Больше по теме:
Прием и увольнение работников, нарушивших правила воинского учета
Увольнение в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу
Увольнение работника, который болеет свыше четырех месяцев подряд
Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается (ч. 1 ст. 43 Конституции Украины). Использование принудительного труда запрещено.
Одним из оснований прекращения трудового договора является его расторжение по инициативе работника (п. 4 ч. 1 ст. 36 КЗоТ), в частности расторжение по этой инициативе трудового договора, заключенного на неопределенный срок (ст. 38 КЗоТ).
В то же время сложность вопроса заключается в том, что директор является не только наемным работником юридического лица, но и выполняет функции управления им, порядок его назначения и увольнения существенно отличается от порядка, установленного для других работников.
Руководитель общества с ограниченной ответственностью согласно нормам Гражданского кодекса Украины и Закона от 06.02.2018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон № 2275) является единоличным исполнительным органом общества и/или входит в состав коллегиального исполнительного органа, если это предусмотрено уставом (ч. 4, 5 ст. 39 Закона № 2275).
С единоличным исполнительным органом – директором заключается гражданско-правовой или трудовой договор (контракт). Договор (контракт), заключаемый с единоличным исполнительным органом, от имени общества подписывает лицо, уполномоченное на такое подписание общим собранием участников (ч. 12 ст. 39 Закона № 2275).
Контракт является особой формой трудового договора, которым могут определяться отдельные аспекты деятельности единоличного исполнительного органа как работника общества, в частности, срок осуществления им полномочий; права, обязанности и ответственность сторон, условия освобождения от должности (в т. ч. досрочного) (ст. 21 КЗоТ).
В компетенцию исполнительного органа общества входит решение всех вопросов, связанных с управлением текущей деятельностью общества, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников и наблюдательного совета общества (в случае образования) (ч. 2 ст. 12 Закона № 2275).
Именно директор принимает решения по операционным вопросам, представляет общество в отношениях с третьими лицами (государственными органами, контрагентами), заключает договоры от имени общества, организует и контролирует ведение бухгалтерского учета, обеспечивает представление налоговой, статистической и другой обязательной отчетности, подписывает платежные и другие документы по распоряжению денежными средствами, осуществляет наем и увольнение работников, несет ответственность за соблюдение законодательства в деятельности общества. Смена директора общества предполагает внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, а также требует уведомления по местонахождению налогоплательщика государственной налоговой инспекции (в указанных нормативными актами случаях).
Учитывая важность полномочий и задач, выполнение которых возлагается на директора общества, и с учетом того, что даже кратковременное отстранение его от исполнения обязанностей может оказать существенное негативное влияние на деятельность общества и его работников, Законом № 2275 определены дополнительные требования по прекращению полномочий единоличного исполнительного органа общества.
Так, согласно ч. 13 ст. 39 Закона № 2275 полномочия единоличного исполнительного органа или председателя коллегиального исполнительного органа могут быть прекращены или он может быть временно отстранен от исполнения своих полномочий только избранием нового единоличного исполнительного органа или председателя коллегиального исполнительного органа или временных исполняющих их обязанности. Избрание единоличного исполнительного органа общества или членов коллегиального исполнительного органа (всех или отдельно одного или нескольких из них), установление размера вознаграждения членам исполнительного органа общества отнесены к исключительной компетенции общего собрания и не могут быть отнесены к компетенции других его органов (ст. 30 Закона № 2275). Процедура созыва и принятия решения общим собранием определена ст. 31, 32 Закона № 2275.
Кроме вышеупомянутого, уставом общества, а также контрактом с директором могут определяться дополнительные условия процедуры и условий увольнения. Следовательно, вопросы увольнения директора общества должны рассматриваться не исключительно в рамках трудовых отношений, а требуют учета корпоративных правоотношений, существующих между обществом и директором.
Выводы о важности отношений, связанных с выполнением функций управления обществом, в которых директору предоставлены соответствующие полномочия, за осуществление которых он несет установленную законом ответственность, изложены в постановлениях Большой Палаты Верховного Суда от 10.04.2019 по делу № 510/456/17, от 08.11.2019 по делу № 667/1/16, от 04.02.2020 по делу № 915/540/16, от 19.02.2020 по делу № 145/166/18, от 12.01.2021 по делу № 127/21764/17.
В постановлении от 14.06.2023 Большой Палаты Верховного Суда по делу № 448/362/22, в частности, указано, что правовое регулирование прекращения полномочий исполнительного органа общества (директора) или члена этого органа, если последний является коллегиальным (дирекцией), по его собственной инициативе отличается от расторжения трудового договора по инициативе работника, не являющегося исполнительным органом общества или членом этого органа. Ошибочно утверждение истца о том, что спор касается реализации им как работником исключительно права на труд. Спор о прекращении трудового договора директора общества возникает из корпоративных отношений, поскольку он связан с реализацией общим собранием этого общества его компетенции по формированию исполнительного органа и прекращению его полномочий. Он касается управления юрлицом и относится к юрисдикции хозяйственного суда.
Таким образом, подытоживая вышеизложенное, информируем о следующем.
Законодательство о труде не устанавливает дополнительных требований по процедуре увольнения директора общества с ограниченной ответственностью, в частности, по срокам такого увольнения в соответствии со ст. 38 КЗоТ, которые были бы отличными по сравнению с другими работниками. Что касается второй части вопроса, а именно процедуры увольнения и назначения директора общества с ограниченной ответственностью («можно ли уволить директора в течение одного дня и повторно назначить его директором в течение следующего дня»), то в этой части вопрос касается правоотношений, регулируемых нормами гражданского законодательства, Законом № 2275, а не нормами законодательства о труде.
Согласно ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Разъяснение по вопросам применения норм гражданского права, специфической составляющей которого выступают корпоративные отношения с присущими им признаками, основаниями их возникновения и прекращения, не входит в компетенцию инспекторов труда.
Гоструда