Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Алгоритм предоставления медпомощи больным COVID-19 и оплата труда медперсонала


Эта консультация объясняет, как в рамках установленных государством гарантий будет предоставляться медпомощь пациентам с выявленной коронавирусной болезнью (или подозрением на нее), а также как будет оплачиваться работа медицинского и другого персонала заведений здравоохранения (далее – ЗЗО), оказывающего такую помощь.


Общие принципы

Основанием для упорядочения вопроса о финансировании мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной болезни и осуществления дополнительной оплаты лицам, привлеченным к выполнению этих мероприятий, является Закон от 17.03.20 г. № 553-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 553) и другие нормативно-правовые акты.

Напомним: Законом № 553 внесены изменения, в частности, в Закон от 14.11.19 г. № 294-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» (далее – Закон № 294), которые дают возможность осуществлять финансирование расходов на указанные мероприятия, в том числе на дополнительную оплату труда лиц, которые непосредственно выполняют работу по лечению больных острой респираторной болезнью COVID-19 в условиях карантина.

Так, согласно ст. 28 Закона № 294 в составе госбюджета-2020 создан фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и ее последствиями на период действия карантина, установленного Кабмином в целях предотвращения распространения на территории Украины указанной болезни, и в течение 30 дней со дня отмены этого карантина (далее – Фонд).

Временно, на период карантина, введенного постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2», и еще в течение 30 дней после его отмены средства указанного Фонда будут использоваться, в частности, для дополнительной оплаты труда некоторых медицинских и других работников (подробнее об этом см. «Госбюджетные новации относительно оплаты труда»).

Добавим: действие карантина, установленного Постановлением № 211, продлено на всей территории Украины согласно постановлению КМУ от 20.05.20 г. № 392 «Об установлении карантина в целях предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и этапов ослабления противоэпидемических мероприятий».

Правительственные нововведения

Во исполнение требований Закона № 553 принято правительственное решение – постановление КМУ от 24.04.20 г. № 331 «О безотлагательных мерах по обеспечению государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания пациентов с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и надлежащей оплаты труда медицинских и других работников, которые оказывают медицинскую помощь таким пациентам» (далее – Постановление № 331).

Нормы данного Постановления применяются с 01.04.20 г. и до отмены карантина и в течение 30 календарных дней после его отмены.

В первую очередь Постановление № 331 предусматривает направление средств, предназначенных для закупки медуслуг пациентам с болезнью COVID-19, на дополнительные доплаты медицинским и другим работникам ЗЗО в размере до 300 % зарплаты (должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок) в соответствии с законодательством.

Кроме того, за эти средства будет осуществляться обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями, необходимыми для предоставления медпомощи пациентам с коронавирусной болезнью в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения.

Заметим: медуслуги предоставляются по тарифам, которые в настоящее время учитывают еще и финансовое обеспечение дополнительных доплат, связанных с предоставлением работниками ЗЗО «антикоронавирусной» медпомощи.

Постановлением № 331 предусмотрено также, что Минздрав должен подать в Нацслужбу здоровья (далее – НСЗ) и ЗЗО информацию о количестве лиц, которым предоставлялась стационарная помощь больным COVID-19 начиная с 01.04.20 г. в каждом ЗЗО. В дальнейшем Минздрав ежемесячно будет предоставлять информацию относительно количества выявленных случаев этого заболевания в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе за предыдущий календарный месяц по форме, определенной НСЗ.

Кроме того, в НСЗ министерство будет предоставлять данные о количестве отобранных на местах образцов биоматериалов для тестирования на SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакции (далее – ПЦР) и количества проведенных лабораторных тестирований на SARS-CoV-2 методом ПЦР.

Также на НСЗ возложено обеспечение заключения с ЗЗО договоров о медобслуживании по программе медгарантий, то есть согласно постановлению КМУ от 28.03.18 г. № 391 и Порядку реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году, утвержденному постановлением КМУ от 05.02.20 г. № 65 (далее – Порядок № 65).

Изменения в другие правительственные решения

Постановлением № 331 внесены изменения, в частности, в постановление КМУ от 25.04.18 г. № 410 «О договорах о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий», которые предусматривают предельные сроки прекращения действия договоров, заключенных согласно Порядку № 65.

В то же время относительно расчетов за предоставленные медуслуги договоры будут действовать до полного их осуществления.

Обращаем внимание: после дополнения новым п. 171 Порядка № 65 предоставитель медуслуг, с которым заключен договор (включительно с пакетом предоставления их больным COVID-19), обязан неуклонно соблюдать требования законодательства относительно оплаты труда медицинских и других работников, непосредственно занятых ликвидацией заболевания COVID-19, в частности относительно установления им доплат и надбавок к должностным окладам.

В случае нарушения этой нормы НСЗ должна обратиться в соответствующие органы власти для принятия мер реагирования. Правда, какой будет такая реакция – не конкретизируется.

Особенности заключения договоров с НСЗ

Советуем также обратить внимание на дополнение Порядка № 65 новыми гл. 27–30, где, в частности, определяется алгоритм заключения заведениями договоров с НСЗ о предоставлении:

  • стационарной помощи пациентам с острой коронавирусной болезнью;
  • экстренной медпомощи пациентам с подозрением или установленным заболеванием;
  • медпомощи мобильными медицинскими бригадами, созданными для реагирования на коронавирусную болезнь.

