Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Алгоритм предоставления медпомощи больным COVID-19 и оплата труда медперсонала


Эта консультация объясняет, как в рамках установленных государством гарантий будет предоставляться медпомощь пациентам с выявленной коронавирусной болезнью (или подозрением на нее), а также как будет оплачиваться работа медицинского и другого персонала заведений здравоохранения (далее – ЗЗО), оказывающего такую помощь.


Общие принципы

Основанием для упорядочения вопроса о финансировании мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной болезни и осуществления дополнительной оплаты лицам, привлеченным к выполнению этих мероприятий, является Закон от 17.03.20 г. № 553-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 553) и другие нормативно-правовые акты.

Напомним: Законом № 553 внесены изменения, в частности, в Закон от 14.11.19 г. № 294-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» (далее – Закон № 294), которые дают возможность осуществлять финансирование расходов на указанные мероприятия, в том числе на дополнительную оплату труда лиц, которые непосредственно выполняют работу по лечению больных острой респираторной болезнью COVID-19 в условиях карантина.

Так, согласно ст. 28 Закона № 294 в составе госбюджета-2020 создан фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и ее последствиями на период действия карантина, установленного Кабмином в целях предотвращения распространения на территории Украины указанной болезни, и в течение 30 дней со дня отмены этого карантина (далее – Фонд).

Временно, на период карантина, введенного постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2», и еще в течение 30 дней после его отмены средства указанного Фонда будут использоваться, в частности, для дополнительной оплаты труда некоторых медицинских и других работников (подробнее об этом см. «Госбюджетные новации относительно оплаты труда»).

Добавим: действие карантина, установленного Постановлением № 211, продлено на всей территории Украины согласно постановлению КМУ от 20.05.20 г. № 392 «Об установлении карантина в целях предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и этапов ослабления противоэпидемических мероприятий».

Правительственные нововведения

Во исполнение требований Закона № 553 принято правительственное решение – постановление КМУ от 24.04.20 г. № 331 «О безотлагательных мерах по обеспечению государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания пациентов с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и надлежащей оплаты труда медицинских и других работников, которые оказывают медицинскую помощь таким пациентам» (далее – Постановление № 331).

Нормы данного Постановления применяются с 01.04.20 г. и до отмены карантина и в течение 30 календарных дней после его отмены.

В первую очередь Постановление № 331 предусматривает направление средств, предназначенных для закупки медуслуг пациентам с болезнью COVID-19, на дополнительные доплаты медицинским и другим работникам ЗЗО в размере до 300 % зарплаты (должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок) в соответствии с законодательством.

Кроме того, за эти средства будет осуществляться обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями, необходимыми для предоставления медпомощи пациентам с коронавирусной болезнью в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения.

Заметим: медуслуги предоставляются по тарифам, которые в настоящее время учитывают еще и финансовое обеспечение дополнительных доплат, связанных с предоставлением работниками ЗЗО «антикоронавирусной» медпомощи.

Постановлением № 331 предусмотрено также, что Минздрав должен подать в Нацслужбу здоровья (далее – НСЗ) и ЗЗО информацию о количестве лиц, которым предоставлялась стационарная помощь больным COVID-19 начиная с 01.04.20 г. в каждом ЗЗО. В дальнейшем Минздрав ежемесячно будет предоставлять информацию относительно количества выявленных случаев этого заболевания в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе за предыдущий календарный месяц по форме, определенной НСЗ.

Кроме того, в НСЗ министерство будет предоставлять данные о количестве отобранных на местах образцов биоматериалов для тестирования на SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакции (далее – ПЦР) и количества проведенных лабораторных тестирований на SARS-CoV-2 методом ПЦР.

Также на НСЗ возложено обеспечение заключения с ЗЗО договоров о медобслуживании по программе медгарантий, то есть согласно постановлению КМУ от 28.03.18 г. № 391 и Порядку реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году, утвержденному постановлением КМУ от 05.02.20 г. № 65 (далее – Порядок № 65).

Изменения в другие правительственные решения

Постановлением № 331 внесены изменения, в частности, в постановление КМУ от 25.04.18 г. № 410 «О договорах о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий», которые предусматривают предельные сроки прекращения действия договоров, заключенных согласно Порядку № 65.

В то же время относительно расчетов за предоставленные медуслуги договоры будут действовать до полного их осуществления.

Обращаем внимание: после дополнения новым п. 171 Порядка № 65 предоставитель медуслуг, с которым заключен договор (включительно с пакетом предоставления их больным COVID-19), обязан неуклонно соблюдать требования законодательства относительно оплаты труда медицинских и других работников, непосредственно занятых ликвидацией заболевания COVID-19, в частности относительно установления им доплат и надбавок к должностным окладам.

В случае нарушения этой нормы НСЗ должна обратиться в соответствующие органы власти для принятия мер реагирования. Правда, какой будет такая реакция – не конкретизируется.

Особенности заключения договоров с НСЗ

Советуем также обратить внимание на дополнение Порядка № 65 новыми гл. 27–30, где, в частности, определяется алгоритм заключения заведениями договоров с НСЗ о предоставлении:

  • стационарной помощи пациентам с острой коронавирусной болезнью;
  • экстренной медпомощи пациентам с подозрением или установленным заболеванием;
  • медпомощи мобильными медицинскими бригадами, созданными для реагирования на коронавирусную болезнь.

В каждом из таких договоров должны быть предусмотрены соответствующие тарифы. Тарифы, запланированная и фактическая стоимость медуслуги рассчитываются по формулам, определенным в указанных главах Порядка № 65. Эти формулы учитывают множество факторов. В частности, для расчета стоимости медуслуг нужно знать:

  • количество команд, которые включают врачей-анестезиологов, врачей-инфекционистов/терапевтов/педиатров, врачей других специальностей, а также средний, младший медицинский и другой персонал, не привлеченный к предоставлению других медицинских услуг по программе медицинских гарантий (далее – медицинские команды), и привлечены к предоставлению медуслуг, связанных с COVID-19. Количество медицинских команд должно рассчитываться на основе количества врачей-анестезиологов;
  • количество введенных в эксплуатацию у предоставителя медуслуг аппаратов вентиляции легких, которые соответствуют условиям закупки и определены для лечения пациентов с болезнью COVID-19;
  • количество подтвержденных случаев заболевания болезнью COVID-19 на территории соответствующей административно-территориальной единицы по данным Минздрава;
  • коэффициент нагрузки мобильных бригад для каждого заведения здравоохранения, который устанавливается в зависимости от количества осуществленных отборов образцов биоматералов методом ПЦР в расчете на одну бригаду.

Порядок № 65 дополнен также новым приложением 3, в котором приведен Перечень ЗЗО, предоставляющих стационарную медпомощь больным COVID-19, в разрезе областей и городов. В основном это коммунальные некоммерческие предприятия.

Изменены преференции по оплате труда

Постановлением № 331 внесены изменения также в постановление КМУ от 23.03.20 г. № 246 «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских и других работников, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 246; подробнее о нем см. «Оплата труда лиц, оказывающих помощь инфекционным больным»).

Добавим: с 02.04.20 г. вступил в силу Закон от 17.03.20 г. № 533-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 533), с изменениями, внесенными Законом от 30.03.30 г. № 540-ІХ.

Обновленным Законом № 533 предусмотрены дополнительные к установленным законодательством доплаты к зарплате медицинским и другим работникам, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации заболевания среди людей коронавирусной болезнью (COVID-19), в размере до 300 % зарплаты на период выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), определенный в решении КМУ об установлении карантина, до завершения выполнения этих мероприятий.

Исходя из этих законодательных изменений, Постановление № 246 также упорядочено в части размеров заработка упомянутых работников и конкретизации получателей такой выплаты.

Таким образом, с 01.04.20 г. и в течение 30 календарных дней после отмены карантина должна быть установлена дополнительная доплата в размере до 300 % зарплаты (должностного оклада (с повышениями) с учетом предусмотренных законодательством обязательных доплат и надбавок.

Указанное касается:

  • медицинских и других работников, непосредственно занятых на работах по предоставлению медуслуг больным коронавирусной болезнью (COVID-19) в ЗЗО, которые предоставляют медпомощь больным коронавирусной болезнью (COVID-19) и заключили договор о медицинском обслуживании населения по программе госгарантий медобслуживания населения по соответствующему перечню и объему медицинских услуг по НСЗ;
  • медицинских и других работников центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, которые задействованы в реагировании на случаи острой респираторной болезни COVID-19 и заключили договор о медобслуживании населения по программе госгарантий медобслуживания населения по соответствующему перечню и объему медицинских услуг с НСЗ;
  • медицинских и других работников, которые непосредственно заняты на работах по предоставлению медпомощи больным этой болезнью, в государственных ЗЗО, определенных в решениях соответствующих центральных органов исполнительной власти для предоставления стационарной медпомощи больным коронавирусной болезнью (COVID-19)

Как и ранее, конкретный перечень должностей работников, которым устанавливается доплата, должен быть утвержден руководителем соответствующего ЗЗО.

Таким образом, преференции относительно оплаты труда несколько расширены. Правда, кое-где врачи и другой персонал заведений до сих пор не получили никаких повышений заработка. Надеемся, что ситуация исправится.

Комментарии к материалу
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
04.11.2021
Ограничения и отстранение от работы в случае отказа от вакцинации
Постановлением КМУ от 20.10.2021 № 1096 (далее – Постановление № 1096) внесены изменения в постановление КМУ от 09.12.2020 № 1236 «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мероприятий в целях предотвращения распространения на территории Украины острой рес...
23.12.2020
Об отстранении от работы работника во время карантина и не только
В каких случаях можно отстранить работника от работы? Оплачивается ли такое отстранение и каков порядок его оформления? Возможно ли отстранение в случае заболевания работника вирусной болезнью или подозрения о таком заболевании? Об этом и другом – далее в статье. Горячая линия «Антивирус...
17.12.2020
Тестирование сотрудников на COVID-19: нужно ли облагать расходы «зарплатными» и другими налогами?
Ситуация в Украине. Пандемия коронавируса пока не отступает, но бизнес понемногу начинает оживать и функционировать в условиях адаптивного карантина. А это означает, что работники, которые контактируют с посетителями в магазинах, кафе, заведениях здравоохранения и т. д., должны быть защищены. Кроме ...
Лучшие материалы