Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Распечатка или создание в электронном виде Z-отчета без обязательных реквизитов: ответственность

Разъяснение
02.06.2025

Какая предусмотрена ответственность при распечатке или создании в электронном виде Z-отчета, в котором отсутствуют обязательные реквизиты?

Статьей 2 Закона от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) определено, что фискальный отчетный чек – это документ установленной формы, созданный в бумажной и/или электронной форме (электронный фискальный отчетный чек) регистратором расчетных операций (далее – РРО) или программным РРО (далее – ПРРО), содержащим данные дневного отчета, при создании которого информация об объеме выполненных расчетных операций заносится в соответствии с фискальной памятью РРО или фискальным сервером контролирующего органа.

Постановлением КМУ от 18.02.2002 № 199 «Об утверждении требований относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций и требований касательно обеспечения выполнения фискальных функций программными регистраторами расчетных операций для разных сфер применения» утверждены Требования относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных сфер применения (далее – Требования к РРО) и Требования относительно обеспечения выполнения фискальных функций программными регистраторами расчетных операций для разных сфер применения (далее – Требования к ПРРО).

В соответствии с п. 14 Требований к РРО чеки всех отчетов должны содержать следующие общие реквизиты:

  • название и адрес хозяйственной единицы; индивидуальный номер плательщика, перед которым печатаются заглавные буквы «ПН». В случае когда субъект предпринимательской деятельности не зарегистрирован как плательщик НДС, вместо индивидуального номера плательщика должен быть напечатан идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (для юрлиц) или идентификационный номер согласно государственному реестру физических лиц (для физлиц), а вместо букв «ПН» – буквы «ІД»; фискальный номер РРО, перед которым печатаются прописные буквы «ФН»; заводской номер РРО; логотип производителя.

При этом, п. 17 Требований к РРО предусмотрены дополнительные данные, которые должен содержать чек Z-отчета (все суммирования и суммы исчисляются за смену).

Согласно п. 18 Требований к ПРРО отчеты, создаваемые ПРРО, должны содержать следующие общие реквизиты:

  • наименование и адрес хозяйственной единицы, где применяется ПРРО; для субъектов хозяйствования, зарегистрированных в качестве плательщиков НДС, – индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, предоставленный согласно НК, перед которым указываются заглавные буквы «ПН»; для субъектов хозяйствования, не являющихся плательщиками НДС, – налоговый номер или серия (при наличии) и номер паспорта (для физлиц-предпринимателей, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта), перед которым указываются заглавные буквы «ІД»; фискальный номер ПРРО, перед которым указываются заглавные буквы «ФН»; дату и время формирования документа.

При этом отчеты, создаваемые ПРРО, должны содержать дополнительную информацию, определенную для соответствующего типа отчета п. 15–19 Требований к РРО для разных сфер применения (п. 19 Требований к ПРРО).

Отсутствие обязательного реквизита в фискальном отчетном чеке может свидетельствовать об аналогичном нарушении требований содержания расчетного документа (кассового чека).

Пунктом 3 разд. І Положения о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденного приказом Минфина от 21.01.2016 № 13, требования к содержанию расчетных документов определяют обязательные реквизиты расчетных документов/электронных расчетных документов. В случае отсутствия в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, а также несоблюдения сферы его назначения такой документ не будет приниматься как расчетный.

Пунктом 1 ст. 17 Закона № 265 предусмотрена ответственность в виде финансовых санкций, применяемых к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции с нарушением требований Закона № 265, по решению соответствующих контролирующих органов, которая применяется в следующих размерах:

1) при установлении в ходе проверки факта: проведение расчетных операций с использованием РРО, ПРРО или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг) или неполную сумму расчета при организации и проведении азартных игр; непроведение расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы; невыдача (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования:

  • 100 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг) и/или расчеты при организации и проведении азартных игр с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, – за нарушение, совершенное впервые;
  • 150 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг) и/или расчеты при организации и проведении азартных игр с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, – за каждое последующее нарушение.

Вместе с тем, в соответствии с п. 12 разд. II «Заключительные положения» Закона № 265 субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за нарушение требований Закона № 265, совершенные ими в период с 1 января 2022 года до 1 октября 2023 года, кроме ответственности за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров, осуществление деятельности по купле/продаже иностранной валюты, деятельности в сфере организации и проведения азартных игр.

В то же время согласно п. 15 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265 в период с 1 августа 2023 года по 31 июля 2025 года, но не позднее чем до даты прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02.2022 № 2102-ІХ «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», к физлицам-предпринимателям, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками НДС, осуществляющим деятельность по продаже товаров (кроме подакцизных товаров, технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней) либо оказывают услуги, финансовая ответственность за проведение расчетных операций с использованием РРО, ПРРО или РК на неполную сумму стоимости проданных товаров (оказанных услуг), непроведение расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы, невыдачу (в бумажной и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования применяется в следующих размерах:

  • 25 % стоимости проданных с нарушением, установленным п. 15 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265, товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые;
  • 50 % стоимости проданных с нарушением, установленным п. 15 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265, товаров (работ, услуг) – за каждое последующее совершенное нарушение.

Согласно п. 14 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265, начиная с 1 октября 2023 года субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за совершенные ими нарушения требований Закона № 265 (кроме нарушений порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров), совершенные ими при продаже товаров, оказании услуг на:

  • временно оккупированных российской федерацией территориях Украины, – по дате завершения временной оккупации соответствующих территорий;
  • территориях активных боевых действий, – по дате завершения боевых действий на соответствующих территориях;
  • территориях возможных боевых действий, – по дате прекращения возможности боевых действий на соответствующих территориях.

Даты завершения боевых действий, даты завершения временной оккупации, даты прекращения возможности боевых действий определяются в соответствии с прилагаемым Перечнем территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией.

Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия или временно оккупированных российской федерацией, определяется в установленном Кабмином порядке.

ОИР, категория 109.18

 

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
02.06.2025
Важное в мае для плательщиков НДС
Ознакомьтесь с важными материалами для плательщиков НДС в мае. Больше по теме: Спецпроект «НДС: ситуации из практики» Спецпроект «Электронное администрирование НДС: правила, риски, решения» Спецпроект «Особенности налогообложения НДС в условиях военного времени»...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
25.08.2025
Ответы ИИ не являются доказательством для суда: Верховный Суд
Ответы искусственного интеллекта не признаются в качестве источника достоверной научно доказанной информации. Поэтому отклонение судом ходатайства об исследовании их в качестве доказательства по делу является правомерным. Больше по теме: Электронный договор и первичный документ как доказательство в...
25.08.2025
Как исключить сведения об учредителях общественного объединения
В этом материале подробнее разъясняем, как исключить информацию об учредителях общественного объединения: куда обратиться, какие необходимы документы, какова стоимость услуги и сроки рассмотрения документов. Больше по теме: Как назначить нового директора предприятия, если все учредители находя...
25.08.2025
Подавать ли уточняющий расчет к декларации по НДС за декабрь, если такие подавались за предыдущие отчетные периоды
Показатели уточняющих расчетов будут учтены в налоговой декларации по НДС за последний налоговый период года, в котором они представлены, независимо от того, какой отчетный период в них уточнялся (отчетный период года, за который проводится расчет, или предыдущих лет). Больше по теме: Доля использо...
Лучшие материалы