Помогли Нацполиции горючим – приобретите лицензию: ИНК от ГНС
Государственная налоговая служба Украины по результатам рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью (далее – Общество) предоставила индивидуальную налоговую консультацию по вопросам практического применения норм законодательства относительно передачи дизельного горючего на безвозмездной основе отделению Национальной полиции.
Индивидуальная налоговая консультация
Государственная налоговая служба Украины по результатам рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью (далее – Общество) о получении индивидуальной налоговой консультации по вопросам практического применения норм законодательства относительно передачи дизельного горючего на безвозмездной основе отделению Национальной полиции, и руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс), в пределах компетенции уведомляет.
Как указано в обращении, Общество получает горючее исключительно для нужд собственного потребления, имеет лицензию на право хранения горючего (исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки) и не является распорядителем акцизных складов – плательщиком акцизного налога по реализации горючего.
В Общество обратилось отделение Национальной полиции с просьбой выделить в соответствии с п. 6 ст. 105 Закона Украины от 02.07.2015 № 580-VIII «О Национальной полиции» дизельное горючеес целью обеспечения бесперебойной работы подразделения (далее – Закон № 580).
Общество просит предоставить консультацию по следующим вопросам:
1. Можно ли применять пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса при передаче дизельного горючего на безвозмездной основе отделению Национальной полиции реализацией горючего?
2. Считается ли передача дизельного горючего на безвозмездной основе отделению Национальной полиции реализацией горючего?
3. Нужно ли Обществу для передачи дизельного топлива Национальной полиции на безвозмездной основе получать лицензию на право осуществления оптовой или розничной торговли горючим, регистрироваться плательщиком акцизного налога и регистрировать акцизный склад?
Относительно указанных вопросов
Согласно ст. 1 Закона № 580 Национальная полиция Украины – это центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержанию публичной безопасности и порядка.
Деятельность полиции направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра внутренних дел Украины согласно Закону № 580.
Согласно п. 6 ст. 105 Закона № 580 на период введения в Украине военного положения, осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации и/или других государств против Украины и 60 дней после этого коммунальные и частные предприятия могут выделять органам и подразделениям полиции денежные средства, транспорт и другие материально-технические средства, как и выполнять работы, услуги, необходимых выполнения полномочий полиции.
Согласно п. 7.3 ст. 7 Кодекса любые вопросы налогообложения регулируются Кодексом и не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов, содержащих исключительно положения о внесении изменений в этот Кодекс и/или положения, устанавливающие ответственность за нарушение норм налогового законодательства.
Согласно пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса – реализация горючего для целей раздела VI Кодекса – любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего с переходом права собственности на такое горючее или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без такой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада/акцизного склада передвижного:
- в акцизный склад;
- в акцизный склад передвижной;
- для собственного потребления или промышленной переработки;
- любым другим лицам.
Не считаются реализацией горючего операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины:
- в потребительской таре емкостью до 5 литров (включительно), кроме операций по реализации такого горючего его производителями;
- при использовании горючего субъектами хозяйствования, не являющимися распорядителями акцизного склада/акцизного склада передвижного, переданного (отпущенного, отгруженного) плательщиком акцизного налога таким субъектам хозяйствования исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки.
В период действия правового режима военного положения, чрезвычайного положения не считаются реализацией горючего:
- операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины, осуществляемые в связи с принудительным отчуждением или изъятием такого горючего для нужд государства в соответствии с Законом Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения», при условии если в будущем его предыдущим собственником или уполномоченным им лицом не будут осуществлены меры по получению компенсации за принудительно отчужденное или изъятое горючее;
- операции по физической передаче (отпуску, отгрузки) горючего на таможенной территории Украины, осуществляемые в связи с его передачей Вооруженным силам Украины и добровольческим формированиям территориальных общин, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Министерству внутренних дел Украины, Управлению государственной охраны Украины, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, другим образованным в соответствии с законами Украины военным формированием, их соединением, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, содержащимся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства, органам местного самоуправления, а также в пользу центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты и/или учреждениям здравоохранения государственной, коммунальной собственности и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций без предварительного или последующего возмещения их стоимости;
- операции по физической передаче (отпуску, отгрузки) горючего на таможенной территории Украины как гуманитарной помощи в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Пунктом 69.5 ст. 69 раздела ХХ Кодекса установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 года № 64/2022, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 № 2102-IX, операции по добровольной передаче или отчуждению или изъятию товаров, в том числе подакцизных, предоставления услуг в пользу Вооруженных сил Украины и добровольческих формирований территориальных общин, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, другим образованным в соответствии с законами Украины военным формированием, их объединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, содержащимся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства, органам местного самоуправления, а также в пользу центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты и/или учреждениям здравоохранения государственной, коммунальной собственности и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций без предварительного или последующего возмещения их стоимости, не считаются операциями по реализации для целей налогообложения.
Национальная полиция Украины отсутствует в перечне центральных органов власти, подразделений, учреждений, организаций и т. п., безвозмездная передача которым на период действия военного положения:
- горючего не считаются реализацией горючего (пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 212 Кодекса);
- товаров (в т. ч. подакцизных) не считаются операциями по реализации целей налогообложения (пп. 69.5 п. 69 раздела ХХ Кодекса).
Следовательно, безвозмездная передача горючего отделению Национальной полиции является реализацией горючего в понимании пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.
