У работодателей в период действия карантина возникает ряд вопросов кадрового характера, в том числе как действовать, если у одного или нескольких работников выявлен COVID-19. В консультации мы расскажем, как оформить отношения с работниками, находящимися на самоизоляции, обязательно ли проводить тестирование сотрудников в случае их контактирования с заболевшим, и ответим на другие вопросы.
Сразу скажем, что на сегодня нет единого нормативного документа, который бы четко прописывал алгоритм действий работодателя в данном случае. Но есть ряд различных документов, разъяснений и рекомендаций, на которые следует опираться работодателю в подобных ситуациях. Рассмотрим их.
Напомним, в целях противодействия распространению COVID-19 на территории Украины был введен карантин, который в настоящее время действует на основании постановления КМУ от 22.07.20 г. № 641 (далее - Постановление № 641) (с учетом изменений, внесенных в него соответствующими постановлениями КМУ). Именно в этом документе изложены основные правила и ограничения, которые следует выполнять в период карантина, в частности в отношении самоизоляции.
Но информации о том, что делать работодателю, у которого заболел сотрудник, в данном документе не так уж много. Во всяком случае, об обязанностях работодателя выполнить то или иное действие в такой ситуации, здесь ничего не сказано. Но определенные рекомендации для предприятий в постановлении № 641 все же есть, и касаются они, в том числе, мер противоэпидемиологического характера для сотрудников предприятия.
Так, п. 39 Постановления № 641 предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от формы собственности, рекомендовано обеспечить:
Также рекомендуем субъектам хозяйствования обратить внимание на Временные рекомендации по организации противоэпидемиологических мероприятий на период карантина (разрабатываются по отраслевому принципу). Такие рекомендации утверждаются постановлениями Главного государственного санитарного врача Украины, а найти их тексты можно на официальном сайте Минздрава, в разделе «Документы»/подраздел «Главный государственный санитарный врач Украины». Например, для организации работы в офисных помещениях при приеме посетителей вам помогут Временные рекомендации, утвержденные постановлением Госглавсанврача от 09.05.20 г. № 16.
Что касается рассматриваемой нами ситуации, то в соответствии с действующим законодательством сотруднику, у которого лабораторно подтвержден случай заболевания COVID-19, будет выдан листок нетрудоспособности.
Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя уведомлять кого-либо об этом. Но в одном из интервью главный санитарный врач Украины В. Ляшко рекомендовал работодателям в этом случае обращаться в территориальный лабораторный центр Минздрава (далее – ТЛЦ). Эпидемиолог этого ТЛЦ, закрепленный за территорией, на которой находится ваше предприятие, проведет эпидемиологическое расследование и выдаст необходимые рекомендации, в том числе по самоизоляции лиц, контактировавших с заболевшим.
Также В. Ляшко советует в случае, если вы обратились в ТЛЦ, а никакой реакции не последовало, позвонить на горячую линию Минздрава. Телефоны горячей линии вы найдете на официальном сайте министерства.
Как видим, официально утвержденных нормативных актов, которые бы регламентировали обязанности работодателя в случае болезни его работника COVID-19, не так уж и много. Но есть прямо предусмотренная обязанность – оплата работнику времени нетрудоспособности по правилам, установленным Законом от 23.09.99 г. № 1105-XIV и Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 26.06.15 г. № 440 (далее - Закон № 1105 и Порядок № 440).
Оплачивая больничный работнику, обращайте внимание на графу «Причина нетрудоспособности». От того, что там указано, будет зависеть размер оплаты. Поясним подробнее.
Общее правило – работникам, заболевшим COVID-19, больничный оплачивается в зависимости от их страхового стажа. Однако в связи с введенным карантином были внесены изменения и в Закон № 1105. В настоящее время оплату времени нетрудоспособности производят не только заболевшим, но и лицам, находящимся на самоизоляции под медицинским контролем.
Так, п. 51 ч. 1 ст. 22 Закона № 1105 предусматривает, что пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует потерю зарплаты на период пребывания в медучреждениях, а также на период самоизоляции под медицинским контролем в связи с проведением мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни COVID-19, а также локализацию и ликвидацию ее вспышек и эпидемий. Причем такое пособие не зависит от страхового стажа, а выплачивается в размере 50 % средней зарплаты (дохода) (ч. 2 ст. 24 Закона № 1105).
Но у этого правила есть исключение: для медработников компенсация утраченного заработка за время изоляции от COVID-19 осуществляется Фондом социального страхования (далее – Фонд) в размере 100 % среднего дохода и также не зависит от продолжительности страхового стажа.
