Закон о публичных закупках - используем эффективно
11.08.2016 2241 0 1
19 февраля этого года Верховной Рaдою вступил в силу зaкон Про публічні закупівлі , который устaновливает прaвовые и экономические основы осуществления зaкупок товaров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства тa териториaльной громaды.
Зaкон Про публічні закупівлі вводится в действие:
с 1 апреля 2016 - для Центрaльных оргaнов исполнительной власти и зaказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферaх хозяйствования;
с 1 августа 2016 - для всех зaказчиков.
Этот зaкон должн обеспечить эффективное и прозрачное осуществление зaкупок, создать конкурентную среду, предотвратить коррупцию в этой сфере и развить добросовестную конкуренцию.
В частности, Законом предусмотрено введение электронной системы закупок для всех государственных закупок для товаров и услуг, стоимость которых равна или превышает 200 тыс. грн, для работ – равна или превышает 1,5 млн грн (для заказчиков, осуществляющих свою деятельность в отдельных сферах хозяйствования, стоимость товаров и услуг равна или превышает 1 млн грн и для работ - равна или превышает 5 млн грн).
Отныне отечественные и иностранные участники всех форм собственности и организационно-правовых форм, участвовать в процедурах закупок на равных условиях. Заказчик самостоятельно и безвозмездно через авторизованные электронные площадки публикует на соответствующем веб-портале информацию о закупке.
Открытые торги являются основной процедурой закупки. Во время проведения процедуры открытых торгов тендерные предложения имеют право подавать все заинтересованные лица. Для проведения процедуры закупки должно быть подано не менее двух предложений.
Электронный аукцион заключается в повторювальному процессе понижения цен или приведенных цен с учетом показателей других критериев оценки по математической формуле, определенной в методике оценки, которая проводится в три этапа в интерактивном режиме реального времени.
С 1 апреля электронную систему использовали только центральные органы исполнительной власти и заказчики, осуществляющими деятельность в отдельных сферах хозяйствования, а с 1 августа к системе присоединились остальные заказчики.
Это означает, что все заказчики должны публиковать свои закупки (как допороговые (если запланирована сумма закупки превышает 50 тыс. грн в год, заказчик обязан проводить такую закупку через систему электронных закупок (или публиковать отчет о закупке), так и сверхпорговые) на новом веб-портале Уполномоченного органа (prozorro.gov.ua) и проводить их в соответствии и проводить их в соответствии с требованиями Закона Про публічні закупівлі .
Минэкономрозвития принял прикaз Про затвердження Порядку розміщення інформації про публічні закупівлі , который определяет процедуру размещения информaции о публичных зaкупках (дaльше - Порядок), публикуется нa веб-портaле Уполномоченного оргaна по вопросам закупок в состеве электронной системы закупок, предоставлении информации, документов, обращений и жалоб и получении сообщений по электронной системе закупок.
Важным шагом по восстановлению доверия к закупкам стала функция проверки платежей, которая была интегрирована в ProZorro благодаря поддержке Минфина, портала Є-Data и проекта.007.
Несмотря на реальные результаты в экономии бюджетных средств, существует ряд практических проблем, требующих решения и постоянного контроля.
Предоставляем разъяснения государственных органов по осуществлению
публичных закупок в Украине.
Казначейство Украины на своем сайте напоминает |
С 1 августа 2016 года в Украине завершается полный переход на электронные публичные закупки через систему ProZorro. Это означает, что все заказчики должны публиковать свои закупки (как допорогові (если запланирована сумма закупки превышает 50 тыс. грн в год, заказчик обязан проводить такую закупку через систему электронных закупок (или публиковать отчет о закупке), так и понадпорогові) на новом веб-портале Уполномоченного органа (prozorro.gov.ua). Закупок, которые начаты до 31 июля 2016 года (датой начала закупки считается дата обнародования объявления о проведении закупки), должны быть завершены в соответствии с требованиями Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (в т.ч. обнародование Отчета о выполнении договора на веб-портале Уполномоченного органа tender.me.gov.ua). |
Письмом Минэкономразвития от 05.08.2016 г. № 3302-06/24704-06 пояснил вопрос рассмотрения и оценки заказчиком тендерных предложений участников.
