Комитет по вопросам экономического развития зарегистрировал в Верховной Раде законопроекты:
- о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения строительства объектов на государственных и коммунальных землях на условиях публично-частного партнерства (рег. № 14038);
- о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения прозрачного и эффективного распоряжения объектами государственной и коммунальной собственности для целей инвестиционной деятельности (рег. № 14039).
Первый законопроект направлен на обеспечение государственного интереса и интереса территориальных общин в инвестиционных проектах относительно строительства жилых объектов на их земельных участках. Случаи застройки таких земель являются массовыми:
- по инвестиционным проектам, не согласующимся с уставной деятельностью землепользователя – соответствующего государственного или коммунального предприятия/компании, учреждения, организации, которым принадлежат участки на праве постоянного пользования;
- без проведения конкурса по избранию соответствующего застройщика;
- без приобретения застройщиком прав на земельный участок;
- с несправедливо диспропорциональным распределением квадратных метров в построенных объектах не в пользу государства или общины;
- с невозможностью пользования участками государством или общиной;
- последующим выбытием участков из государственной или коммунальной собственности;
- непрозрачным распоряжением объектами недвижимости в построенных объектах, принадлежащих государству или общине.
В этой связи такие проекты должны реализовываться на прозрачных условиях публично-частного партнерства или с приобретением застройщиком прав на соответствующие земельные участки на конкурентных началах. При этом участие государственных и коммунальных предприятий в инвестиционном строительстве должно согласовываться с уставной деятельностью таких субъектов.
Второй законопроект направлен на устранение так называемых «туалетных» схем, когда собственник малого здания или сооружения, например, площадью 10 м2, получает без торгов в собственность или пользование участки, которые в 10, 100 и даже 1 000 раз превышают площадь такого здания или сооружения.
Предлагается, чтобы приобретатель мог получить участок вне торгов только в пределах, необходимых для обслуживания его объекта, или на земельных торгах, если он желает большую площадь, с преимущественным правом приобрести участок по цене, определенной на аукционе:
- площадь земельных участков государственной и коммунальной собственности, которые предоставляются в собственность или пользование собственникам размещенных на них зданий (сооружений) без проведения земельных торгов, должна оговариваться необходимостью обслуживания таких объектов. Такие предельные размеры будут определяться отдельной методикой, утвержденной КМУ;
- в случае превышения предельных размеров соответствующий участок подлежит разделению с выделением той части, которая необходима для обслуживания объекта недвижимости, или передаваться на земельные торги по инициативе собственника объекта недвижимости, который сможет выкупить указанный участок по цене, определенной на торгах, или получить его в аренду на конкурентных условиях.
Комитет по вопросам экономического развития ВРУ