С 14 июня вступил в силу Закон от 01.05.2025 № 4412-IX «О внесении изменений в Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» относительно обмена информацией и приостановления действия трудового договора» (далее – Закон № 4412), которым уточняются правила приостановления, возобновления и прекращения трудовых договоров с целью устранения правовых пробелов, возникших при применении Закона от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее – Закон № 2136).
Отныне Законом № 2136 (в редакции Закона № 4412) определяются:
Так, Законом № 4412 изменена редакция ч. 1 ст. 7 Закона № 2136, которой определено, что: «В период действия военного положения порядок организации делопроизводства по вопросам трудовых отношений, оформления и ведения трудовых книжек и архивного хранения соответствующих документов на территориях активных и возможных боевых действий, перечень которых утвержден в порядке, установленном законодательством, определяется работодателем самостоятельно, при обеспечении ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета расходов на оплату труда».
На сегодняшний день Минрегионразвития утвердил перечень территорий: на которых ведутся или велись боевые действия; которые временно оккупированы российской федерацией (приказ Министерства развития общин и территорий от 28.02.2025 № 376 «Об утверждении Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией»).
В то же время Кабмин в трехмесячный срок со дня вступления в силу Закона № 4412 должен обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Закона (п. 3 Заключительных и переходных положений Закона № 4412);
Законом № 4412 статья 7 Закона № 2136 дополнена ч. 3 и 4.
Теперь каждая из сторон трудового договора обязана постоянно (в т. ч. и при приостановлении действия трудового договора) обеспечивать возможность коммуникации с ней и безотлагательно (в срок не более 10 календарных дней) информировать другую сторону трудового договора об изменении своих контактных данных:
При этом Закон определяет способ выполнения указанной обязанности:
Если одна из сторон трудового договора не выполняет требования относительно информирования об изменении контактных данных, другая сторона трудового договора осуществляет коммуникацию по последним известным ей адресам местоположения/месты проживания, адресу электронной почты или номеру телефона. В этом случае осуществление такой коммуникации будете считаться надлежащим исполнением требований трудового законодательства относительно уведомления другой стороны трудового договора.
Если отсутствует почтовая связь и/или технические средства электронных коммуникаций по последним известным контактным данным, определенное законодательством требование уведомления такой стороны о возникновении и/или прекращении трудовых прав и обязанностей и/или о прекращении/расторжении трудового договора не применяется;
Так, с момента вступления в силу Закона № 2136 приостановление действия трудового договора определялось, как временное прекращение работодателем обеспечения работника работой и временное прекращение работником выполнения работы по заключенному трудовому договору в связи с вооруженной агрессией против Украины, исключающей возможность обеих сторон трудовых отношений исполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (ч. 1 ст. 13).
В соответствии с указанным, под приостановлением действия трудового договора понималась временная невозможность одновременно обеими сторонами выполнять свои обязанности:
Приостановление действия трудового договора не влечет прекращения трудовых отношений, то есть трудовой договор остается в силе.
Законом № 4412 уточнено, что на период приостановления действия трудового договора работодатель не осуществляет:
В настоящее время Закон № 2136 ограничивает срок приостановления действия трудового договора не только периодом действия военного положения, но через девять месяцев со дня вступления в силу Закона № 4412, будет действовать ограничение относительно определения периода приостановления действия трудового договора – не более 90 дней во время действия военного положения.
В случае непродления с согласия сторон (оформленного в установленном законом порядке) предельного 90-дневного срока приостановления действия трудового договора, определенного законом, действие трудового договора, приостановленного до вступления в силу изменений, предусмотренных Законом № 4412, возобновляется на следующий день после окончания этого срока.
По соглашению между работодателем и работником, этот срок может быть продлен (требует оформления соответствующим распоряжением (приказом) работодателя или дополнением к письменному трудовому договору) до момента отмены военного положения.
В случае принятия решения об отмене приостановления действия трудового договора до прекращения или отмены военного положения или до окончания установленного в распоряжении (приказе) срока работодатель должен за 14 календарных дней до возобновления действия трудового договора уведомить работника о необходимости приступить к работе. До вступления в силу изменений, предусмотренных Законом № 4412, такой срок составляет 10 календарных дней.
Если обстоятельства делают невозможным выполнение сторонами трудового договора своих обязанностей – трудовой договор, действие которого приостановлено, может быть прекращен по основаниям, определенным законом.
В таком случае работодатель обязан:
В случае отсутствия доступа к трудовой книжке или ее потери работодатель обязан будет выдать работнику дубликат трудовой книжки в порядке и сроки, установленные законодательством.
Приостановление действия трудового договора, как и ранее, должно оформляться распоряжением (приказом) работодателя или дополнением к письменному трудовому договору с фиксацией:
Гоструда может осуществлять внеплановые проверки работодателей по заявлению работника или профсоюза в части соблюдения работодателем требований Закона № 2136.
Поэтому работник или профсоюз может обжаловать в органы Гоструда решение работодателя о приостановлении действия трудового договора, с которым не соглашается.
В случае признания такого решения неправомерным работодатель может быть обязан устранить допущенные нарушения в течение 14 календарных дней (ч. 3 ст. 13 Закону № 2136).
В свою очередь, работодатель имеет право обжаловать предписание органа Гоструда в судебном порядке в течение 10 дней.
