Бухгалтерский учет в неприбыльных организациях
Как и все юридические лица, неприбыльные организации ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность согласно требованиям Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее – Закон № 996) и стандартам бухучета (п. 1 ст. 2 Закона № 996). При этом неприбыльные организации по собственному решению могут применять как упрощенный План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина от 19.04.01 г. № 186, так и обычный План счетов, утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.
Рассмотрим особенности бухучета у неприбыльных организаций, обусловленные спецификой их деятельности.
Доходы
Порядок признания и отражения доходов регламентирован П(С)БУ 15. Как следует из п. 7 этого стандарта, доходы могут быть получены в виде выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), других операционных, финансовых и прочих доходов.
В то же время следует учитывать характер поступлений. Отметим, что все профильные законы обязательно содержат статью, в которой названы источники поступления доходов. Сгруппируем такие возможные источники в четыре группы.
Группа 1. Целевое финансирование. Это денежные средства, полученные неприбыльной организацией на финансирование конкретных программ или мероприятий, а также для покрытия ее плановых расходов. Это может быть благотворительная (гуманитарная) помощь, целевая финансовая помощь, субсидии, дотации, членские, целевые взносы и пр.
В бухучете целевое финансирование отражают при его получении на счете 48 «Целевое финансирование и целевые поступления» либо на счете 47 «Обеспечение будущих расходов и платежей» – если используется упрощенный План счетов (п. 2 Приказа № 186). Целевое финансирование не признают доходом до тех пор, пока нет подтверждения, что оно будет получено и предприятие выполнит условия такого финансирования (п. 16 П(С)БУ 15).
Если целевое финансирование было направлено:
на приобретение оборотных активов либо другие цели, не связанные с капитальными вложениями, – то в этом случае доходы признают в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования (п. 17 П(С)БУ 15) (см. операцию 1 в примере 1);
на финансирование капитальных инвестиций – тогда доходы признают в течение срока полезного использования приобретенных объектов инвестирования (основных средств, нематериальных активов) – пропорционально сумме начисленной амортизации таких объектов (п. 18 П(С)БУ 15). Отметим, что безвозмездно полученные запасы и ОС зачисляются на баланс предприятия по справедливой стоимости на дату получения с учетом расходов, связанных с получением такого объекта (п. 8, 10 П(С)БУ 7; п. 9, п. 12 П(С)БУ 9). При этом на величину справедливой стоимости «бесплатных» ОС увеличивается сальдо субсчета 424 «Дополнительный капитал» (п. 13 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561). Стоимость таких ОС амортизируется в общем порядке, причем одновременно с начислением амортизации уменьшается остаток на субсчете 424 и признается доход по субсче-
ту 745 «Доход от бесплатно полученных активов» (см. операцию 2 в примере 1);
на компенсацию понесенных расходов – такое целевое финансирование признают дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода (п. 19 П(С)БУ 15) (см. операцию 3 в примере 1).
Группа 2. Нецелевое финансирование. Это денежные средства (имущество), которые получены без конкретно установленных условий их расходования (безвозмездно полученные денежные средства, услуги или ТМЦ). Полученное нецелевое финансирование признают дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода (п. 19 П(С)БУ 15). Фактически учет аналогичен учету безвозмездно полученных денежных средств или ТМЦ (см. операцию 5 в примере 1).
Группа 3. Пассивные доходы. Это проценты, дивиденды, страховые выплаты и возмещения, роялти. Проценты признают доходами в тех отчетных периодах, к которым они относятся. Роялти признают доходами по принципу начисления согласно экономическому содержанию соответствующего соглашения. Дивиденды отражают в составе доходов в периоде принятия решения об их выплате (п. 20 П(С)БУ 15) (см. операцию 6 в примере 1).
Группа 4. Прочие доходы. Это доходы от продажи товаров (услуг), пропагандирующих идеи организации, для защиты которых она была создана; от сдачи имущества в аренду, от продажи остатков запасов, основных средств, инвалюты, от курсовых разниц и пр. Доход признают в случае увеличения актива или уменьшения обязательства, которые приводят к росту собственного капитала, при условии, что доход может быть достоверно оценен (п. 5 П(С)БУ 15). Предоплаты и авансы не считаются доходом (см. операции 4 и 7 в примере 1).
Расходы
Порядок признания и отражения расходов регламентирован П(С)БУ 16. Никаких особенностей для неприбыльных организаций этот стандарт не содержит.
Общие правила учета расходов таковы (п. 5–8 П(С)БУ 16):
расходы отражаются одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств;
расходами отчетного периода признается такое увеличение активов или уменьшение обязательств, которое приводит к уменьшению собственного капитала, при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены;
расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они были понесены;
расходы, которые невозможно прямо связать
с доходом определенного периода, отражаются в периоде их осуществления. Напомним, что при получении и освоении средств целевого финансирования неприбыльные организации должны ориентироваться на нормы п. 17–18 П(С)БУ 15 и признавать доходы «под расходы»;
если актив обеспечивает получение экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов, то расходы признаются путем систематического распределения его стоимости (например, в виде амортизации) между такими отчетными периодами.
Все расходы неприбыльной организации классифицируются в зависимости от характера операций и видов деятельности.
