Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Внесение сведений об имуществе в Реестр вещных прав: почему это важно и как сделать

06.05.2025

Государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество является важной юридической процедурой для всех украинцев. Если ваше жилье было построено до 2013 года, следует внести сведения о нем в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (ГРВП).

Этот важный шаг позволит получить ряд преимуществ, а именно:

  1. Юридическая защищенность – официальная регистрация подтверждает ваши права на недвижимость, что защищает вас от возможных попыток обжалования права собственности другими лицами.
  2. Правовая определенность – регистрация обеспечивает ясность в правовом статусе собственности, что важно при заключении соглашений таких как купля-продажа, дарение или наследование.
  3. Возможность совершения соглашений – без регистрации права собственности вы не сможете законно продавать, сдавать в аренду или передавать недвижимость по наследству.
  4. Доступ к кредитованию – многие банки требуют документального подтверждения права собственности для предоставления кредитов под залог недвижимости.
  5. Участие в государственных программах – регистрация необходима для участия в различных государственных программах, связанных с недвижимостью. Например, по восстановлению имущества и получению компенсации за разрушенное имущество.
  6. Официальные данные – регистрация обеспечивает внесение информации о вашем праве собственности в Государственный реестр, что важно для статистики и правозащитной деятельности.

К кому следует обратиться, чтобы зарегистрировать вещное право на недвижимое имущество?

Место регистрации вещного права на недвижимое имущество в Украине является достаточно дифференцированным, поэтому граждане имеют право самостоятельно его выбрать из существующего перечня:

  • Государственный регистратор, который находится в трудовых отношениях с исполнительным органом сельского, поселкового и городского совета, Киевской, Севастопольской городской, районной, районной в городах Киев и Севастополь государственной администрацией.
  • Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ).
  • Государственная нотариальная контора или частный нотариус.
  • Через портал «Дія» (в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество (отличное от земельного участка), регистрация которых проведена до 01.01.2013 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения). Указанная услуга доступна в 21 областях. Недоступна – в Донецкой, Луганской, Херсонской областях и г. в Киеве. Человек обязательно должен иметь квалифицированную электронную подпись.

Какие документы необходимы для регистрации права на недвижимость в Украине?

Чтобы зарегистрировать право собственности на недвижимость в Украине необходимо иметь:

  1. Заявление на регистрацию, которое должно быть оформлено по установленной форме в Государственном реестре вещных прав.
  2. Документ, подтверждающий право собственности. Это может быть договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве или другой документ, подтверждающий право на недвижимость.
  3. Технический паспорт – документ, содержащий характеристики недвижимого имущества.
  4. Паспорт и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика.
  5. Документ об оплате административного сбора (квитанция). Если имущество зарегистрировано до 01.01.2013 – процедура бесплатная.
  6. Дополнительные документы. Если недвижимость оформлена на нескольких собственников, могут потребоваться их подписи и согласие, справки, заверенные в установленном законодательством порядке, копии документов и т. п.

Перед подачей документов рекомендуем проверить актуальные требования, ведь список может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств и типа недвижимости.

Неправильное оформление документов при регистрации права собственности на недвижимость может привести к следующим негативным последствиям:

  1. Отказ в государственной регистрации. Причиной этого, в частности, может быть:
  • отсутствие необходимых документов;
  • ошибки в документах;
  • имущество уже зарегистрировано на другое лицо;
  • имущество под запретом отчуждения.
  1. Судебные споры – неправильное оформление может вызвать споры с другими сторонами.
  2. Финансовые потери на исправление ошибок, судебные сборы и пр.
  3. Неопределенность правового статуса – неправильное оформление может привести к юридической неопределенности, что усложнит дальнейшие операции с недвижимостью (например, продажа или аренда).

Каковы сроки проведения регистрационных действий и предоставления информации из Государственного реестра прав?

Регистрация прав проводится в день внесения соответствующего заявления в Государственный реестр прав, за исключением случаев, предусмотренных Законом от 01.07.2004 № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952). Общий срок проведения процедуры не превышает пяти рабочих дней с момента регистрации заявления в реестре.

Предоставление информации из Государственного реестра прав в электронном формате осуществляется в режиме реального времени.

Если в Государственном реестре прав уже зарегистрированы другие заявления относительно этого объекта недвижимости, срок регистрации определяется со дня принятия государственным регистратором решения о регистрации прав или об отказе в такой регистрации относительно заявления, поданного ранее.

Какова стоимость проведения регистрационных действий и предоставления информации из Государственного реестра прав?

За государственную регистрацию права собственности взимается административный сбор в размере 0,1 прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Если граждане желают сократить 5-дневный срок ожидания, это будет стоить:

  • 1 прожиточный минимум для трудоспособных лиц – за срок в два рабочих дня;
  • 2 прожиточных минимума для трудоспособных лиц – за срок в один рабочий день;
  • 5 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц – за срок в 2 часа.

Подробнее ознакомиться с тарифами на услуги по проведению регистрационных действий можно в ст. 34 Закона № 1952.

От уплаты административного сбора за вышеупомянутые регистрационные действия освобождаются:

1) физические и юридические лица – при проведении государственной регистрации прав, возникших и оформленных до проведения государственной регистрации прав в порядке, определенном Законом № 1952 (до 01.01.2013).

2) граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы;

3) лица с инвалидностью в результате Второй мировой войны, лица из числа участников антитеррористической операции, участников осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии российской федерации в Донецкой и Луганской областях, которым предоставлен статус лица с инвалидностью в результате войны или участника боевых действий, и семьи воинов (партизан), погибшие или пропавшие без вести и приравненные к ним в установленном порядке лица;

4) лица с инвалидностью I и II групп;

5) граждане Украины, объект недвижимого имущества которых уничтожен в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации против Украины и т. д.

Информация по состоянию на 05.05.2025

Минюст

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
10.02.2025
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о повышении минимальной зарплаты, пенсий и прожиточного минимума
Больше по теме: Минимальная зарплата и прожиточный минимум – 2025: какие размеры и на что повлияют Размер минимальной заработной платы Парламентарии представили законопроект № 12462, которым предусматривается повышение прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии по возра...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
14.02.2025
Изменения в законодательстве с 10 по 14 февраля 2025 года
Кабмин утвердил изменения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней Внесены изменения в постановление КМУ от 14.04.1997 № 346 «Об утверждении Порядка предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней рук...
Новое
05.05.2025
Как и куда подается Справка о факте оприходования и Отчет о целевом использовании при импорте товаров оборонного назначения
Как подаются в контролирующий орган Справка о факте оприходования товаров и Отчет о целевом использовании товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины с освобождением от налогообложения, подача которых предусмотрена постановлением КМУ от 16.03.2016 № 170? Пунктом 197.23 Налогового кодекса (д...
05.05.2025
Дополнительное соглашение с иностранцем по аренде сельхозугодий является ничтожным – Верховный Суд
Больше по теме: Как установить/изменить размер арендной платы за земельный участок: отвечаем на ваши вопросы Як орендарю поновити договір оренди земельної ділянки, у якої декілька власників Право аренды земельного участка зарегистрировано через месяц после заключения договора аренды: с какой даты...
05.05.2025
Каких специалистов чаще всего ищут работодатели
Аналитики Службы занятости выявили наиболее востребованные на рынке труда профессии.  На сайте Государственной службы занятости есть Единый портал вакансий, на котором ежедневно можно найти около 230 тысяч объявлений о работе как от самой Службы, так и частных сайтов по поиску работы, таких как...
Лучшие материалы