Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Ответы на вопросы по оплате труда,предоставлению отпусков, исчислению стажа

08.11.2018 5674 0 3



Согласно письму Минсоцполитики от 25.07.18 г. № 1319/0/101-18/28с

Женщина, имеющая статус государственного служащего, до 14.04.17 г. включительно находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста и с 15.04.17 г. приступила к исполнению служебных обязанностей. Какой продолжительности ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может она получить, если дата приобретения ею 8 лет стажа госслужбы приходится на 08.06.16 г.?

В соответствии со ст. 58 Закона от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889) после достижения 5-летнего стажа государственной службы за каждый следующий год службы государственному служащему предоставляется 1 календарный день (далее – к. д.) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, но не более чем 15 к. д.

Порядок предоставления государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков утвержден постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 270 (далее – Порядок № 270). Дополнительный отпуск конкретной продолжительности предоставляется госслужащим после достижения соответствующего стажа госслужбы (п. 3 Порядка № 270).

То есть возникновение у госслужащих права на дополнительный оплачиваемый отпуск и его продолжительность зависят не от отработанного в году времени, а от наличия соответствующего стажа госслужбы. При наличии стажа госслужбы 8 лет продолжительность такого отпуска составит 4 к. д.

Порядок исчисления стажа государственной службы утвержден постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 229.

В стаж госслужбы входит время пребывания госслужащего в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, а в случае если ребенок нуждается в домашнем уходе, – в отпуске без сохранения зарплаты продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком 6-летнего возраста (п. 4 Порядка № 229).

В то же время дополнительный отпуск не предоставляется госслужащему за время пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста или в отпуске без сохранения зарплаты (п. 11 Порядка № 270).

Таким образом, за период пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (6 лет при наличии медицинского заключения) дополнительный отпуск за стаж госслужбы не предоставляется. После выхода на работу служащий будет иметь право на дополнительный отпуск за соответствующий стаж службы с учетом указанного периода.

В нашей ситуации женщина-госслужащий приобрела 8-летний стаж госслужбы 08.06.16 г., а к исполнению служебных обязанностей после отпуска приступила 15.04.17 г. Поэтому она имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск за 8 лет стажа госслужбы продолжительностью 4 к. д., а с 08.06.17 г. – 5 к. д. за 9 лет стажа госслужбы.

Женщина-госслужащий приобрела 5-лет­ний стаж госслужбы 13.06.18 г., а с 15.06.18 г. она ушла в отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Имела ли она право на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска перед выходом в отпуск по уходу за ребенком?

Если дата получения стажа (13.06.18 г.) наступила до даты выхода в отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста (15.06.18 г.), то, по мнению Минсоцполитики, госслужащий имеет право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск соответствующей продолжительности.

Женщина-госслужащий вышла из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет 10.02.18 г., а дата приобретения ею необходимого стажа госслужбы пришлась на 12.02.17 г. Имеет ли она право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск?

Как уже отмечалось выше, в соответствии с п. 11 Порядка № 270 дополнительный отпуск не предоставляется госслужащему за время пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста или в отпуске без сохранения зарплаты.

Если госслужащий приступил к исполнению служебных обязанностей с 10.02.18 г., а дата получения им необходимого стажа госслужбы пришлась на 12.02.17 г., Минсоцполитики не видит оснований для предоставления такому служащему указанного отпуска.

Согласно письму Минсоцполитики от 11.07.18 г. № 1217/0/101-18/28

Работникам предприятия в соответствии с положениями коллективного договора выплачивают доплату в размере 40 % часовой ставки за каждый час работы в ночное время и 20 % – за каждый час работы в вечернее время. Удваиваются ли эти доплаты (за работу в вечернее и ночное время), если такая работа выполняется в праздничный день?

Оплата работы в праздничный день работникам, труд которых оплачивается по часовым ставкам, производится в размере двойной часовой ставки (ст. 107 КЗоТ).Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, который устанавливается генеральным, отраслевым (территориальным) соглашениями и коллективным договором, но не ниже 20 % тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (ст. 108 КЗоТ).Итак, работа работников в праздничный день оплачивается в размере двойной часовой ставки, а если они выполняют работу в ночное или вечернее время в праздничный день, то им должны начислить доплаты без удвоения, на общих основаниях.

Согласно письму Минсоцполитики от 12.02.18 г. № 238/0/101-18/284

В учреждении предусмотрены два выходных дня – суббота и воскресенье. Для отдельного работника внедрен режим работы – один день в неделю (понедельник). Дни со вторника по пятницу – его свободные дни. Если работника привлекают к работе в эти дни, то должна ли она оплачиваться в двойном размере?

По соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя (ч. 1 ст. 56 КЗоТ).

Следовательно, неполное рабочее время может устанавливаться путем уменьшения продолжительности ежедневной работы или количества дней работы в течение недели. В нашей ситуации режим работы отдельного работника – один день в неделю, понедельник, а дни со вторника по пятницу свободны от работы.

