• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Расходы на дезинфектанты, маски, перчатки, термометры во время карантина: учет и налогообложение

Карантин

09.04.2020 13895 2 21

Торговые предприятия, аптеки, службы доставки, банковские учреждения и т. п. продолжают работать в условиях карантина. Для защиты работников и клиентов они прибегают к профилактическим и противоэпидемическим мерам. Среди них, в частности, дезинфекция помещений, обеспечение средствами защиты работников (маски, перчатки, антисептики или санитайзеры и т. п.), измерение температуры.

Рассмотрим учет расходов на такие мероприятия.


Необходимость обеспечения профилактических и противоэпидемических мероприятий предусмотрена постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 211), с учетом изменений, внесенных постановлением КМУ от 02.04.20 г. № 255. В частности, в обновленном Постановлении № 211 сказано, что те субъекты хозяйствования, которые имеют право проводить деятельность в условиях карантина (продуктовые магазины, аптеки, АЗС, банки, медучреждения, те, кто осуществляет ветеринарную практику, торгует средствами гигиены и т. п.), работают при условии обеспечения персонала и посетителей средствами индивидуальной защиты, в частности респираторами или защитными масками, в том числе изготовленными самостоятельно.

Поэтому сомнений не возникает в хозяйственном характере расходов на средства защиты (маски, перчатки, защитный экран (щит) для лица, очки), дезинфекцию, термометры и прочие противоэпидемиологические мероприятия.

Бесконтактный термометр

В соответствии со ст. 18 Закона от 06.04.2000 г. № 1645-III «О защите населения от инфекционных болезней» (далее – Закон № 1645) собственники, руководители и другие должностные лица предприятий обязаны способствовать проведению мероприятий по защите населения от инфекционных болезней. К таким мероприятиям можно отнести и измерение температуры тела работников в целях выявления симптомов инфекционного заболевания. Если еще добавить требования Постановления № 211, то в хоздеятельности расходов на приобретение термометра нет сомнений.

Бухгалтерский учет. Для измерения температуры как самих работников, так и клиентов, удобно использовать бесконтактный (инфракрасный) термометр. Он может стоить от 300 до 4 000 грн и больше. Но определяющей для бухучета является не стоимость, а, прежде всего, ожидаемый срок полезного использования.

Срок полезного использования термометра установит комиссия предприятия при его оприходовании. Это тот срок, в течение которого объект планируют использовать на предприятии.

Если исходить из того, что понадобится он только на период карантина, то есть до года, то имеем дело с МБП (счет 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). Соответственно при передаче в использование его стоимость списывается на расходы – Дт 92 (или 949) – Кт 22.

В случае же решения комиссии использовать его более года, если стоимость термометра:

  • не больше стоимостного критерия для МНМА, прописанного в приказе об учетной политике предприятия, – он попадает на субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы»;
  • больше такого критерия – на субсчет 106 «Инструменты, приборы и инвентарь» (термометр как измерительный прибор). И соответственно после ввода в эксплуатацию он подлежит амортизации.

В схеме представим алгоритм учета материального актива в зависимости от срока использования и стоимости.

1 из 1

Налог на прибыль. Если предприятие не применяет разницы по налогу на прибыль (доход за последний год не больше 20 млн грн и оно воспользовалось правом на отказ от корректировки бухгалтерского финрезультата согласно пп. 134.1.1 Налогового кодекса (далее – НК), то все, как в бухучете.

Если же предприятие применяет разницы, то в случае учета термометра как:

  • МБП (срок использования – до года) – разницы по такому объекту не возникают и последствия будут как в бухучете;
  • МНМА (срок его использования больше года и стоимость не превышает 6 000 грн) – разницы также не возникают (ведь для целей НК МНМА не являются основным средством согласно пп. 14.1.138 НК, см., в частности, ИНК ГФСУ от 11.02.19 г. № 485/6/99-99-15-02-02-15/ІПК);
  • основное средство группы 6 (срок использования больше года и стоимость свыше 6 000 грн) – возникают разницы по п. 138.1 и п. 138.2 НК: бухгалтерский финрезультат увеличивает сумма бухгалтерской амортизации и уменьшает сумма налоговой амортизации.