В каждом из таких договоров должны быть предусмотрены соответствующие тарифы. Тарифы, запланированная и фактическая стоимость медуслуги рассчитываются по формулам, определенным в указанных главах Порядка № 65. Эти формулы учитывают множество факторов. В частности, для расчета стоимости медуслуг нужно знать:

  • количество команд, которые включают врачей-анестезиологов, врачей-инфекционистов/терапевтов/педиатров, врачей других специальностей, а также средний, младший медицинский и другой персонал, не привлеченный к предоставлению других медицинских услуг по программе медицинских гарантий (далее – медицинские команды), и привлечены к предоставлению медуслуг, связанных с COVID-19. Количество медицинских команд должно рассчитываться на основе количества врачей-анестезиологов;
  • количество введенных в эксплуатацию у предоставителя медуслуг аппаратов вентиляции легких, которые соответствуют условиям закупки и определены для лечения пациентов с болезнью COVID-19;
  • количество подтвержденных случаев заболевания болезнью COVID-19 на территории соответствующей административно-территориальной единицы по данным Минздрава;
  • коэффициент нагрузки мобильных бригад для каждого заведения здравоохранения, который устанавливается в зависимости от количества осуществленных отборов образцов биоматералов методом ПЦР в расчете на одну бригаду.

Порядок № 65 дополнен также новым приложением 3, в котором приведен Перечень ЗЗО, предоставляющих стационарную медпомощь больным COVID-19, в разрезе областей и городов. В основном это коммунальные некоммерческие предприятия.

Изменены преференции по оплате труда

Постановлением № 331 внесены изменения также в постановление КМУ от 23.03.20 г. № 246 «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских и других работников, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 246; подробнее о нем см. «Оплата труда лиц, оказывающих помощь инфекционным больным»).

Добавим: с 02.04.20 г. вступил в силу Закон от 17.03.20 г. № 533-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 533), с изменениями, внесенными Законом от 30.03.30 г. № 540-ІХ.

Обновленным Законом № 533 предусмотрены дополнительные к установленным законодательством доплаты к зарплате медицинским и другим работникам, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации заболевания среди людей коронавирусной болезнью (COVID-19), в размере до 300 % зарплаты на период выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), определенный в решении КМУ об установлении карантина, до завершения выполнения этих мероприятий.

Исходя из этих законодательных изменений, Постановление № 246 также упорядочено в части размеров заработка упомянутых работников и конкретизации получателей такой выплаты.

Таким образом, с 01.04.20 г. и в течение 30 календарных дней после отмены карантина должна быть установлена дополнительная доплата в размере до 300 % зарплаты (должностного оклада (с повышениями) с учетом предусмотренных законодательством обязательных доплат и надбавок.

Указанное касается:

  • медицинских и других работников, непосредственно занятых на работах по предоставлению медуслуг больным коронавирусной болезнью (COVID-19) в ЗЗО, которые предоставляют медпомощь больным коронавирусной болезнью (COVID-19) и заключили договор о медицинском обслуживании населения по программе госгарантий медобслуживания населения по соответствующему перечню и объему медицинских услуг по НСЗ;
  • медицинских и других работников центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, которые задействованы в реагировании на случаи острой респираторной болезни COVID-19 и заключили договор о медобслуживании населения по программе госгарантий медобслуживания населения по соответствующему перечню и объему медицинских услуг с НСЗ;
  • медицинских и других работников, которые непосредственно заняты на работах по предоставлению медпомощи больным этой болезнью, в государственных ЗЗО, определенных в решениях соответствующих центральных органов исполнительной власти для предоставления стационарной медпомощи больным коронавирусной болезнью (COVID-19)

Как и ранее, конкретный перечень должностей работников, которым устанавливается доплата, должен быть утвержден руководителем соответствующего ЗЗО.

Таким образом, преференции относительно оплаты труда несколько расширены. Правда, кое-где врачи и другой персонал заведений до сих пор не получили никаких повышений заработка. Надеемся, что ситуация исправится.

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
08.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
04.11.2021
Ограничения и отстранение от работы в случае отказа от вакцинации
Постановлением КМУ от 20.10.2021 № 1096 (далее – Постановление № 1096) внесены изменения в постановление КМУ от 09.12.2020 № 1236 «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мероприятий в целях предотвращения распространения на территории Украины острой рес...
23.12.2020
Об отстранении от работы работника во время карантина и не только
В каких случаях можно отстранить работника от работы? Оплачивается ли такое отстранение и каков порядок его оформления? Возможно ли отстранение в случае заболевания работника вирусной болезнью или подозрения о таком заболевании? Об этом и другом – далее в статье. Горячая линия «Антивирус...
17.12.2020
Тестирование сотрудников на COVID-19: нужно ли облагать расходы «зарплатными» и другими налогами?
Ситуация в Украине. Пандемия коронавируса пока не отступает, но бизнес понемногу начинает оживать и функционировать в условиях адаптивного карантина. А это означает, что работники, которые контактируют с посетителями в магазинах, кафе, заведениях здравоохранения и т. д., должны быть защищены. Кроме ...
Лучшие материалы