Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Продолжительность рабочего времени и сверхурочные работы для работников критической инфраструктуры

Разъяснение
29.01.2025

В ст. 6 Закона от 15.03.2022 № 2136-IX «Об особенностях трудовых отношений во время военного положения» (далее – Закон № 2136) определено, что нормальная продолжительность рабочего времени в период действия военного положения может быть увеличена до 60 часов в неделю для работников, занятых на критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т. п.).

Для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т. п.), которым согласно законодательству устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочего времени в период действия военного положения не может превышать 40 часов в неделю.

Увеличение для работников предприятий критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т. п.) рабочего времени на основании ч. 1 или 2 ст. 6 Закона № 2136 рабочего времени до 60 или 40 часов не является сверхурочной работой и подлежит оплате в соответствии с нормами ч. 7 ст. 6 Закона № 2136 в размере, увеличенном пропорционально увеличению нормы труда.

Однако выполнение работ сверх установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с ч. 1 и 2 Закона № 2136 также будет сверхурочной работой. При этом 5-дневная или 6-дневная рабочая неделя устанавливается работодателем, время начала и окончания ежедневной работы (смены) определяет работодатель. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть сокращена до 24 часов.

Что касается работников предприятий, учреждений, организаций (далее – предприятие), не относящихся к объектам критической инфраструктуры, работодатели не наделены полномочиями увеличения рабочего времени и должны соблюдать продолжительность рабочего времени, предусмотренную ст. 50, 51 КЗоТ.

Приведенная выше норма часто воспринимается неправильно, учитывая неправильное понимание применения нормы ч. 6 ст. 6 Закона № 2136. Применение сверхурочных работ регулируется соответствующими статьями КЗоТ, а согласно ч. 6 ст. 6 Закона № 2136 на период действия военного положения в части регулирования сверхурочных работ применяются нормы ч. 1 ст. 65 КЗоТ.

Таким образом, в период действия военного положения приостановлена ​​норма, которой определено, что сверхурочные работы не должны превышать для работника 4 часа в течение 2 дней подряд и 120 часов в год.

Однако, под неприменением нормы ч. 1 ст. 65 КЗоТ следует понимать не привлечение к работе работников без соблюдения разграничения рабочего времени в течение недели, его продолжительности и перерыва на отдых, а возможность привлечения к сверхурочным работам в порядке, определенном законодательством, с возможностью работать сверхурочно больее 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год.

Поэтому работники, которым согласно ч. 1 или 2 ст. 6 Закона № 2136 установлена ​​увеличенная продолжительность рабочего времени, могут быть привлечены к сверхурочным работам, сверх установленного времени работы, с соблюдением требований ст. 62, 63, 64, 106 КЗоТ.

ФПСУ


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
06.10.2025
Дивиденды выплачены ФЛ по договору уступки права требования, заключенному с нерезидентом – участником ЮЛ: что с налогообложением
Доход в виде задолженности выплачен на основании договора прав требования юридическим лицом – резидентом в пользу физического лица – резидента включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход как другой доход и облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 18 % и воен...
06.10.2025
Какие ФЛП-единщики с 1 октября освобождаются от уплаты единого взноса за себя
Освобождаются ли ФЛП – плательщики единого налога которые являются: мобилизованными и имеющими наемных работников; находятся в отпуске по беременности и родам; находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и получают государственное пособие на ребенка, от ...
06.10.2025
Стало возможным получить электронное извлечение из Госземкадастра об участке со сведениями о вещных правах из Госреестра вещных прав на недвижимое имущество
С 1 января 2025 года за предоставление извлечения из Государственного земельного кадастра о земельном участке, содержащем сведения Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, дополнительно уплачивается административный сбор за предоставление информации из этого реестра: 80 грн &nda...
Лучшие материалы