Налог на добавленную стоимость. Входной НДС попадает в налоговый кредит на общих основаниях. Конечно, если зарегистрирована в ЕРНН налоговая накладная.

Защитный экран (щит)

Как правило, такой элемент защиты используют в магазинах (супермаркетах) для безопасности кассиров.

Бухучет. Для правильного учета защитного екрана (щита) важно установить срок полезного использования. Обычно он составляет меньше года. То есть имеем дело с оборотными активами. А поскольку они не «одноразовые», а будут служить в течение определенного периода, то выбор для их учета падает на счет 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». То есть списывается на расходы их стоимость при передаче в пользование, но количественный учет по месту использования ведется до полного списания таких объектов.

Налог на прибыль. Разницы по таким операциям не возникают. Последствия такие же, как и в бухучете. Разве что такие элементы импортировали, то есть приобрели у нерезидента. Тогда плательщикам налога на прибыль, использующим разницы из разд. ІІІ НК, следует помнить о 30%-ной разнице, увеличивающей финрезультат, по закупкам у некоторых нерезидентов (из Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.17 г. № 1045, и Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 04.07.17 г. № 480) (пп. 140.5.4 НК).

Налог на добавленную стоимость. Входной НДС попадает в налоговый кредит на общих основаниях (если зарегистрирована в ЕРНН налоговая накладная).

Маски, перчатки для работников (а иногда и для посетителей)

Сначала выясним, являются ли расходы на приобретение масок, перчаток для работников мероприятиями по охране труда. Перечень таких мероприятий утвержден постановлением КМУ от 27.06.03 г. № 994 (далее - Постановление № 994). В него включены, в частности, упомянутые средства индивидуальной защиты (СИЗ). Однако касается это тех СИЗ, для которых нормы установлены законодательством об охране труда и коллективным договором либо соглашением (включая обеспечение моющими средствами и средствами, нейтрализующими опасное воздействие на организм или кожу вредных веществ, в связи с выполнением работ, не исключающих возможность загрязнения этими веществами).

Обеспечение масками и перчатками кассиров в магазинах не является охраной труда в понимании Постановления № 994, разве что это предусмотрено колдоговором (соглашением).

Напомним: согласно ст. 19 Закона от 14.10.92 г. № 2694–XII «Об охране труда» (далее – Закон № 2694) охрана труда финансируется работодателем.

Для предприятий независимо от форм собственности или физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год.

Поэтому формально такие мероприятия и не касаются непосредственно охраны труда. Однако согласно Постановлению № 211 субъекты хозяйствования, которым разрешено работать в период карантина, должны обеспечить персонал средствами защиты (в частности, защиты лица и глаз). То есть о финансировании личных потребностей речь не идет. Тут мы имеем дело с расходами, связанными с хозяйственной деятельностью, которые, по сути, являются расходами на охрану труда.

Бухучет. Приобретенные маски, перчатки оприходуются на субсчет 209 «Прочие материалы», а при передаче их в пользование работникам списываются на расходы в зависимости от функций, выполняемых получателем. Так, если СИЗ переданы:

  • продавцам – на расходы на сбыт: Дт 93 – Кт 209;
  • админперсоналу, общехозяйственному персоналу – Дт 92 – Кт 209;
  • производственному персоналу – Дт 23 – 91 Кт 209;
  • посетителям – Дт 949 – Кт 209.

Налог на прибыль. Разницы по налогу на прибыль по расходам на приобретение СИЗ не возникают – все, как в бухучете.

Налог на добавленную стоимость. Если при приобретении был входной НДС, то на общих основаниях он имеет право оказаться в налоговом кредите (при условии регистрации налоговой накладной в ЕРНН). А поскольку расходы на СИЗ, без сомнения, связаны с хоздеятельностью, то даже при безвозмездном обеспечении работников с п. 198.5 НК.

Нюанс в том, что может возникнуть необходимость в начислении компенсирующих налоговых обязательств по НДС:

  • согласно п. 198.5 НК – если предприятие использует такие приобретения в льготной деятельности;
  • согласно ст. 199 НК – если совмещает льготную и налогооблагаемую деятельность и такое приобретение нельзя связать с конкретным видом деятельности.