По мнению Минсоцполитики, учитывая нормы ч. 3 ст. 56 КЗоТ, согласно которой работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых прав работников, в случае привлечения такого работника к работе в свободные для него дни (со вторника по пятницу), оплата работы в эти дни должна производиться в двойном размере в соответствии со ст. 72 КЗоТ.

Согласно письму Минсоцполитики от 11.07.18 г. № 1213/0/101-18/284

Имеет ли право работник, который во время ежегодного отпуска оформил листок нетрудоспособности, автоматически продлить отпуск на количество дней болезни?

В соответствии со ст. 10 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504) очередность предоставления отпусков определяется графиком, который утверждается работодателем по согласованию с профсоюзом или иным уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом, и доводится до сведения всех работников.

Изменение сроков предоставления ежегодных отпусков, отраженных в графике, возможно по соглашению сторон трудового договора и при условии возникновения обстоятельств, вынуждающих перенести ежегодный отпуск.

Если работник просит работодателя перенести ежегодный отпуск на другой период, например в силу семейных обстоятельств, и работодатель не возражает, то это не считается нарушением норм Закона № 504.

По инициативе работодателя ежегодный отпуск как исключение может быть перенесен на иной период только с письменного согласия работника по согласованию с профсоюзом в случае, если предоставление отпуска в ранее оговоренный период может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы предприятия (учреждения, организации). В то же время есть условие, что часть отпуска продолжительностью не менее 24 календарных дней будет использована в текущем году.

В соответствии со ст. 79 КЗоТ и ст. 12 Закона № 504 отзыв из ежегодного отпуска допускается с согласия работника лишь для предотвращения:

стихийного бедствия, производственной аварии или устранения их последствий;

несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества и т. п.

Ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен в случае временной нетрудоспособности работника, засвидетельствованной в установленном порядке (ст. 11 Закона № 504).

В случае переноса ежегодного отпуска новый срок его предоставления устанавливается по соглашению между работником и работодателем. Если причины, обусловившие перенос отпуска, возникли во время его использования, то неиспользованная часть отпуска предоставляется по окончании действия этих причин или по соглашению сторон переносится на другой период с соблюдением требований ст. 12 Закона № 504, а именно:

ежегодный отпуск по просьбе работника может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная непрерывная его часть составит не менее 14 календарных дней;

неиспользованная часть ежегодного отпуска должна быть предоставлена работнику, как правило, до конца рабочего года, но не позднее 12 месяцев после окончания рабочего года, за который предоставляется отпуск;

в случае отзыва работника из отпуска его труд оплачивают с учетом той суммы, которая была начислена на оплату неиспользованной части отпуска.

Таким образом, вопрос о продлении или переносе неиспользованного отпуска должен решаться по согласованию между работником и работодателем.

Предоставление неиспользованной части отпуска сразу после выздоровления работника или перенос ее на другой период оформляется соответствующим приказом руководителя на основании листка нетрудоспособности и заявления работника.
 

Согласно письму Минсоцполитики от 09.07.18 г. № 1188/0/101-18
Как определить коэффициент повышения тарифных ставок и должностных окладов для исчисления средней зарплаты и какие выплаты следует учитывать для этого?

Порядок исчисления средней заработной платы утвержден постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее – Порядок № 100).

В случае повышения тарифных ставок и должностных окладов в учреждении в соответствии с актами законодательства как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, зарплату с учетом премий и прочих выплат, которые учитываются при исчисления средней зарплаты, за промежуток времени до повышения корректируют на коэффициент их повышения (п. 10 Порядка № 100).

Такой коэффициент рассчитывается путем деления оклада (тарифной ставки), установленного работнику в штатном расписании после повышения, на оклад (тарифную ставку), установленный в штатном расписании до повышения.

Согласно письму Минсоцполитики от 18.06.18 г. № 1056/0/101-18 

За работником, призванным на срочную военную службу, сохраняется средний заработок по месту работы до призыва. В учреждении, где работал военнообязанный, состоялось повышение должностных окладов согласно законодательству. Увеличивается ли средний заработок на коэффициент корректировки за промежуток времени до повышения?

В соответствии со ст. 3 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108) минимальная заработная плата – это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда.

Размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера МЗП (ст. 31 Закона № 108). То есть МЗП является государственной гарантией в оплате труда за выполненную работу в соответствии с условиями заключенного трудового договора.

Согласно ст. 119 КЗоТ за работниками, принятыми на военную службу по контракту, в случае возникновения кризисной ситуации, которая угрожает национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и(или) введения военного положения сроком до окончания особого периода или до дня фактического увольнения сохраняется место работы, должность и средний заработок по месту работы, где они работали на время призыва.

Суммы среднего заработка, сохраняемые за такими работниками, не считаются зарплатой работника, которую работодатель выплачивает ему за выполненную работу. Эти выплаты определяются согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100. Суммы среднего заработка не входят в заработную плату для обеспечения ее минимального уровня.

В случае если повышение тарифных ставок и окладов состоялось в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок (в т. ч. за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту), по этому заработку производятся начисления только в части, касающейся дней сохранения средней зарплаты со дня повышения тарифных ставок (окладов).

Комментарии к материалу

Лучшие материалы