Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Осуществление предоплаты: разъясняет Минфин

05.06.2020 860 0 1

Начиная с 01.01.20 г. весь государственный сектор в случае проведения предоплаты руководствуется постановлением КМУ от 04.12.19 г. № 1070 «Некоторые вопросы осуществления распорядителями (получателями) бюджетных средств предварительной оплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства» (далее – Постановление № 1070). Во время применения норм данного документа у распорядителей возникли некоторые вопросы, на которые Минфин предоставил ответы.

Разработка положения об осуществлении предварительной оплаты

Исходя из полномочий главных распорядителей бюджетных средств, установленных Бюджетным кодексом (далее – БК), относительно управления бюджетными средствами в рамках установленных бюджетных полномочий, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование этих средств, организацию и координацию работы распорядителей нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе (ч. 5 ст. 22), Кабмин поручил главным распорядителям определять:

  • размер и срок предоплаты в пределах сроков, предусмотренных Постановлением № 1070;
  • количество платежей по предоплате в пределах срока и положения относительно осуществления в текущем бюджетном периоде предоплаты тех товаров, работ и услуг, которые по договорам закупке планируется поставить, выполнить и предоставить в течение текущего или следующего бюджетного периода, исходя из необходимости, которая обосновывается, в частности, реальным состоянием поставки товара, выполнения работ, предоставления услуг, помесячным распределением бюджетных ассигнований, сезонностью работ, циклом производства.

Таким образом, Постановлением № 1070 не установлены нормы разработки главными распорядителями положения (как отдельного документа) относительно предоплаты, а также формы определения вышеуказанных условий (решения организационно-распорядительного характера, письма (в целом по системе главного распорядителя или по каждому отдельному распорядителю и получателю бюджетных средств)), которые содержат:

  • конкретный перечень товаров, работ и услуг, во время закупки которых может осуществляться предоплата, с учетом особенностей выполнения бюджетных программ;
  • размер предоплаты (от 1 % до 100 %);
  • срок предоплаты (может быть меньше срока, определенного Постановлением № 1070);
  • количество платежей по предоплате (например, в случае предоплаты в размере 30 % главный распорядитель может определить порядок ее уплаты – 30 % разово, дважды по 15 % или трижды по 10 %, в зависимости от помесячного распределения бюджетных ассигнований);
  • обязательность поставки товара, выполнения работ и предоставления услуг в том бюджетном периоде, когда осуществлена предоплата, или в следующем (как следствие, образуется дебиторская задолженность, в том числе на конец текущего бюджетного периода).

Ответственность главных распорядителей за неэффективное использование бюджетных средств во время осуществления предоплаты

Перечень нарушений бюджетного законодательства, меры воздействия за его нарушение и органы, которые их применяют, определены ст. 116–118 БК.

В частности, к нарушениям бюджетного законодательства БК отнесены: нарушение требований кодекса во время осуществления предоплаты за товары, работы и услуги за бюджетные средства и нарушение порядка и сроков ее осуществления (п. 22 ч. 1 ст. 116), а также другие нарушения, совершенные участником бюджетного процесса (п. 40 ч. 1 ст. 116). За эти нарушения предусмотрено применение предупреждения о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием устранения нарушения, остановки операций с бюджетными средствами и приостановки бюджетных ассигнований (п. 1–3 ч. 1 ст. 117 БК).

Участники бюджетного процесса, среди них и главные распорядители, в рамках своих полномочий осуществляют оценку эффективности бюджетных программ, которая предусматривает мероприятия по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Такая оценка проводится на основании данных мониторинга, анализа результативных показателей бюджетных программ, а также другой информации, которая содержится в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах об исполнении смет и о выполнении паспортов бюджетных программ (ч. 6 ст. 20 БК).

Главный распорядитель организует и осуществляет мониторинг выполнения бюджетных программ, оценивает их эффективность, управляет бюджетными средствами в рамках своих полномочий, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств, организацию и координацию работы распорядителей нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе (п. 61, 7 ч. 5 ст. 22 БК).

Контроль за соблюдением бюджетного законодательства направлен на обеспечение эффективного и результативного управления бюджетными средствами и осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса его участниками в соответствии с БК и другим законодательством, а также обеспечивает, в частности, оценку управления бюджетными средствами, достижения их экономии и целевого использования, эффективности и результативности в деятельности распорядителей бюджетных средств путем принятия обоснованных управленческих решений, проведения анализа и оценки состояния финансовой и хозяйственной деятельности распорядителей, предотвращения нарушений бюджетного законодательства (ч. 1 ст. 26 БК).

Осуществление предоплаты главными распорядителями

Главный распорядитель как участник бюджетного процесса использует бюджетные средства с учетом, в частности, положений ч. 1 ст. 49 БК. В соответствии с этой нормой после получения товаров, работ и услуг по условиям взятого бюджетного обязательства распорядитель (получатель) бюджетных средств принимает решение об их оплате и дает поручение на осуществление платежа органу Казначейства, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, определенным п. 5 ч. 1 ст. 4 БК.

В случае обоснованной необходимости проведения расчетов с исполнителями работ, предоставителями товаров и услуг на условиях предоплаты главный распорядитель руководствуется бюджетным законодательством, в частности, Постановлением № 1070, обеспечивая при этом эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств.

В то же время следует иметь в виду, что главный распорядитель может принять решение относительно осуществления распорядителями нижестоящего уровня и получателями бюджетных средств оплаты товаров, работ и услуг после их получения.

Запрет на перечисление предоплаты контрагенту-нарушителю

В целях минимизации рисков нарушений во время использования бюджетных средств Постановлением № 1070 главным распорядителям поручено обеспечивать мероприятия по выявлению исполнителей работ, поставщиков товаров и предоставителей услуг, которые нарушают условия договоров (далее – контрагент-нарушитель), заключенных с распорядителями (получателями) бюджетных средств, деятельность которых координируется через них и которые получают бюджетные средства на выполнение бюджетных программ, относительно предварительной оплаты.

В частности, распорядителям (получателям) бюджетных средств запрещено осуществлять предоплату контрагентам-нарушителям и рекомендовано заключать договоры о закупке товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством с учетом указанного.

С учетом того что нарушение контрагентами договоров с распорядителями (получателями) бюджетным средств является необратимым во времени, для недопущения в дальнейшем распорядителями (получателями) нарушений требований БК во время осуществления предоплаты, а также нарушения порядка и сроков осуществления такой оплаты и снижения уровня финансовой дисциплины оплата контрагентам-нарушителям должна проводиться после получения соответствующих товаров, работ, услуг.

Выдача аванса на командировку

Вопрос выплаты работникам средств для осуществления текущих расходов во время служебной командировки (аванса) регулируется Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59.
Постановление № 1070 регулирует вопросы осуществления предоплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства, и условия предусмотрения такой оплаты в договорах о закупке таких товаров, работ и услуг и не определяет порядок обеспечения денежными средствами работников, которые направляются в командировку.

Письмо Минфина от 10.03.20 г. № 04320-07-2/763.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы