Алгоритм предоставления медпомощи больным COVID-19 и оплата труда медперсонала
Эта консультация объясняет, как в рамках установленных государством гарантий будет предоставляться медпомощь пациентам с выявленной коронавирусной болезнью (или подозрением на нее), а также как будет оплачиваться работа медицинского и другого персонала заведений здравоохранения (далее – ЗЗО), оказывающего такую помощь.
Общие принципы
Основанием для упорядочения вопроса о финансировании мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной болезни и осуществления дополнительной оплаты лицам, привлеченным к выполнению этих мероприятий, является Закон от 17.03.20 г. № 553-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 553) и другие нормативно-правовые акты.
Напомним: Законом № 553 внесены изменения, в частности, в Закон от 14.11.19 г. № 294-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» (далее – Закон № 294), которые дают возможность осуществлять финансирование расходов на указанные мероприятия, в том числе на дополнительную оплату труда лиц, которые непосредственно выполняют работу по лечению больных острой респираторной болезнью COVID-19 в условиях карантина. |
Так, согласно ст. 28 Закона № 294 в составе госбюджета-2020 создан фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и ее последствиями на период действия карантина, установленного Кабмином в целях предотвращения распространения на территории Украины указанной болезни, и в течение 30 дней со дня отмены этого карантина (далее – Фонд).
Временно, на период карантина, введенного постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2», и еще в течение 30 дней после его отмены средства указанного Фонда будут использоваться, в частности, для дополнительной оплаты труда некоторых медицинских и других работников (подробнее об этом см. «Госбюджетные новации относительно оплаты труда»).
Добавим: действие карантина, установленного Постановлением № 211, продлено на всей территории Украины согласно постановлению КМУ от 20.05.20 г. № 392 «Об установлении карантина в целях предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и этапов ослабления противоэпидемических мероприятий».
Правительственные нововведения
Во исполнение требований Закона № 553 принято правительственное решение – постановление КМУ от 24.04.20 г. № 331 «О безотлагательных мерах по обеспечению государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания пациентов с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и надлежащей оплаты труда медицинских и других работников, которые оказывают медицинскую помощь таким пациентам» (далее – Постановление № 331).
Нормы данного Постановления применяются с 01.04.20 г. и до отмены карантина и в течение 30 календарных дней после его отмены.
В первую очередь Постановление № 331 предусматривает направление средств, предназначенных для закупки медуслуг пациентам с болезнью COVID-19, на дополнительные доплаты медицинским и другим работникам ЗЗО в размере до 300 % зарплаты (должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок) в соответствии с законодательством.
Кроме того, за эти средства будет осуществляться обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями, необходимыми для предоставления медпомощи пациентам с коронавирусной болезнью в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения.
Заметим: медуслуги предоставляются по тарифам, которые в настоящее время учитывают еще и финансовое обеспечение дополнительных доплат, связанных с предоставлением работниками ЗЗО «антикоронавирусной» медпомощи. |
Постановлением № 331 предусмотрено также, что Минздрав должен подать в Нацслужбу здоровья (далее – НСЗ) и ЗЗО информацию о количестве лиц, которым предоставлялась стационарная помощь больным COVID-19 начиная с 01.04.20 г. в каждом ЗЗО. В дальнейшем Минздрав ежемесячно будет предоставлять информацию относительно количества выявленных случаев этого заболевания в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе за предыдущий календарный месяц по форме, определенной НСЗ.
Кроме того, в НСЗ министерство будет предоставлять данные о количестве отобранных на местах образцов биоматериалов для тестирования на SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакции (далее – ПЦР) и количества проведенных лабораторных тестирований на SARS-CoV-2 методом ПЦР.
Также на НСЗ возложено обеспечение заключения с ЗЗО договоров о медобслуживании по программе медгарантий, то есть согласно постановлению КМУ от 28.03.18 г. № 391 и Порядку реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году, утвержденному постановлением КМУ от 05.02.20 г. № 65 (далее – Порядок № 65).
Изменения в другие правительственные решения
Постановлением № 331 внесены изменения, в частности, в постановление КМУ от 25.04.18 г. № 410 «О договорах о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий», которые предусматривают предельные сроки прекращения действия договоров, заключенных согласно Порядку № 65.
В то же время относительно расчетов за предоставленные медуслуги договоры будут действовать до полного их осуществления.
Обращаем внимание: после дополнения новым п. 171 Порядка № 65 предоставитель медуслуг, с которым заключен договор (включительно с пакетом предоставления их больным COVID-19), обязан неуклонно соблюдать требования законодательства относительно оплаты труда медицинских и других работников, непосредственно занятых ликвидацией заболевания COVID-19, в частности относительно установления им доплат и надбавок к должностным окладам. |
В случае нарушения этой нормы НСЗ должна обратиться в соответствующие органы власти для принятия мер реагирования. Правда, какой будет такая реакция – не конкретизируется.
Особенности заключения договоров с НСЗ
Советуем также обратить внимание на дополнение Порядка № 65 новыми гл. 27–30, где, в частности, определяется алгоритм заключения заведениями договоров с НСЗ о предоставлении:
- стационарной помощи пациентам с острой коронавирусной болезнью;
- экстренной медпомощи пациентам с подозрением или установленным заболеванием;
- медпомощи мобильными медицинскими бригадами, созданными для реагирования на коронавирусную болезнь.
В каждом из таких договоров должны быть предусмотрены соответствующие тарифы. Тарифы, запланированная и фактическая стоимость медуслуги рассчитываются по формулам, определенным в указанных главах Порядка № 65. Эти формулы учитывают множество факторов. В частности, для расчета стоимости медуслуг нужно знать:
- количество команд, которые включают врачей-анестезиологов, врачей-инфекционистов/терапевтов/педиатров, врачей других специальностей, а также средний, младший медицинский и другой персонал, не привлеченный к предоставлению других медицинских услуг по программе медицинских гарантий (далее – медицинские команды), и привлечены к предоставлению медуслуг, связанных с COVID-19. Количество медицинских команд должно рассчитываться на основе количества врачей-анестезиологов;
- количество введенных в эксплуатацию у предоставителя медуслуг аппаратов вентиляции легких, которые соответствуют условиям закупки и определены для лечения пациентов с болезнью COVID-19;
- количество подтвержденных случаев заболевания болезнью COVID-19 на территории соответствующей административно-территориальной единицы по данным Минздрава;
- коэффициент нагрузки мобильных бригад для каждого заведения здравоохранения, который устанавливается в зависимости от количества осуществленных отборов образцов биоматералов методом ПЦР в расчете на одну бригаду.
Порядок № 65 дополнен также новым приложением 3, в котором приведен Перечень ЗЗО, предоставляющих стационарную медпомощь больным COVID-19, в разрезе областей и городов. В основном это коммунальные некоммерческие предприятия.
Изменены преференции по оплате труда
Постановлением № 331 внесены изменения также в постановление КМУ от 23.03.20 г. № 246 «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских и других работников, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 246; подробнее о нем см. «Оплата труда лиц, оказывающих помощь инфекционным больным»).
Добавим: с 02.04.20 г. вступил в силу Закон от 17.03.20 г. № 533-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 533), с изменениями, внесенными Законом от 30.03.30 г. № 540-ІХ.
Обновленным Законом № 533 предусмотрены дополнительные к установленным законодательством доплаты к зарплате медицинским и другим работникам, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации заболевания среди людей коронавирусной болезнью (COVID-19), в размере до 300 % зарплаты на период выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), определенный в решении КМУ об установлении карантина, до завершения выполнения этих мероприятий.
Исходя из этих законодательных изменений, Постановление № 246 также упорядочено в части размеров заработка упомянутых работников и конкретизации получателей такой выплаты.
Таким образом, с 01.04.20 г. и в течение 30 календарных дней после отмены карантина должна быть установлена дополнительная доплата в размере до 300 % зарплаты (должностного оклада (с повышениями) с учетом предусмотренных законодательством обязательных доплат и надбавок.
Указанное касается:
- медицинских и других работников, непосредственно занятых на работах по предоставлению медуслуг больным коронавирусной болезнью (COVID-19) в ЗЗО, которые предоставляют медпомощь больным коронавирусной болезнью (COVID-19) и заключили договор о медицинском обслуживании населения по программе госгарантий медобслуживания населения по соответствующему перечню и объему медицинских услуг по НСЗ;
- медицинских и других работников центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, которые задействованы в реагировании на случаи острой респираторной болезни COVID-19 и заключили договор о медобслуживании населения по программе госгарантий медобслуживания населения по соответствующему перечню и объему медицинских услуг с НСЗ;
- медицинских и других работников, которые непосредственно заняты на работах по предоставлению медпомощи больным этой болезнью, в государственных ЗЗО, определенных в решениях соответствующих центральных органов исполнительной власти для предоставления стационарной медпомощи больным коронавирусной болезнью (COVID-19)
Как и ранее, конкретный перечень должностей работников, которым устанавливается доплата, должен быть утвержден руководителем соответствующего ЗЗО.
Таким образом, преференции относительно оплаты труда несколько расширены. Правда, кое-где врачи и другой персонал заведений до сих пор не получили никаких повышений заработка. Надеемся, что ситуация исправится.
Комментарии к материалу