Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Принятие решений относительно возможности или отсутствия возможности исполнения налоговых обязанностей: согласованная позиция ГНС

27.12.2023

Главное управление ГНС в Житомирской области напоминает, что Верховной Радой приняты Закон от 30.06.2023 № 3219-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогообложения в период действия военного положения» (далее – Закон № 3219) и Закон от 09.09.2023 № 3303-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно развития производства винодельческой продукции и упрощения хозяйственной деятельности малых производителей винодельческой продукции» (далее – Закон № 3303), в соответствии с которыми для плательщиков акцизного налога, имеющих возможность своевременно исполнять свои налоговые обязанности, восстановлен порядок и сроки регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки и представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового, и ответственность за их несвоевременную регистраци /подачу, предусмотренную ст. 1202 и 1281 Налогового кодекса (далее – НК). 

К плательщикам акцизного налога, не имеющим возможности своевременно выполнять свои налоговые обязанности, для подтверждения возможности или невозможности исполнения такой обязанности применять правила, предусмотрены Порядком подтверждения возможности или невозможности исполнения плательщиком налоговых обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса, утвержденного приказом Минфина от 29.12.2022 № 225 (далее – Порядок № 225). В частности, в случае наличия принятого контролирующим органом решения о невозможности своевременного исполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, определенной Порядком № 225, к такому налогоплательщику не применяются ответственность, предусмотренная НК, или другим законодательством, контроль за которым возложен на контролирующие органы, за его невыполнение/несвоевременное исполнение. Решение принимается на основании предварительно поданного налогоплательщиком заявления, документов (копий документов) и информации, которые могут быть использованы для подтверждения возможности или невозможности своевременного исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязанностей. 

С целью приведения Порядка № 225 в соответствие с вышеизложенными изменениями законодательства, Минфином принят приказ от 18.09.2023 № 503 «О внесении изменений в раздел II Порядка подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подразделения 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины», который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 02.10.2023 под № 1732/40788 (далее – Приказ № 503) и вступил в силу с 24.11.2023, со дня его официального опубликования.

Указанный приказ вносит изменения в п. 3 разд. II Порядка № 225, в связи с чем предусматривает предоставление права подачи заявления и получения налогоплательщиком соответствующего решения относительно невозможности выполнения налоговой обязанности касательно регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки и предоставления электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового, с одновременным внесением изменений в пп. 4 п. 1 и пп. 10 п. 2 разд. II Порядка относительно исключения такого основания невозможности выполнения такой налоговой обязанности как возможность утечки информации об объемах и местах хранение горючего или спирта этилового и их уничтожении в дальнейшем в результате составления и регистрации акцизных накладных, и/или подачи электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового, и/или подачи заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, не являющимися акцизными передвижными складами и т. п. 

Пунктом 2 Приказа № 503 предусмотрено для плательщиков акцизного налога, которые по состоянию на дату вступления в силу настоящего приказа не имеют возможности выполнять налоговую обязанность относительно регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки в Едином реестре акцизных накладных и представлении электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках горючего и/или обороте  горючего или спирта этилового, применении правил для подтверждения такой невозможности, предусмотренных Порядком № 225, с учетом изменений, внесенных настоящим приказом. 

Учитывая указанное со вступлением в силу 24.11.2023 Приказа № 503, налогоплательщики имеют возможность подать в контролирующий орган заявление и документы (копии документов), информацию об отсутствии возможности выполнения таких налоговых обязанностей в соответствии с основаниями для установления такой невозможности, определенных п. 1 и 2 разд. II Порядка 225 с учетом изменений.

