С 1 января 2019 вступил в силу Закон Украины от 23 ноября 2018 № 2628-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» (далее - Закон № 2628). Основными изменениями Закона № 2628 относительно трансфертного ценообразования являются:
Подпунктом «ґ» подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) предусмотрено признание контролируемыми операциями также внутрихозяйственные расчеты между нерезидентом и его постоянным представительством.
Подпунктом 39.2.1.5 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Кодекса уточнено определение лиц, являющихся сторонами контролируемой операции в цепи хозяйственных (экспортных и импортных) операций, а именно контролируемыми могут быть операции между налогоплательщиком и нерезидентом (соответствующие требованиям подпункта 39.2. 1.1 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Кодекса), а не только связанным лицом нерезидентом.
Новыми абзацем подпункта 39.2.2.4 и новыми подпунктами 39.2.2.10, 39.2.2.11 подпункта 39.2.2 пункта 39.2 статьи 39 Кодекса закреплен принцип превалирования сущности над формой, а именно, коммерческие и/или финансовые характеристики контролируемой операции для целей трансфертного ценообразования определяются согласно фактическими действиями сторон операций и фактическими условиями ее проведения даже в случае отсутствия документального оформления такой операции.
Новым подпунктом 39.2.2.9 подпункта 39.2.2 пункта 39.2 статьи 39 Кодекса предусмотрена возможность при определении сопоставимых условий сделок учитывать характеристики активов, используемых в контролируемых операциях.
Кроме того, подпункт 39.3.2.7 подпункта 39.3.2 пункта 39.3 статьи 39 Кодекса дополнена новым абзацем, которым закреплено требование выбирать сторону для исследования только при наличии наиболее полной и документально подтвержденной информации о финансовых показателях контролируемых операций.
При предоставлении налогоплательщиком документации по трансфертному ценообразованию на запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, новым абзацем подпункта «и» подпункта 39.4.6 пункта 39.4 статьи 39 Кодекса предусмотрена необходимость обоснования использования при определении диапазона рентабельности информации за несколько налоговых периодов (лет) и расчет средневзвешенного значения показателя рентабельности.
Новые нормы предусматривают следующее:
poltava.sfs.gov.ua