Согласно пп. 212.1.15 п. 212.1 ст. 212 Кодекса плательщиками акцизного налога является лицо (в том числе юридическое лицо, ведущее учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юридического лица), постоянное представительство, реализующее, в частности, горючее.
Согласно пп. 14.1.6 п. 14.1 ст. 14 Кодекса акцизный склад – помещение или территория на таможенной территории Украины, где распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем выработки, обработки (переработки), смешивания, разлива, погрузки-разгрузки, хранения, реализации горючего.
Не является акцизным складом:
- помещение или территория, на каждой из которых общая емкость расположенных емкостей для погрузки-разгрузки и хранения горючего не превышает 200 кубических метров, а субъект хозяйствования (кроме плательщика единого налога четвертой группы) – собственник или пользователь такого помещения или территории получает в течение календарного года горючее в объемах, не превышающих 1 000 кубических метров (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии), и использует горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не осуществляет операций по реализации и хранению горючего другим лицам. Критерий, определенный настоящим подпунктом, относительно общей емкости емкостей для погрузки-разгрузки и хранения горючего не применяется к емкостям субъектов хозяйствования, которые являются распорядителями хотя бы одного акцизного состава (пп. «б» пп. 14.1.6 п. 14.1 ст. 14 Кодекса);
- помещение или территория независимо от общей емкости расположенных емкостей для погрузки-разгрузки и хранения горючего, собственником или пользователем которых является субъект хозяйствования – плательщик единого налога четвертой группы, который получает в течение календарного года горючее в объемах, не превышающих 10 000 кубических метров (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии), и использует горючее исключительно для нужд собственного потребления и не осуществляет операций по реализации и хранению горючего другим лицам (пп. «в» пп. 14.1.6 п. 14.1 ст.14 Кодекса).
Распорядителем акцизного склада является, в частности, субъект хозяйствования – плательщик акцизного налога, который осуществляет производство, обработку (переработку), смешивание, разлив, погрузку-разгрузку, хранение, реализацию горючего на акцизном складе и имеет документы, подтверждающие право собственности или пользования помещениями и/или территорией, относящихся к акцизному складу (пп. 14.1.224 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
Следовательно, в случае если Общество осуществляет реализацию (отпуск, отгрузку) горючего другим лицам, помещение (территория), на которой находится это горючее, является акцизным складом в понимании пп. 14.1.6 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, соответственно, на него распространяются положения Кодекса, в частности, относительно регистрации согласно пп. 212.3.4 п. 212.3 ст. 212 Кодекса плательщиком акцизного налога, регистрации акцизного состава и расположенных на акцизном складе расходомеров-счетчиков, уровнемеров-счетчиков и резервуаров, согласно пп. 230.1.2 п. 230.1 ст. 230 Кодекса, составление акцизных накладных и их регистрации согласно ст. 231 Кодекса в Едином реестре акцизных накладных, а горючее должно учитываться в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового.
Также на лицо, являющееся плательщиком акцизного налога по реализации горючего, распространяются нормы п. 49.21 ст. 49 Кодекса относительно обязанности подачи деклараций по акцизному налогу (в котором плательщик самостоятельно исчисляет сумму налоговых обязательств по акцизному налогу) за каждый установленный Кодексом отчетный период независимо от того, осуществляли ли такие плательщики хозяйственную деятельность в отчетном периоде.
Законом Украины от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 481) определены основные принципы государственной политики по регулированию производства, экспорту, импорту, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, и горючим.
Согласно ст. 1 Закона № 481:
- место хранения горючего – место (территория), на котором расположены сооружения и/или оборудование, и/или емкости, используемые для хранения горючего на праве собственности или пользования;
- оптовая торговля горючим – деятельность по приобретению и последующей реализации горючего с изменением или без изменения его физико-химических характеристик субъектам хозяйствования (в том числе иностранным субъектам хозяйствования, действующим через свои зарегистрированные постоянные представительства) розничной и/или оптовой торговли и /или другим лицам;
- розничная торговля горючим – деятельность по приобретению или получению и последующей продаже или отпуску горючего с изменением или без изменения его физико-химических характеристик с автозаправочной станции/автогазозаправочной станции/газонаполнительной станции/газонаполнительного пункта и других мест розничной торговли через топливораздаточные колонки и/или топливораздаточные колонки и/или реализация сжиженного углеводородного газа в баллонах для бытовых нужд населения и других потребителей;
- хранение горючего – деятельность по хранению горючего (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик.
Порядок получения лицензий определен ст. 15 Закона № 481.
Следовательно, если субъект хозяйствования будет осуществлять хозяйственную деятельность, которая относится к оптовой/розничной торговле горючим, ему необходимо получить соответствующие лицензии на определенный вид деятельности.
При этом хранение горючего другим лицам не может производиться на основании лицензии на право хранения горючего (исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки).
Вместе с этим информируем, что каждый конкретный случай налоговых взаимоотношений, в том числе и тех, о которых говорится в обращении, необходимо рассматривать с учетом договорных условий и обстоятельств осуществления соответствующих хозяйственных операций, в том числе с детальным изучением и анализом договоров, первичных документов и материалов, оформлением которых сопровождались такие операции, позволяющие идентифицировать фактическую их сущность.
Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация носит индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.
ГНС
Комментарии к материалу