Как и в случаях с другими больничными, Фонд осуществляет финансирование таких больничных начиная с 6-го дня, а за первые 5 дней пособие выплачивает работодатель.
Важный нюанс: в Закон № 1105 были внесены изменения, связанные с оплатой больничных, выданных в случае самоизоляции работника, однако Порядок № 440 не был приведен в соответствие с Законом № 1105. Поэтому у работодателей возникает вопрос, как в этом случае оплачивать первые 5 дней болезни: исходя из страхового стажа работника или в размере 50 %, как установлено ч. 2 ст. 24 Закона № 1105. Здесь следует руководствоваться разъяснением Минсоцполитики (письмо от 15.05.20 г. № 5183/0/290-20), в соответствии с которым выплачивать пособие за первые 5 дней нужно в размере, установленном ч. 2 ст. 24 Закона № 1105 (т. е. 50 %).
Лицам, находящимся на самоизоляции под медицинским контролем, выдаются листки нетрудоспособности на основании п. 5.2 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава от 13.11.01 г. № 455, лечащим врачом на период, определенный законодательством и отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения.
Больничный листок заполняется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минздрава, Минтруда и соцполитики, ФСС по ВПТ, ФСС от НСП от 03.11.04 г. № 532/274/136-ос/1406. Но в эту инструкцию тоже не внесли изменения, поэтому в ней не прописано, как заполнить листки нетрудоспособности в случае выдачи их в связи с самоизоляцией под медицинским контролем. Здесь нужно руководствоваться разъяснением Минздрава (письмо от 13.05.20 г. № 03.4-26/13138/2-20). В графе «Причина нетрудоспособности» больничного листка в этом случае лечащие врачи указывают «изоляция от COVID-19 – 11» (хотя в самом бланке такого кода нет). Поэтому при оплате больничных обращайте внимание на эту графу.
Далее рассмотрим вопросы, которые чаще всего возникают у работодателей в связи с наличием у них заболевших COVID-19, а также лиц, находящихся на самоизоляции.
Здесь все зависит от конкретной ситуации. Перечень случаев, когда лица подлежат самоизоляции, приведен в п. 20 Постановления № 641. В частности, подлежат самоизоляции лица, которые имели контакт с пациентом с подтвержденным случаем COVID-19, кроме лиц, которые во время исполнения служебных обязанностей использовали средства индивидуальной защиты в соответствии с рекомендациями по их применению. Поэтому, если все меры предосторожности соблюдались, то необходимости в самоизоляции нет.
Однако сам работодатель не уполномочен определять, кто подлежит самоизоляции и, соответственно, не имеет права не допускать работников к работе. Этим занимаются эпидемиологи, и, если есть необходимость в самоизоляции, лицам, имевшим контакт с заболевшим, выдадут листки нетрудоспособности. И тогда уже работодатель обязан будет оплатить им больничный в размере 50 % средней зарплаты работника (см. выше).
Однако в данной ситуации работодатель может самостоятельно принять меры безопасности и, если есть возможность, временно перевести работников, которые имели контакт с заболевшим, на дистанционную работу (подробнее об организации такой работы см. в материале «Как организовать дистанционною работу сотрудников офиса»). Также, при желании и возможности, работники, контактировавшие с заболевшим, могут взять ежегодный отпуск или отпуск без сохранения зарплаты на основании ст. 26 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
Важно помнить, что насильно отправлять в отпуск работника в данной ситуации работодатель не вправе: все только по обоюдному согласию. |
Нет, не обязан. В данном случае основанием для допуска к работе сотрудника является предоставление им закрытого листка нетрудоспособности. Отметим, что лечащий врач закрывает больничный при наличии у заболевшего отрицательного теста.
Обязан ли работодатель при наличии подтвержденных случаев заболевания работников COVID-19 отправить весь персонал на тестирование?
Нет, не обязан. В данном случае необходимость пройти такое тестирование определяет учреждение здравоохранения (эпидемиологи).
Отметим, что случаи, когда тестирование на COVID-19 проводится в обязательном порядке, перечислены в ст. 351 Закона от 06.04.2000 г. № 1645-III. Так, тестирование является обязательным для лиц, которые:
Опять-таки, работодатель не должен устанавливать, был ли у работника контакт с заболевшим – это прерогатива эпидемиологов. Но по собственной инициативе и за свой счет работодатель вправе это сделать.