В то же время в соответствии с п. 4 разд. II Порядка № 225 к этим плательщикам применяются следующие правила – при отсутствии у налогоплательщика, в том числе относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, возможности подать такое заявление и соответствующие документы (копии документов), информацию в сроки, определенные п. 3 настоящего раздела, налогоплательщик подает заявление и соответствующие документы (копии документов) , информацию одновременно с приобретением возможности выполнения одной из налоговых обязанностей (регистрации налоговой накладной, подачи отчетности, уплаты невыполненного налогового обязательства и т. п.) таким налогоплательщиком, предусмотренным НК или другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на контролирующий орган, но не позже 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей налогоплательщика. 

Следовательно с целью определения порядка действий налогоплательщиков при подаче заявления и документов (копий документов), информации об отсутствии возможности выполнения налоговых обязанностей относительно  регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки к акцизным накладным и представлению электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объема оборота  горючего или спирта этилового, а также порядка действий контролирующих органов при рассмотрении, с целью соблюдения прав налогоплательщиков, и принятия, при наличии законных оснований, органами ГНС соответствующих решений о возможности или отсутствии возможности выполнения таких налоговых обязанностей Минфином (письмо от 19.10.2023 № 11320-10-62/28510) согласована позиция ГНС относительно: 

  • возможности подачи налогоплательщиками заявления и документов (копии документов), информации об отсутствии возможности выполнения налоговых обязанностей относительно  регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки к акцизным накладным и представления электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объема оборота горючего или спирта этилового, – в срок не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем вступления в силу Приказа № 503, которым предоставлена возможность подачи такого заявления и документов; 
  • возможности рассмотрения контролирующим органом соответствующего заявления и документов (копии документов), информации и принятия решения в установленные сроки при условии соответствия (наличия) установленных оснований по поводу невозможности выполнения налогоплательщиком таких налоговых обязанностей, с учетом изменений, внесенных Приказом № 503; 
  • неприменение штрафных санкций к налогоплательщикам за нарушение сроков регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки к акцизным накладным и представление электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового, – в случае принятия решения контролирующим органом решений об отсутствии возможности исполнения таких налоговых обязанностей, по заявлениям, которые поданы налогоплательщиками не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем вступления в силу Приказа № 503; 
  • применение штрафных санкций к налогоплательщикам, в том числе тех, которые не обеспечили выполнения требований п. 2 разд. I Закона № 3303 относительно регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки к акцизным накладным и представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего Закона, за нарушение сроков выполнения таких налоговых обязанностей – в случае не подачи налогоплательщиком заявления и документов не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем вступления в силу Приказа № 503, или непринятие контролирующим органом решений об отсутствии возможности выполнения таких налоговых обязанностей по заявлениям, поданным налогоплательщиками. 

ГУ ГНС в Житомирской области 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
29.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент утвердил мораторий на проверки бизнеса Обновлены правила ведения воинского учета: постановление КМУ от 16.07.2025 Обнародованы изменения к КЗоТ относительно установления наличия признаков трудовых отношений Нужно ли переоформлять документы, если ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
29.07.2025
Когда запрещается выполнение работ на высоте более 1,3 м
Рассмотрим четыре ситуации, когда запрещаются работы на высоте. Больше по теме: Охрана труда студентов и учащихся во время практики и стажировки В каких случаях запрещается выполнение работ на высоте более 1,3 м? Работы на высоте запрещаются в следующих случаях: Метереологические условия (при п...
29.07.2025
Когда следует проводить профилактические медицинские мероприятия по производственному травматизму
Медосмотры позволяют выявить ранние признаки заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, и принимать необходимые меры. Рассмотрим виды медосмотров, для кого медосмотры обязательны, действия работодателя и т. д. Больше по теме: Прохождение работником медосмотра (ВВК) во время ежегодного...
29.07.2025
Что такое невыездные проверки безопасности непродовольственной продукции
Рассмотрим, что такое невыездная проверка, что проверяют инспекторы в процессе невыездной проверки, что будет, если не предоставить документы, и т. п. Больше по теме: В какой срок можно предоставить органу ГНС документы, отсутствовавшие во время проверки Может ли предприятие подать первичные докум...
Лучшие материалы