Смета
Смета – это основной документ, с помощью которого неприбыльная организация контролирует доходы и расходы, источники их поступления, направление использования и связь с уставной деятельностью. Обычно смета представляет собой перечень сумм ожидаемых доходов и запланированных расходов. При этом доходы и расходы должны быть сбалансированы.
Обязательно ли неприбыльной организации составлять смету?
Требование об обязательном наличии сметы у неприбыльной организации содержится не в каждом профильном законе. Например, о смете творческих союзов упоминается в ст. 16 Закона от 07.10.97 г. № 554/97-ВР – ее утверждает правление. Как следует из ст. 10 Закона от 29.11.01 г. № 2866-III, использование и распоряжение денежными средствами ОСМД осуществляется в соответствии с утвержденной сметой (либо на основании отдельных решений общего собрания совладельцев). А вот в ст. 11 Закона № 4572 сказано только, что устав общественного объединения должен содержать сведения об источниках поступления и порядке использования средств и другого имущества объединения.
Как правило, в уставе неприбыльной организации указывается, что поступление средств (доходы) и их расходование (расходы) на каждый год (несколько лет, квартал) определяются сметой, которая утверждается уполномоченным органом.
Пример 1
В течение 2016 года у неприбыльной организации (общественная экологическая организация, код признака неприбыльности по старому Реестру – 0006, по новому Реестру – 0032) были такие операции:
1) получены и освоены целевые денежные средства в виде членских взносов (на содержание и аренду офиса, оплату труда членов организации) в сумме 145 000 грн.;
2) получены и освоены целевые денежные средства (пожертвования юрлица) (на приобретение дозиметра ДКГ-21 Ecotest CARD, который будет использоваться общественной организацией) в сумме 9 000 грн.;
3) понесены расходы на создание и распечатку брошюр и листовок экологической направленности в сумме 20 000 грн. (спонсор компенсирует эти расходы общественной организации);
4) проведен бесплатный семинар на тему «Экологическая безопасность в Украине» (заключен гражданско-правовой договор с лектором, понесены расходы на аренду зала) – общая сумма расходов составила 30 000 грн.;
5) получена нецелевая финпомощь от юрлица в сумме 100 000 грн.;
6) начислены (получены) проценты по депозиту в сумме 16 000 грн.;
7) начислен (получен) доход в сумме 10 000 грн. от сдачи в субаренду временно свободного помещения организации.
Неприбыльная организация не является плательщиком НДС.
Отражение этих хозяйственных операций в бухучете покажем в таблице.
(грн.)
№
|
Содержание операции
|
Первичные
|
Бухгалтерский учет
|
||
Дт
|
Кт
|
Сумма
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Получены целевые денежные средства (членские взносы)
|
Выписка банка, устав
|
311
|
48
|
145 000
|
Отражены расходы на аренду офиса
|
Договор аренды,
|
92
|
631
|
50 000
|
|
Отражена сумма НДС
|
Налоговая накладная
|
92
|
631
|
10 000
|
|
Начислена заработная плата и ЕСВ работникам неприбыльной организации
|
Ведомость начисления
|
92
|
661, 651
|
85 000
|
|
Отражен доход от целевого финансирования в размере понесенных расходов
|
Бухгалтерская
|
48
|
718
|
145 000
|
|
2
|
Получено и признано доходами будущих периодов целевое финансирование на приобретение дозиметра
|
Выписка банка,
|
311
|
48
|
9 000
|
48
|
69
|
9 000
|
|||
Оплачен дозиметр
|
Выписка банка
|
631
|
311
|
9 000
|
|
Оприходован и введен в эксплуатацию дозиметр
|
Накладная
|
152
|
631
|
9 000
|
|
104
|
152
|
9 000
|
|||
Начислен износ (амортизация) дозиметра (сумма условная)
|
Ведомость
|
92
|
131
|
777
|
|
Отражены доходы периода (в сумме износа)
|
Бухгалтерская справка
|
69
|
745
|
777
|
|
3
|
Отражены расходы на создание и печать «экологических» брошюр и листовок
|
Договор с типографией,
|
23
|
685, 631
|
20 000
|
Получена компенсация ранее понесенных расходов
|
Выписка банка,
|
311
|
377
|
20 000
|
|
Признан доход от целевого финансирования в сумме полученной компенсации ранее понесенных расходов
|
Отчет,
|
377
|
718
|
20 000
|
|
«Экологические» брошюры и листовки розданы волонтерами гражданам
|
949
|
23
|
20 000
|
||
4
|
Отражены расходы на проведение «экологического» семинара
|
Договор аренды зала,
|
949
|
685
|
30 000
|
5
|
Получена нецелевая финпомощь
|
Выписка банка
|
311
|
718
|
100 000
|
6
|
Внесены денежные средства на депозит
|
Выписка банка
|
313
|
311
|
100 000
|
Получены причитающиеся по договору проценты
|
Договор,
|
311
|
732
|
16 000
|
|
7
|
Передано арендатору помещение по договору субаренды
|
Акт
|
–
|
01
|
70 000
|
Начислена арендная плата за отчетный период
|
Договор, счет
|
377
|
713
|
10 000
|
|
8
|
Отражен финансовый результат: – доходы |
Бухгалтерская
|
|
|
|
– расходы
|
791
|
92, 949
|
195 777***
|
||
* Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193. ** Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352. *** Прибыль, полученная неприбыльной организацией в отчетном периоде, составила 96 000 грн. (291 777 грн. – |
Комментарии к материалу