Типовые договора для дистанционной и надомной работы: Гоструда отвечает на вопросы
Инспекторы труда изложили ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся типовых форм трудовых договоров о дистанционной и надомной работе.
1. Нужно ли при применении надомного или дистанционного труда использовать именно типовые формы трудовых договоров?
При заключении трудовых договоров о дистанционной или надомной работе следует использовать именно типовые формы трудовых и заключать их в письменной форме.
Типовые формы трудовых договоров о надомной и дистанционной работе утверждены приказом Минэкономики от 05.05.2021 г. № 913-21.
Если с работником уже заключили трудовые договоры, в частности, уже содержащие положения о дистанционной/надомной работе, то с таким работником целесообразно перезаключить трудовой договор о дистанционной/надомной работе в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом № 913-21.
При осуществлении такого перезаключения трудового договора изменяются существенные условия труда работника, поэтому работодатель должен соблюдать требования ст. 32 КЗоТ относительно двухмесячного срока уведомления работника.
2. Можно ли внести изменения в типовую форму трудового договора и предусмотреть там дополнительные условия труда работника?
Типичными формами трудовых договоров о дистанционной и надомной работе предусмотрена возможность сторон с согласия установить дополнительные условия прав и обязанностей работника и работодателя, дополнительные условия оплаты труда, дополнительные характеристики выполняемой работы.
3. Необходимо ли в трудовом договоре о дистанционной или надомной работе полностью дублировать положения колдоговора и/или нормативного акта работодателя по оплате труда?
Условия труда, устанавливаемые в колдоговоре или нормативном акте работодателя, не следует дублировать в каждом трудовом договоре работника.
Поэтому, при соблюдении в соответствии с законодательством процедуры информирования работника о его условиях труда, в трудовом договоре может быть указана соответствующая ссылка на колдоговор или нормативный акт работодателя без установления в нем конкретных условий оплаты труда.
4. Как действовать работодателю в случае принятия им решения об изменении режима работы работника (перевод на дистанционный режим или перевод с дистанционного режима на другой режим работы)?
В случае принятия работодателем решения об изменении режима работы работника, работодатель должен уведомить такого работника в срок не менее чем за два месяца.
В то же время согласно ч. 11 ст. 602 КЗоТ на время угрозы распространения эпидемии, пандемии, необходимости самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством, и/или при возникновении угрозы вооруженной агрессии, чрезвычайной ситуации техногенного, природного или иного характера дистанционная работа может вводиться приказом (распоряжением) работодателя без обязательно заключение трудового договора о дистанционной работе в письменной форме. С таким приказом (распоряжением) работника знакомят в течение двух дней со дня его принятия, но до введения дистанционной работы. В таком случае нормы ч. 3 ст. 32 КЗоТ не применяют.
5. Какая должна быть форма трудового договора при изменении режимов работы работника?
Если из-за смены режима работы законодательство о труде не требует обязательного заключения трудового договора в письменной форме, стороны могут самостоятельно определять форму трудового договора.
Чтобы избежать трудовых споров, рекомендовано в таких случаях все равно заключать трудовые договоры в письменной форме.
Условия об изменении режима работы работника и сроки предупреждения о таком изменении должны быть подтверждены нормативным актом работодателя.
6. Какой порядок действий работодателя в случае выявления работником желания перевестись на дистанционную работу?
Если исходить из содержания ст. 32, 601 и 602 КЗоТ, то дистанционную и надомную работы следует считать режимами работы, об изменении которых по инициативе работодателя последний должен предупредить работника в срок не менее чем за два месяца.
kh.dsp.gov.ua
Комментарии к материалу