Суть проблемы: во время действия карантина земельные проверки не прекратились. Инспекторы областных управлений Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (далее – Госгеокадастр) продолжают наведываться к аграриям. Но имеют ли они право? Какие вопросы задают? Должны ли уведомлять о своем визите? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей консультации.
В связи с карантином введен мораторий на проведение проверок, но не всех. Контролирующие органы не могут проводить плановые проверки во время карантина, но имеют право осуществлять внеплановые проверки, то есть те, которые не предусмотрены в их планах работы. Подробно об этом мы писали в «Карантин продлен: что это значит для СХ». Напомним, что постановлением КМУ от 22.07.20 г. № 641 карантин продлен до 31 августа.
Теперь рассмотрим проверки главного земельного ведомства – Госгеокадастра. Этот орган организует и осуществляет государственный надзор (контроль), в частности, за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель всех категорий и форм собственности (ст. 188 Земельного кодекса, далее – ЗК; ч. 251 п. 3 Положения о Государственной службе Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, утвержденного постановлением КМУ от 14.01.15 г. № 15).
В составе Госгеокадастра и его облуправлений работают инспекторы в сфере госконтроля за использованием и охраной земель и соблюдением требований законодательства Украины об охране земель (далее – инспектор).
Важно! Именно инспектор проверяет законность и соблюдение целевого использования земель любой формы собственности. О правах и обязанностях инспекторов речь идет в Законах от 19.06.03 г. № 962-IV «Об охране земель» и от 19.06.03 г. № 963-IV «О государственном контроле за использованием и охраной земель» (далее – Закон № 962, Закон № 963). |
Да, имеет. Эта форма утверждена приказом Минагрополитики от 06.11.18 г. № 538 (далее – Акт).
Таким образом, до окончания карантина инспекторы Госгеокадастра имеют право наведаться к сельхозпроизводителю с внеплановой проверкой. А вот по каким вопросам, рассмотрим далее.
Основания для назначения внеплановой проверки перечислены в ст. 6 Закона от 05.04.07 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 877), а именно:
Обратите внимание: внеплановая проверка проводится без предварительного уведомления СХ. |
Проверка длится до 10 рабочих дней (далее – р. д.), а для субъектов малого предпринимательства – не более 2 р. д. (ч. 4 ст. 6 Закона № 877).
Перед началом внеплановой проверки инспектор должен предъявить (ч. 1 ст. 6, ч. 5 ст. 7 Закона № 877):
При отсутствии данных документов СХ имеет право не допустить инспектора к проверке.
Помните! Если на предприятии ведется Журнал регистрации проверок (по желанию), то перед началом проверки инспектор должен расписаться в нем (ч. 12 ст. 4 Закона № 877). |
Проверка сельхозпроизводителей проводится по вопросам использования и охраны земель. Акт содержит исчерпывающий перечень вопросов, которые задает инспектор. После общения с СХ, осмотра земельного участка, изучения документов инспектор проставляет в Акте ответы на вопросы: «да», «нет», «не рассматривалось».
Самыми популярными остаются вопросы о самовольном занятии земельных участков, снятии плодородного слоя почвы без разрешения, нецелевом использовании земель.
Приведем в таблице перечень возможных вопросов и законодательные нормы, которыми они предусмотрены.
№ |
Вопросы инспектора Госгеокадастра во время проверки |
Норма |
1 |
2 |
3 |
1 |
Имеется ли государственная регистрация земельного участка? |
Ст. 126 ЗК |
2 |
Соблюдаются ли собственником и землепользователем (в т. ч. арендатором) границы земельных участков? |
Ч. 6 ст. 55 Закона от 22.05.03 г. № 858-IV |
3 |
Используют ли собственники/пользователи земельные участки по их целевому назначению? |
П. «а» ч. 1 ст. 91, |
4 |
Имеет ли место самовольное занятие земельных участков? |
Абзац шестнадцатый |
5 |
Выполняют ли собственники земли и землепользователи (в т. ч. арендаторы) мероприятия, предусмотренные утвержденной в установленном порядке документацией по землеустройству? |
Ч. 2 ст. 20 |
6 |
Проводилось ли снятие, складирование, хранение поверхностного слоя почвы и нанесение его на участок, с которого он был снят (рекультивация), или на другой земельный участок для повышения его продуктивности и других качеств? |
Ч. 3 ст. 168 ЗК |
7 |
Есть ли разрешение на снятие и перенос почвенного покрова земельного участка (в случае осуществления таких работ)? |
Абзац первый |
8 |
Возвращен ли арендодателю земельный участок в случае прекращения или расторжения договора аренды на условиях, установленных таким договором? |
Ч. 1 ст. 34 Закона |
9 |
Возмещены ли потери сельско- и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием сельхозугодий, лесных земель и кустарников для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства? |
Абзац первый п. 4 |
10 |
Обеспечиваются ли собственником земли и землепользователем (в т. ч. арендатором) во время осуществления хоздеятельности: – защита земель от эрозии, истощения, засоления, осолонцевания, подкисления, переувлажнения, подтопления, зарастания сорняками, кустарниками и мелколесьем; – повышение плодородия почв; – осуществление мероприятий по охране плодородия почв; – сохранения полезных свойств земли на основе применения экологобезопасных технологий обработки и техники, осуществления других мероприятий, которые уменьшают негативное влияние на почвы, предотвращают безвозвратную потерю гумуса, питательных элементов и т. п.; – применение способов, которые не приводят к ухудшению качества почв; – соблюдение стандартов, нормативов при осуществлении противоэрозийных, агротехнических, агрохимических, мелиоративных и других мероприятий, связанных с охраной земель, сохранением и повышением плодородия почв в соответствии со стандартами |
Абзац четвертый, пятый, одиннадцатый |
Таким образом, аграрию следует удостовериться в отсутствии нарушений по этим вопросам или устранить их как можно быстрее.
По результатам проверки инспектор составляет Акт в двух экземплярах, один из которых предоставляется СХ. При необходимости инспектор выдает обязательные к выполнению указания (предписания) с предельным сроком их выполнения (использовать земельный участок с соблюдением законодательства, привести его в прежнее надлежащее состояние и т. п.).
Важно! Все права инспектора предусмотрены в ст. 10 Закона № 963. Предписание инспектора обязательно к выполнению СХ. Его можно обжаловать в органе вышестоящего уровня или в суде. |
Выявив нарушение, инспектор также имеет право составить протокол об админправонарушениях, установленных ст. 53, 531, 533, 54, 1885 КУоАП. И хотя штрафы незначительны (от 255 до 1 700 грн), существует другая угроза для СХ:
То есть кроме административной идет речь и об уголовной ответственности. Например, самовольное занятие земельного участка государственной собственности, которое наносит значительный вред его законному собственнику – государству (от 1 700 грн), карается штрафом в размере от 3 400 до 5 100 грн или арестом сроком до 6 месяцев (ч. 1 ст. 1971 Уголовного кодекса).