Из этой этой статьи вы узнаете: какую процедуру должен выполнить работодатель, чтобы грамотно оформить простой на период введения карантина.
Что можно сделать на практике: правильно оформить приказ об объявлении простоя на предприятии, в отдельных структурных подразделениях, отдельным сотрудникам, чтобы избежать споров с работниками и органами Гоструда.
Сейчас на всей территории Украины введен карантин. В связи с этим у работодателей возникло много проблем. Одна из главных проблем – организовать работу сотрудников.
А что же делать работодателю, если ни один из вариантов не подходит либо предприятие и вовсе решило приостановить свою деятельность на период карантина? В таком случае придется оформить простой.
Простой – это временная остановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами (ст. 34 КЗоТ).
К примеру, простой на предприятии (в отдельных структурных подразделениях) может вводиться в связи с поломкой оборудования, на котором изготавливается продукция, или в связи с погодными условиями, если речь идет о сельскохозяйственном предприятии.
Но сейчас у нас основанием для простоя является карантин, введенный на всей территории Украины в связи с распространением коронавирусной болезни.
Важная информация! Согласно Закону от 17.03.20 г. № 530-IX (далее – Закон № 530), карантин отнесен к форс-мажорным обстоятельствам. |
Детальный порядок оформления простоя в законодательстве не расписан.
Порядок действий работодателя при введении простоя разъясняется в письме Минсоцполитики от 04.10.13 г. № 179/06/186-13. Стандартный порядок таков:
Как видите, этот порядок подходит для ситуации, когда работа на каком-либо предприятии уже остановилась и дело осталось за оформлением простоя по факту. Однако у нас ситуация нестандартная, ведь карантинные мероприятия закреплены на государственном уровне. Поэтому мы считаем, что первые два пункта работодатель может пропустить. Главное – издать приказ о простое в связи с карантином, объявленным в стране, и ознакомить с ним тех сотрудников, которых он касается.
На заметку! Если работодатель хочет перестраховаться, он может оформить акт простоя. В акте необходимо указать причину приостановления работы (введение карантина постановлением КМУ от 17.03.20 г. № 211, далее – Постановление № 211), а также дату и время начала простоя и время его прогнозируемого окончания. |
В таком приказе работодатель должен отразить следующую информацию:
С приказом об объявлении простоя необходимо ознакомить сотрудников, на которых он распространяется.
Образец Товариство з обмеженою відповідальністю «Кармен» Наказ № 68 18.03.20 р. м. Чернігів Про оголошення простою на ТОВ «Кармен» У зв’язку із призупиненням роботи ТОВ «Кармен», що виникло через введення в Україні (в т. ч. у м. Чернігів) заходів, спрямованих на запобігання виникненню і поширенню коронавірсусної хвороби (COVID-19), на підставі п. 1 постанови КМУ від 11.03.20 р. № 211 «Про запобігання поширенню на території України гострої респіраторної хвороби COVID-19, спричиненої коронавірусом SARS-CoV-2» (у редакції від 17.03.20 р.), виникнення обставин непереборної сили, що відповідають ч. 2 ст. 141 Закону від 02.12.97 р. № 671 «Про торгово-промислову палату», та рішення міського голови м. Чернігова від 16.03.20 р. № 32-р «Про додаткові заходи, спрямовані на запобігання розповсюдженню коронавірусу на території міста Чернігова», НАКАЗУЮ: 1. Оголосити простій і зупинити роботу ТОВ «Кармен» на період з 18.03.20 р. до моменту закінчення карантинних заходів, установлених Кабінетом Міністрів України та міської радою м. Чернігова. 2. Працівників ТОВ «Кармен» звільнити від обов’язку бути присутніми на робочих місцях під час простою. 3. Оплачувати працівникам час простою в розмірі середнього заробітку на підставі ч. 3 ст. 113 КЗпП України. 4. Простій не розповсюджується на директора ТОВ «Кармен» Білого Віктора Павловича, він продовжує надалі виконувати свої посадові обов’язки. Контроль за виконанням цього наказу залишаю за собою. Директор ТОВ «Кармен» (підпис) В. П. Білий З наказом ознайомлені: працівники ТОВ «Кармен»: <...> |
Важный нюанс! Работодателю не нужно получать согласие на объявление простоя от сотрудников или профсоюза, так как законом это не предусмотрено. |
В принципе можно. Хотя в период карантина вряд ли у работодателей есть вакансии, где сотрудники не будут подвергаться опасности при выполнении своих должностных обязанностей. Но если у работодателя, к примеру, есть работа, которая может выполняться дистанционно и при этом не требует наличия специальных навыков, тогда эту работу можно предложить охраннику, слесарю, электрику и т. д. То есть тем работникам, чье присутствие на рабочем месте до карантина являлось обязательным.
Имейте в виду! Перевод на другую работу возможен только с согласия работника, с учетом его специальности и квалификации, на срок до одного месяца (ч. 2 ст. 34 КЗоТ). |
Данный вопрос на сегодня четко не урегулирован.
Мы считаем, что за работу в период простоя, который был введен в связи с карантином, сотруднику должна выплачиваться средняя зарплата. Поясним свою позицию.
Как известно, порядок оплаты в период простоя зависит от причин возникновения простоя. Так, время простоя, возникшего:
Конечно же, возникает логичный вопрос:
Разъяснения по данному вопросу пока предоставило только Министерство образования и науки. Так, в своем письме от 13.03.20 г. № 1/9-161 это министерство указывает на то, что во время простоя за работниками сохраняется средний заработок. И такой вывод обоснован тем, что простой происходит в условиях производственной ситуации, которая опасна для здоровья и жизни работника.
Мы согласны с такой позицией. Ведь если сотрудники будут собираться вместе в офисе/на производстве, то может возникнуть производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника либо окружающих людей. Поэтому мы считаем, что оплата простоя в размере среднего заработка на время карантина должна распространяться на работников всех предприятий, а не только на сотрудников учебных и научных заведений.