Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Расходы на дезинфектанты, маски, перчатки, термометры во время карантина: учет и налогообложение

09.04.2020

Торговые предприятия, аптеки, службы доставки, банковские учреждения и т. п. продолжают работать в условиях карантина. Для защиты работников и клиентов они прибегают к профилактическим и противоэпидемическим мерам. Среди них, в частности, дезинфекция помещений, обеспечение средствами защиты работников (маски, перчатки, антисептики или санитайзеры и т. п.), измерение температуры.

Рассмотрим учет расходов на такие мероприятия.


Необходимость обеспечения профилактических и противоэпидемических мероприятий предусмотрена постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 211), с учетом изменений, внесенных постановлением КМУ от 02.04.20 г. № 255. В частности, в обновленном Постановлении № 211 сказано, что те субъекты хозяйствования, которые имеют право проводить деятельность в условиях карантина (продуктовые магазины, аптеки, АЗС, банки, медучреждения, те, кто осуществляет ветеринарную практику, торгует средствами гигиены и т. п.), работают при условии обеспечения персонала и посетителей средствами индивидуальной защиты, в частности респираторами или защитными масками, в том числе изготовленными самостоятельно.

Поэтому сомнений не возникает в хозяйственном характере расходов на средства защиты (маски, перчатки, защитный экран (щит) для лица, очки), дезинфекцию, термометры и прочие противоэпидемиологические мероприятия.

Бесконтактный термометр

В соответствии со ст. 18 Закона от 06.04.2000 г. № 1645-III «О защите населения от инфекционных болезней» (далее – Закон № 1645) собственники, руководители и другие должностные лица предприятий обязаны способствовать проведению мероприятий по защите населения от инфекционных болезней. К таким мероприятиям можно отнести и измерение температуры тела работников в целях выявления симптомов инфекционного заболевания. Если еще добавить требования Постановления № 211, то в хоздеятельности расходов на приобретение термометра нет сомнений.

Бухгалтерский учет. Для измерения температуры как самих работников, так и клиентов, удобно использовать бесконтактный (инфракрасный) термометр. Он может стоить от 300 до 4 000 грн и больше. Но определяющей для бухучета является не стоимость, а, прежде всего, ожидаемый срок полезного использования.

Срок полезного использования термометра установит комиссия предприятия при его оприходовании. Это тот срок, в течение которого объект планируют использовать на предприятии.

Если исходить из того, что понадобится он только на период карантина, то есть до года, то имеем дело с МБП (счет 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). Соответственно при передаче в использование его стоимость списывается на расходы – Дт 92 (или 949) – Кт 22.

В случае же решения комиссии использовать его более года, если стоимость термометра:

  • не больше стоимостного критерия для МНМА, прописанного в приказе об учетной политике предприятия, – он попадает на субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы»;
  • больше такого критерия – на субсчет 106 «Инструменты, приборы и инвентарь» (термометр как измерительный прибор). И соответственно после ввода в эксплуатацию он подлежит амортизации.

В схеме представим алгоритм учета материального актива в зависимости от срока использования и стоимости.

Налог на прибыль. Если предприятие не применяет разницы по налогу на прибыль (доход за последний год не больше 20 млн грн и оно воспользовалось правом на отказ от корректировки бухгалтерского финрезультата согласно пп. 134.1.1 Налогового кодекса (далее – НК), то все, как в бухучете.

Если же предприятие применяет разницы, то в случае учета термометра как:

  • МБП (срок использования – до года) – разницы по такому объекту не возникают и последствия будут как в бухучете;
  • МНМА (срок его использования больше года и стоимость не превышает 6 000 грн) – разницы также не возникают (ведь для целей НК МНМА не являются основным средством согласно пп. 14.1.138 НК, см., в частности, ИНК ГФСУ от 11.02.19 г. № 485/6/99-99-15-02-02-15/ІПК);
  • основное средство группы 6 (срок использования больше года и стоимость свыше 6 000 грн) – возникают разницы по п. 138.1 и п. 138.2 НК: бухгалтерский финрезультат увеличивает сумма бухгалтерской амортизации и уменьшает сумма налоговой амортизации.

Налог на добавленную стоимость. Входной НДС попадает в налоговый кредит на общих основаниях. Конечно, если зарегистрирована в ЕРНН налоговая накладная.

Защитный экран (щит)

Как правило, такой элемент защиты используют в магазинах (супермаркетах) для безопасности кассиров.

