Больше по теме:
Получение средств на финансирование капитальных инвестиций: как обложить налогом и отразить в учете?
Парламент 8 октября 2025 года принял во втором чтении проект Закона «О Национальном учреждении развития» (рег. № 11238). Документ закладывает правовую основу для запуска институции, которая будет работать по модели «банк банков»: будет привлекать средства международных партнеров и частных инвесторов и направлять их в реальный сектор через сеть банков-партнеров, сосредотачиваясь на поддержке МСБ, а также на проектах восстановления с повышенным риском.
Законопроект предусматривает создание Национального учреждения развития путем реорганизации Фонда развития предпринимательства. На этой базе выстраивается институт, способный предоставлять финансовые инструменты косвенной поддержки: кредитные и портфельные гарантии, льготные кредитные линии, факторинг и другие инструменты риск-финансирования в сотрудничестве с коммерческими банками. Учреждение должно стать одним из ключевых драйверов послевоенного экономического восстановления – прежде всего для МСБ, релокированных предприятий, бизнеса в прифронтовых регионах и проектов, которые не могут получить рыночное финансирование из-за высоких рисков.
Введение Национального учреждения развития ориентируется на мировую практику development banks и development institutions – в частности, на опыт немецкого KfW, после Второй мировой войны ставший системной опорой восстановления. Учреждение не конкурирует с рынком, а компенсирует его «провалы», принимая часть риска и удешевляя финансирование приоритетных направлений. Именно такая логика заложена и в украинском законопроекте.
В пояснительных материалах и коммуникациях отмечается, что новый институт консолидирует существующие программы поддержки бизнеса Фонда развития предпринимательства, расширяя их масштаб и набор инструментов. В частности, речь идет о возможности аккумулировать средства МФО и частных инвесторов и направлять их через банки-партнеры в целевые сегменты экономики – от производства до инноваций и критической инфраструктуры.
Верховная Рада