии с Законом № 530 действие Закона № 922 на вышеуказанные закупки не распространяется, можем допустить, что это касается и годового плана закупок. Поэтому Уполномоченное заказчиком лицо осуществляет отдельное планирование закупок, которые проводятся на основании имеющейся потребности в закупке определенных Перечнем № 225 товаров.
Все решения Уполномоченного заказчиком лица оформляются протоколом с указанием даты принятия решения.
Сведения относительно технических, качественных и других характеристик предмета закупки, требований к участнику, цене и сроку поставки товаров или выполнения работ либо услуг должны быть в информации о предмете закупок плана закупок в электронной системе закупок. То есть Уполномоченное заказчиком лицо через личный кабинет на авторизованной электронной площадке создает план закупок и подгружает в объект плана всю необходимую информацию о технических, качественных и других характеристиках предмета закупки, сроке поставки товаров или выполнения работ либо услуг и т. п.
Обнародование такой информации по сути является обнародованием годового плана закупок и объявлением о закупке одновременно.
Как только эта информация будет обнародована в электронной системе закупок, начинается отсчет 48 часов до заключения договора.
Постановлением № 225 установлено, что Уполномоченное заказчиком лицо организует и проводит закупки не ранее чем через 48 часов с момента обнародования информации о закупке в электронной системе закупок по критериям, которые включают, в частности, цену и срок поставки товаров или выполнения работ либо услуг.
Площадка, на которой обнародована соответствующая информация, обеспечивает информирование поставщиков, подписанных на закупки по соответствующим СРУ кодам.
В течение этого времени участник подает свои предложения заказчику, а заказчик проводит переговоры и принимает необходимые решения для заключения договора и осуществления закупки.
В Порядке № 225 не указано, как участники подают свои предложения.
Минэкономразвития объясняет, что заказчик вне электронной системы закупок проводит переговоры в формате, приемлемом для сторон. Проведение переговоров осуществляется с одним или несколькими участниками.
Со своей стороны, рекомендуем проводить переговоры в онлайн-режиме. Не установлено, кто и к кому обращается: заказчик к участникам или участники к заказчику. Но, по-видимому, на данный момент это и не важно. Главное – чтобы заказчик соблюдал принципы закупки, в частности принцип добросовестной конкуренции среди участников и максимальной экономии.
Во время переговоров заказчиком рассматривается предложение участника относительно технических, качественных и других характеристик предмета закупки, цены и срока поставки товаров или выполнения работ либо услуг, которые указывались в информации, обнародованной в годовом плане.
Порядок № 225 требует от заказчиков проверять наличие оснований для отказа участнику в участии в процедуре закупки и в случае их выявления отказывать такому участнику в участии в переговорах.
Не совсем понятно, о какой процедуре идет речь, ведь процедуры закупки установлены Законом № 922, а эти закупки осуществляются без переговоров. Создается впечатление, что, срочно формируя Порядок № 225, законодатель просто перенес требования ст. 17 Закона № 922 в требования Порядка № 225.
Однако подчеркнем: если не считаться с такими недоразумениями, основания для отказа участникам аналогичны тем, которые применяются с 19 апреля 2020 года, среди которых есть и новые. В частности, участнику будет отказано в участии в закупке, если:
Кроме того, заказчик может принять решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и отклонить предложение участника в случае, если участник не выполнил своих обязательств по ранее заключенному договору о закупке с тем же заказчиком, что привело к его досрочному расторжению и применению санкций в виде штрафов и/или возмещения убытков — в течение трех лет с даты досрочного расторжения такого договора.
Обращаем внимание, что должно быть два условия одновременно: досрочное расторжение договора и применение санкций в виде штрафов и/или возмещения убытков.
Однако участник может предоставить подтверждение принятия мер для доказательства своей надежности, невзирая на наличие соответствующего основания для отказа в участии в процедуре закупки. Для этого он должен доказать, что оплатил или обязался оплатить соответствующие обязательства и возмещение нанесенных убытков.
Если заказчик считает такое подтверждение достаточным, участнику не может быть отказано в участии в процедуре закупки.
|
Заказчик должен проверить наличие всех соответствующих оснований для отказа участнику, но подтверждать отсутствие таких оснований должен участник во время представления предложения. Минэкономразвития рекомендует участникам подтверждать отсутствие таких оснований предоставлением информации в произвольной форме. |
Порядок № 225 не содержит требований относительно обнародования в электронной системе закупок предложений участников, поэтому заказчики должны получать соответствующее подтверждение в порядке, который самостоятельно будут предусматривать для общения, в том числе для получения предложений участников. Рекомендуем делать это в онлайн-режиме.
Однако заказчики должны заботиться о сохранении этой информации, ведь когда-то наступит время проверок таких закупок.
Порядком № 225 предусмотрено, что Уполномоченное заказчиком лицо обеспечивает составление, утверждение и хранение соответствующих документов по вопросам закупок.
После проведения переговоров относительно цены и других условий договора о закупке с одним или несколькими участниками заказчик заключает договор о закупке.
Заказчик в течение одного дня со дня заключения договора отчитывается по результатам осуществленной закупки путем обнародования в электронной системе закупок Отчета о заключенном договоре, договоре о закупке и всех приложений к нему.
Площадка для формирования Отчета о заключенном договоре с признаком COVID-19 выдает предупреждение заказчику следующего содержания: «Обратите внимание, публикация Отчета о заключенном договоре в соответствии с Постановлением № 225 может состояться не ранее чем через 48 часов после публикации соответствующей строки плана».
Заказчик в течение трех дней со дня истечения срока действия договора, выполнения договора или его расторжения обнародует Отчет о выполнении договора.
Важно напомнить, что изменения в ст. 16414 КУоАП предусматривают наложение штрафов за необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках, которые осуществляются в соответствии с положениями Закона № 530.
В итоге должны указать, что действие Постановления № 225 распространяется на все закупки из перечня, утвержденного КМУ, независимо от их стоимости. Однако перечень содержит ограничение относительно закупки медицинского оборудования исключительно заведениями здравоохранения, которые оказывают помощь больным COVID-19.
Заметим также, что 23.03.20 г. правительство пересмотрело положения Постановления № 225 и внесло в них изменения, о которых мы расскажем, как только они будут обнародованы. На правительственном портале указано, что Порядок № 225 упрощен и в соответствии с Перечнем товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID-19), осуществлять закупки могут все заказчики на территории Украины, тогда как ранее такую возможность имели только заведения здравоохранения.
Поэтому будем надеяться, что предложенный нами алгоритм ускорит осуществление необходимых закупок в такой чрезвычайно сложной ситуации, а также поможет победить риски распространения COVID-19.