Бухучет. Для правильного учета защитного екрана (щита) важно установить срок полезного использования. Обычно он составляет меньше года. То есть имеем дело с оборотными активами. А поскольку они не «одноразовые», а будут служить в течение определенного периода, то выбор для их учета падает на счет 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». То есть списывается на расходы их стоимость при передаче в пользование, но количественный учет по месту использования ведется до полного списания таких объектов.

Налог на прибыль. Разницы по таким операциям не возникают. Последствия такие же, как и в бухучете. Разве что такие элементы импортировали, то есть приобрели у нерезидента. Тогда плательщикам налога на прибыль, использующим разницы из разд. ІІІ НК, следует помнить о 30%-ной разнице, увеличивающей финрезультат, по закупкам у некоторых нерезидентов (из Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.17 г. № 1045, и Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 04.07.17 г. № 480) (пп. 140.5.4 НК).

Налог на добавленную стоимость. Входной НДС попадает в налоговый кредит на общих основаниях (если зарегистрирована в ЕРНН налоговая накладная).

Маски, перчатки для работников (а иногда и для посетителей)

Сначала выясним, являются ли расходы на приобретение масок, перчаток для работников мероприятиями по охране труда. Перечень таких мероприятий утвержден постановлением КМУ от 27.06.03 г. № 994 (далее - Постановление № 994). В него включены, в частности, упомянутые средства индивидуальной защиты (СИЗ). Однако касается это тех СИЗ, для которых нормы установлены законодательством об охране труда и коллективным договором либо соглашением (включая обеспечение моющими средствами и средствами, нейтрализующими опасное воздействие на организм или кожу вредных веществ, в связи с выполнением работ, не исключающих возможность загрязнения этими веществами).

Обеспечение масками и перчатками кассиров в магазинах не является охраной труда в понимании Постановления № 994, разве что это предусмотрено колдоговором (соглашением).

Напомним: согласно ст. 19 Закона от 14.10.92 г. № 2694–XII «Об охране труда» (далее – Закон № 2694) охрана труда финансируется работодателем.

Для предприятий независимо от форм собственности или физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год.

Поэтому формально такие мероприятия и не касаются непосредственно охраны труда. Однако согласно Постановлению № 211 субъекты хозяйствования, которым разрешено работать в период карантина, должны обеспечить персонал средствами защиты (в частности, защиты лица и глаз). То есть о финансировании личных потребностей речь не идет. Тут мы имеем дело с расходами, связанными с хозяйственной деятельностью, которые, по сути, являются расходами на охрану труда.

Бухучет. Приобретенные маски, перчатки оприходуются на субсчет 209 «Прочие материалы», а при передаче их в пользование работникам списываются на расходы в зависимости от функций, выполняемых получателем. Так, если СИЗ переданы:

  • продавцам – на расходы на сбыт: Дт 93 – Кт 209;
  • админперсоналу, общехозяйственному персоналу – Дт 92 – Кт 209;
  • производственному персоналу – Дт 23 – 91 Кт 209;
  • посетителям – Дт 949 – Кт 209.

Налог на прибыль. Разницы по налогу на прибыль по расходам на приобретение СИЗ не возникают – все, как в бухучете.

Налог на добавленную стоимость. Если при приобретении был входной НДС, то на общих основаниях он имеет право оказаться в налоговом кредите (при условии регистрации налоговой накладной в ЕРНН). А поскольку расходы на СИЗ, без сомнения, связаны с хоздеятельностью, то даже при безвозмездном обеспечении работников с п. 198.5 НК.

Нюанс в том, что может возникнуть необходимость в начислении компенсирующих налоговых обязательств по НДС:

  • согласно п. 198.5 НК – если предприятие использует такие приобретения в льготной деятельности;
  • согласно ст. 199 НК – если совмещает льготную и налогооблагаемую деятельность и такое приобретение нельзя связать с конкретным видом деятельности.

НДФЛ и военный сбор. Надеемся, что у контролеров даже мысли не возникнет, что обеспечение работников СИЗ, дезинфектантами для выполнения их служебных обязанностей является финансированием личных потребностей. Ведь выше мы упоминали, что такие мероприятия связаны с предотвращением распространения болезни и противоэпидемиологическими мероприятиями в понимании Постановления № 211. Поэтому ни о НДФЛ, ни о военном сборе и речи быть не может.

А если посетителям предоставляете разовые перчатки (а возможно, и маски), дезимнфицируете руки, то, аргументируя, что это не является финансированием их личных потребностей, можно ссылаться на то же Постановление № 211, а также на отсутствие персонификации. То есть и в такой ситуации НДФЛ и военный сбор начислять не нужно.

