Больше по теме:
Коррупционные риски оплаты труда руководителя
Уполномоченные по вопросам предотвращения и выявления коррупции в ОМС: требования и обязанности
1 сентября 2025 года в Украине начинает действовать Закон от 23.02.2024 № 3606-IX «О лоббировании» (далее – Закон № 3606). Данный Закон устанавливает новые правила взаимодействия между бизнесом, общественными структурами и государственными органами – открытые, прозрачные и контролируемые.
Для его реализации Правительство приняло ряд решений. В частности, постановлением КМУ от 15.10.2024 № 1175 утверждено Положение о Реестре прозрачности, а постановлением от 01.10.2024 № 1128 – Правила нравственного поведения субъектов лоббирования, разработанные Национальным агентством по предотвращению коррупции.
Важной новеллой данного Закона является то, что он четко определяет, что такое лоббирование. Это деятельность, направленная на влияние или попытку влияния на решения органов власти или местного самоуправления в коммерческих интересах бенефициара или в собственных коммерческих интересах. Таким образом, речь идет о формализации ранее существовавшего в «тени» процесса.
Вместе с тем, законодатель устанавливает четкую границу: какие действия подпадают под определение лоббирования, а какие нет. Не считаются лоббированием:
В отдельной статье закон запрещает предметом лоббирования совершать нормативно-правовые акты, регулирующие объявление общей или частичной мобилизации; введение в Украине или в отдельных ее местностях военного положения; объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключения мира; использование Вооруженных сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований; введение в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения; оглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации; изменения территории Украины; амнистии. Это принципиально ограничивает сферу лоббирования от вопросов, относящихся к фундаментальным государственным функциям.
Не менее важен раздел о субъектах лоббирования. Закон предусматривает, что такими могут быть физические лица с полной гражданской дееспособностью, юридические лица частного права, зарегистрированные в Украине, а также иностранные компании, имеющие представительства на территории нашего государства. В то же время есть и категории, которые лишены такого права. Это государственные служащие и должностные лица органов местного самоуправления (как в должности, так и в течение года после завершения полномочий), лица с непогашенной судимостью или признанные недееспособными, органы власти, политические партии, религиозные организации и медиа.
В целях обеспечения прозрачности и контролируемости лоббирования вводится Реестр прозрачности. Он станет своеобразным «фильтром», ведь лоббирование разрешено только тем, кто прошел официальную регистрацию. Вести его будет НАПК. Реестр будет содержать полные сведения как о физических лицах, так и о юридических лицах, которые намерены осуществлять лоббистскую деятельность.
Для физических лиц это – фамилия, собственное имя, отчество; дата рождения; регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер документа, удостоверяющего личность; адрес задекларированного и/или зарегистрированного места жительства; номер телефона или другое техническое средство электронной коммуникации, адрес электронной почты; веб-сайт; источник финансирования; сфера лоббирования.
Для юридических лиц это – наименование юридического лица и организационно-правовая форма; идентификационный код юридического лица согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины; местонахождение юридического лица; номер телефона или другое техническое средство электронной коммуникации, адрес электронной почты; веб-сайт; сведения о регистрации представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности (для иностранных юридических лиц); фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) руководителя юридического лица, учредителей (участников), конечных бенефициарных владельцев юридического лица; источник финансирования; сфера лоббирования.
Необходимо отметить, что лицам, не внесенным в Реестр прозрачности и не получившим статус субъекта лоббирования, – запрещается осуществлять лоббирование.
Закон дает четкий перечень прав как для субъектов, так и для объектов лоббирования. Субъекты получают возможность обращаться к объектам лоббирования с целью получения информации, связанной со сферой и/или предметом лоббирования, и получать такую информацию по своему обращению, кроме информации с ограниченным доступом; в установленном законодательством порядке входить в административные здания органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления во время осуществления лоббирования (если такой доступ связан со сферой и/или предметом лоббирования), участвовать в заседаниях таких органов при рассмотрении вопросов, связанных со сферой и/или предметом лоббирования; подавать собственные аналитические материалы проектам нормативно-правовых актов; инициировать подготовку проекта нормативно-правового акта, быть указанным в списке его авторов; получать информацию о проведении запланированных мероприятий, связанных с предметом лоббирования.
В то же время объекты лоббирования – а это в частности: Верховная Рада; Президент Украины; КМУ; министерства; другие органы государственной власти и другие субъекты публичного права, согласно закону осуществляющие от имени государства правотворческую деятельность и юрисдикция которых распространяется на территорию Украины; Верховный Совет АР Крым, Совет Министров АР Крым, министерства АР Крым; главы местных государственных администраций и руководители структурных подразделений местных государственных администраций; органы местного самоуправления; и субъекты правотворческой инициативы, такие как народные депутаты, члены Правительства – имеют право получать достоверную информацию от субъектов, а также информировать НАПК о любых фактах незаконного воздействия.
Закон создает баланс, в котором обе стороны – и влияющие, и те, на кого влияют, – действуют в рамках прозрачных и четко установленных правил.
Особый акцент закон делает на отчетности. Каждые шесть месяцев субъекты лоббирования обязаны представлять в Реестр прозрачности отчеты. В них отражаются ключевые аспекты деятельности: данные субъекта и его клиента, предмет и объект лоббирования, условия договоров, размер полученных средств и расходов, встречи с представителями органов власти, а также взносы в политические партии или избирательные фонды.
Контроль за этим осуществляет НАПК. Агентство имеет право проверять достоверность предоставленной информации и привлекать к ответственности в случае нарушений. Ответственность за нарушение четко прописана в КУоАП и предусматривает штрафы за деятельность без регистрации или за непредставление или несвоевременное представление отчетов.
Закон № 3606 становится важным шагом для Украины на пути европейских стандартов прозрачности. Он дает возможность легально отстаивать интересы бизнеса и общественности, закрывая пространство для «теневых» воздействий. Это шаг к построению системы, в которой интересы общества и государства защищены, а влияние на власть происходит открыто, прозрачно, понятно и ответственно.
Верховная Рада