Работник имеет право обратиться и в суд в случае несогласия с решением работодателя о приостановлении действия трудового договора. При этом следует иметь в виду, что суды, рассматривая иски по этим вопросам, в своих решениях отмечают:
В то же время суды, руководствуясь ст. 43 Конституции Украины, которая гарантирует право каждого на труд, которое включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается; ст. 64 Конституции Украины, которой конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины (ст. 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63), пришли к правовому выводу: «что в КЗоТ Украины нет нормы, которая в данной ситуации регулировала бы вопрос выплаты среднего заработка за время незаконного приостановления действия трудового договора, поскольку это не является ни простоем, ни увольнением работника. В то же время согласно ст. 43 Конституции Украины наиболее подобным (аналогичным) этой ситуации является применение ч. 1, 2 ст. 235 КЗоТ Украины».
То есть, в случае признания судом приказа (распоряжения) работодателя о приостановлении действия трудового договора с работником незаконным последний имеет право на получение компенсации в виде среднего заработка за время незаконного приостановления действия трудового договора по аналогии ст. 235 КЗоТ, как за прогул.
(См. постановления Верховного Суда: от 14.02.2024 по делу № 201/791/23 (производство № 61-11881св23) о приостановлении действия трудового договора; от 20.09.2024 по делу № 444/2538/23 (производство № 61-7113св24) о приостановлении действия трудового договора); от 26.09.2024 по делу № 922/831/23 (производство № 638/2126/23) о приостановлении действия трудового договора; от 02.10.2024 по делу № 754/8217/23 (производство № 61-2489св24) о приостановлении действия трудового договора).
Кроме приведенного, следует отметить, что Закон № 4412 содержит новеллу об ограничении увольнения за прогул – ст. 5 дополнена новой ч. 3, которой определено, что в период действия военного положения работник, рабочее место которого расположено на территориях активных боевых действий, отсутствующий на работе, не подлежит увольнению на основании п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗоТ, то есть за «прогул». При этом время отсутствия на работе такого работника не подлежит оплате и не засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗоТ прогул – это отсутствие работника на работе без уважительных причин более трех часов (непрерывно или в целом). Для увольнения работника на таком основании работодатель должен иметь доказательства, подтверждающие отсутствие работника на рабочем месте более трех часов в течение рабочего дня. Уважительными причинами признаются причины, исключающие вину работника и не зависящие от его воли. Отсутствие фиксируется актом в произвольной письменной форме, подписанным не менее двумя работниками (например, бухгалтером и директором). В нем указываются дата и время отсутствия. Акт составляется в день неявки работника.
После этого работодатель должен выяснить причины отсутствия, например, позвонив работнику или его родным, написав в мессенджеры или в электронной почте, совершив визит по месту жительства, или отправив заказное письмо с просьбой предоставить пояснения.
Законодательство предоставляет работодателю право увольнять работника, не явившегося на работу без уважительной причины. Однако законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин отсутствия на работе, поэтому в каждом случае оценка уважительности причины отсутствия на работе дается исходя из конкретных обстоятельств. Уважительными причинами должны быть объективные обстоятельства, которые, безусловно, препятствовали работнику явиться на работу и не могли быть им устранены (см. постановление Верховного Суда от 15.10.2024 у справі №537/1348/22, производство № 61-2988св24).
То есть по Закону № 4412 законодательное определение приобрела уважительная причина отсутствия работника на работе – «рабочее место работника расположено на территориях активных боевых действий». При наличии такой причины увольнение работника запрещено.
В частности, такую позицию к законодательному определению уважительной причины отсутствия на работе занял Верховный Суд, в постановлении которого от 06.06.2024 по делу № 367/569/23 (производство № 61-4703св24) сделан правовой вывод о том, что «ввиду ситуации на территории Украины работники, которые не вышли на работу вследствие обстоятельств, связанных с боевыми действиями, или те, которые не могут выходить на работу в связи с опасностью для жизни и здоровья, не подлежат автоматическому увольнению, в частности на основании п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. Это обусловлено необходимостью сохранения жизни и здоровья таких работников и их семей и считается отсутствием на работе по уважительным причинам. Если с таким работником отсутствует связь, до выяснения причин и обстоятельств его отсутствия за ним сохраняются рабочее место и должность, трудовые отношения не прекращаются, однако время таких неявок не засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск и в общем порядке не подлежит оплате».
В то же время необходимо обратить внимание, что речь идет именно о территориях, где продолжаются активные боевые действия. Для определения таких территорий целесообразно использовать Перечень, утвержденный приказом Министерства развития общин и территорий отвід 28.02.2025 № 376.
Данный Перечень будет дополнен территориями возможных боевых действий. Однако на эти территории действие ч. 3 ст. 5 Закону № 2136 не распространяется.
«Что касается стажа работы, то Законом № 4412 продублирована действующая норма Закона № 504, в п. 2 ч. 1 ст. 9 которого определено, что в стаж работы включается только период вынужденного прогула. То есть время, когда работник отсутствовал на работе без уважительных причин (прогул), не засчитывается в стаж, дающий право на ежегодный отпуск», – юрист Центра правовой помощи ФПУ Ирина Тубелец
ФПСУ