|
Представление участниками документов, которые требуются заказчиком в тендерной документации, в бумажной форме Законом не предусмотрено. Таким образом, поскольку в случае осуществления закупки, ожидаемая стоимость которой превышает 133 тыс. евро для товаров и услуг и 5150 тыс. евро для работ, к оценке допускаются только тендерные предложения участников, которые не были отклонены, осуществление рассмотрения тендерных предложений на соответствие требованиям тендерной документации предшествует проведению электронного аукциона. |
Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения. Таким образом, в случае если предметом закупки являются работы, заказчик может установить требование о предоставлении участниками в составе своего тендерного предложения перечня и объемов работ согласно технической спецификации, установленной в тендерной документации, без указания стоимости отдельных составляющих работ. Если работа выполняется соответственно смете, составленной подрядчиком, смета вступает в силу и становится частью договора подряда из момента подтверждения его заказчиком. Таким образом, поскольку цена тендерного предложения участника может уменьшаться по результатам электронного аукциона, что приведет к необходимости перерасчета участником сметы и учитывая при этом, что условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения, в случае закупки работ договорная цена (смета) может согласовываться сторонами именно во время заключения договора о закупке с соблюдением требований Закона и ГКУ. |
|
Письмо Министерство экономического развития и торговли Украины от 15.07.2016 № 3302-06/21890-07:
Относительно применения переговорной процедуры закупки в случае, если заказчиком было дважды отменена тендер
|
Переговорная процедура закупки применяется заказчиком как исключение в случае, если заказчиком было дважды отменена тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, при этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участника не должны отличаться от требований, которые были определены заказчиком в тендерной документации. При этом в соответствии с пунктом 28 части первой статьи 1 Закона тендер (торги) - осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов в соответствии с процедурами, установленными настоящим Законом (кроме переговорной процедуры закупки). Учитывая изложенное и требования части первой статьи 4 Закона, заказчиком применяется переговорная процедура закупки согласно статье 35 Закона, если им было дважды отменена тендер в понимании этого Закона из-за отсутствия достаточного количества участников. |
Относительно использования электронной системы закупок субъектами, которые не являются заказчиками в понимании Закона
|
.Путем применения одной из процедур закупок, предусмотренных статьей 12 Закона, руководствуясь стоимостными пределами, определенными в статье 2 Закона, закупки товаров, работ или услуг осуществляют исключительно субъекты, которые являются заказчиками в понимании Закона. Вместе с тем приказом ГП “Внешторгиздат Украины” от 13.04.2016 № 35 утвержден Порядок осуществления допорогових закупок (далее - Порядок), согласно которому, в частности заказчиками допорогових закупок являются заказчики в понимании Закона, а также государственные, коммунальные, казенные предприятия, их дочерние предприятия, хозяйственные общества или объединения, в которых государственная или коммунальная доля в уставном капитале составляет 50 и более процентов. Так, согласно пунктов 1.2 и 1.9 Порядка государственные, коммунальные, казенные предприятия, их дочерние предприятия, хозяйственные общества или объединения, в которых государственная или коммунальная доля в уставном капитале составляет 50 и более процентов, которые не являются заказчиками в понимании Закона, могут использовать Систему с целью осуществления отбора поставщика товара (товаров), поставщика услуг (услуги) и исполнителя работ, независимо от суммы закупки в порядке, утвержденном приказом ГП “Внешторгиздат Украины” от 13.04.2016 № 35.
|
Относительно обнародования отчета о заключенных договорах
|
Минэкономразвития принял приказ Про затвердження Порядку розміщення інформації про публічні закупівлі , согласно которому, заказчики обнародуют отчет о каждый заключенный договор в системе электронных закупок согласно статье 10 Закона, в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки в таком договоре равна или превышает 50 тысяч гривен и меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем настоящей части. |
Одновременно отмечаем, что письма Министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.
Читайте также:
С переходом на электронные торги изменился не только механизм проведения госзакупок, а и состав правонарушений, за которые могут нести ответственность члены тендерного комитета и уполномоченное лицо (лица) заказчика.
Предостеречь от противоправных действий и предупредить об ответственности в сфере публичных электронных торгов поможет наш материал.
Уголовная ответственность закупщиков: предупреждаем и предотвращаем.
Комментарии к материалу