Дезинфектанты и дезинфекция помещений, поверхностей

Бухучет. Приобретенные дезинфектанты для рук, поверхностей, инструментов или оборудования и моюще-дезинфицирующие средства для уборки помещений оприходуют на субсчет 209. При передаче в пользование работникам их стоимость списывают на расходы. Счет расходов выбираем в зависимости от функций, выполняемых работником. Так, если эти средства выданы:

  • работникам, задействованным в производстве, – Дт 23, 91 – Кт 209;
  • админперсоналу, общехозяйственному персоналу – Дт 92 – Кт 209;
  • посетителям – Дт 949 – Кт 209.

А вот дезинфекцию помещений, считаем, уместнее всего учитывать в административных расходах – Дт 92 – Кт 209, 66, 65, 685 и т. п.

Налог на прибыль. Разниц по налогу на прибыль по расходам на дезинфектанты и дезинфекцию помещений нет – все, как в бухучете.

Налог на добавленную стоимость. Если при приобретении был входной НДС, то на общих основаниях он имеет право оказаться в налоговом кредите (при условии регистрации налоговой накладной в ЕРНН или наличии документа «заменителя» из п. 201.11 НК).

Опять же, сомнения в связи с хоздеятельностью таких расходов не возникает. Ведь:

  • во-первых: дезинфекция поверхностей, оборудования, помещений – это санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности, и их можно подвести под понятие охраны труда согласно Закону № 2694. А требование создать на рабочем месте санитарно-бытовые условия, которые должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда, содержит ст. 153 КЗоТ;
  • во-вторых: Постановление № 211 прямо требует осуществления противоэпидемиологических мероприятий, а дезинфекция к ним, конечно, относится;
  • в-третьих: налоговики всегда считали, что «суммы НДС, начисленные (уплаченные) налогоплательщиком в связи с приобретением, в частности, моющих средств, приборов, инструментов и инвентаря для проведения уборки помещений в пределах хозяйственной деятельности, включаются в состав налогового кредита при условии наличия соответствующего документального подтверждения (налоговые накладные / расчеты корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированные в ЕРНН, таможенные декларации, другие документы, предусмотренные пунктом 201.11 статьи 201 раздела V НКУ).
    При этом в случае, если стоимость таких приобретенных товаров включается в состав стоимости налогооблагаемых операций (расходы на приобретение возмещаются покупателями в составе приобретения товаров/услуг, которые поставляются налогоплательщиком), начисление налоговых обязательств в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 раздела V НКУ и пунктом 188.1 статьи 188 раздела V НКУ не осуществляется. Налоговые обязательства определяются по операции по поставке налогооблагаемых товаров/услуг, стоимость которых учитывает и стоимость приобретенных товаров.
    В случае, если стоимость приобретенных товаров не включается в состав стоимости
    налогооблагаемых операций, начисляются налоговые обязательства согласно пункту 198.5 статьи 198 раздела V НКУ» (ИНК ГФС от 05.06.18 г. № 2456/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Исключение: может возникнуть необходимость начисления компенсирующих налоговых обязательств по НДС согласно ст. 199 НК, если предприятие совмещает льготную и налогооблагаемую деятельность, а такое приобретение нельзя связать с конкретным видом деятельности. Или же если использует только в льготной деятельности – тогда есть угроза компенсирующих обязательств согласно п. 198.5 НК.


Комментарии к материалу
Всего комментариев 2
Отсортировано:
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
04.11.2021
Ограничения и отстранение от работы в случае отказа от вакцинации
Постановлением КМУ от 20.10.2021 № 1096 (далее – Постановление № 1096) внесены изменения в постановление КМУ от 09.12.2020 № 1236 «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мероприятий в целях предотвращения распространения на территории Украины острой рес...
23.12.2020
Об отстранении от работы работника во время карантина и не только
В каких случаях можно отстранить работника от работы? Оплачивается ли такое отстранение и каков порядок его оформления? Возможно ли отстранение в случае заболевания работника вирусной болезнью или подозрения о таком заболевании? Об этом и другом – далее в статье. Горячая линия «Антивирус...
17.12.2020
Тестирование сотрудников на COVID-19: нужно ли облагать расходы «зарплатными» и другими налогами?
Ситуация в Украине. Пандемия коронавируса пока не отступает, но бизнес понемногу начинает оживать и функционировать в условиях адаптивного карантина. А это означает, что работники, которые контактируют с посетителями в магазинах, кафе, заведениях здравоохранения и т. д., должны быть защищены. Кроме ...
Лучшие материалы