НДФЛ и военный сбор. Надеемся, что у контролеров даже мысли не возникнет, что обеспечение работников СИЗ, дезинфектантами для выполнения их служебных обязанностей является финансированием личных потребностей. Ведь выше мы упоминали, что такие мероприятия связаны с предотвращением распространения болезни и противоэпидемиологическими мероприятиями в понимании Постановления № 211. Поэтому ни о НДФЛ, ни о военном сборе и речи быть не может.

А если посетителям предоставляете разовые перчатки (а возможно, и маски), дезимнфицируете руки, то, аргументируя, что это не является финансированием их личных потребностей, можно ссылаться на то же Постановление № 211, а также на отсутствие персонификации. То есть и в такой ситуации НДФЛ и военный сбор начислять не нужно.

Дезинфектанты и дезинфекция помещений, поверхностей

Бухучет. Приобретенные дезинфектанты для рук, поверхностей, инструментов или оборудования и моюще-дезинфицирующие средства для уборки помещений оприходуют на субсчет 209. При передаче в пользование работникам их стоимость списывают на расходы. Счет расходов выбираем в зависимости от функций, выполняемых работником. Так, если эти средства выданы:

  • работникам, задействованным в производстве, – Дт 23, 91 – Кт 209;
  • админперсоналу, общехозяйственному персоналу – Дт 92 – Кт 209;
  • посетителям – Дт 949 – Кт 209.

А вот дезинфекцию помещений, считаем, уместнее всего учитывать в административных расходах – Дт 92 – Кт 209, 66, 65, 685 и т. п.

Налог на прибыль. Разниц по налогу на прибыль по расходам на дезинфектанты и дезинфекцию помещений нет – все, как в бухучете.

Налог на добавленную стоимость. Если при приобретении был входной НДС, то на общих основаниях он имеет право оказаться в налоговом кредите (при условии регистрации налоговой накладной в ЕРНН или наличии документа «заменителя» из п. 201.11 НК).

Опять же, сомнения в связи с хоздеятельностью таких расходов не возникает. Ведь:

  • во-первых: дезинфекция поверхностей, оборудования, помещений – это санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности, и их можно подвести под понятие охраны труда согласно Закону № 2694. А требование создать на рабочем месте санитарно-бытовые условия, которые должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда, содержит ст. 153 КЗоТ;
  • во-вторых: Постановление № 211 прямо требует осуществления противоэпидемиологических мероприятий, а дезинфекция к ним, конечно, относится;
  • в-третьих: налоговики всегда считали, что «суммы НДС, начисленные (уплаченные) налогоплательщиком в связи с приобретением, в частности, моющих средств, приборов, инструментов и инвентаря для проведения уборки помещений в пределах хозяйственной деятельности, включаются в состав налогового кредита при условии наличия соответствующего документального подтверждения (налоговые накладные / расчеты корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированные в ЕРНН, таможенные декларации, другие документы, предусмотренные пунктом 201.11 статьи 201 раздела V НКУ).
    При этом в случае, если стоимость таких приобретенных товаров включается в состав стоимости налогооблагаемых операций (расходы на приобретение возмещаются покупателями в составе приобретения товаров/услуг, которые поставляются налогоплательщиком), начисление налоговых обязательств в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 раздела V НКУ и пунктом 188.1 статьи 188 раздела V НКУ не осуществляется. Налоговые обязательства определяются по операции по поставке налогооблагаемых товаров/услуг, стоимость которых учитывает и стоимость приобретенных товаров.
    В случае, если стоимость приобретенных товаров не включается в состав стоимости
    налогооблагаемых операций, начисляются налоговые обязательства согласно пункту 198.5 статьи 198 раздела V НКУ» (ИНК ГФС от 05.06.18 г. № 2456/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Исключение: может возникнуть необходимость начисления компенсирующих налоговых обязательств по НДС согласно ст. 199 НК, если предприятие совмещает льготную и налогооблагаемую деятельность, а такое приобретение нельзя связать с конкретным видом деятельности. Или же если использует только в льготной деятельности – тогда есть угроза компенсирующих обязательств согласно п. 198.5 НК.


Горячая линия «Антивирус»: как работать на карантине 

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 2

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы