Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Обжалование НУР: сроки обращения в суд

Разъяснение
28.07.2025

По делу № 500/2276/24 спорным является вопрос соблюдения истицей срока обращения в суд с иском о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений после проведения процедуры административного обжалования и получения решения контролирующего органа об оставлении ее жалоб без удовлетворения.

Исследуя этот вопрос БП Верховного Суда отметила, что в административном судопроизводстве можно выделить следующие сроки обжалования решений/действий/бездействия субъекта властных полномочий:

1) если налогоплательщик не обжаловал решение контролирующего органа в досудебном (административном) порядке – срок обращения в суд составляет 6 месяцев (ч. 2 ст. 122 Кодекса административного судопроизводства, далее – КАС);

2) если налогоплательщик обжаловал решение контролирующего органа в досудебном (административном) порядке, которое не касается начисления денежных обязательств (например, блокирование НН; присвоение рискового статуса и т. п.), – срок обращения в суд составляет 3 месяца (ч. 4 ст. 122 КАС);

3) если налогоплательщик обжаловал решение контролирующего органа в досудебном (административном) порядке, которое предусматривает начисление денежных обязательств (например, налоговое уведомление-решение), – срок обращения в суд составляет 1 месяц (норма п. 56.19 Налогового кодекса (далее – НК), которая является специальной относительно нормы ч. 4 ст. 122 КАС).

Относительно определения общей и специальной нормы БП Верховного Суда отметила, что из системного анализа правовых норм действующего законодательства, которые регулируют правоотношения при соблюдении сроков обращения в суд с иском об обжаловании налоговых уведомлений-решений после применения процедуры досудебного (административного) обжалования таких уведомлений-решений, общей нормой является ч. 4 ст. 122 КАС, а специальной нормой является п. 56.19 НК.

Эти две правовые нормы (общая и специальная) не порождают коллизию, ведь имеет место не противоречие между правовыми нормами, а дополнение норм специального действия и установление системного законодательного регулирования, а потому специальная норма, предусмотренная НК, имеет приоритет в регулировании спорных правоотношений.

Кроме того, Большая Палата отступила от заключения, изложенного в п. 101 постановления Большой Палаты от 19.01.2023 по делу № 140/1770/19, о том, что норма п. 56.18 НК устанавливает специальные сроки обращения в суд, отсылая по этому вопросу к ст. 102 настоящего Кодекса.

В контексте указанного Большая Палата указала, что норма п. 56.18 НК не устанавливает срок обращения в суд с иском об обжаловании налогового уведомления-решения и не отсылает к норме, которая их устанавливает, а следовательно, не является тем «иным законом», которым установлены специальные сроки обращения в суд.

Срок в 1 095 дней, установленный ст. 102 НК, является именно сроком давности, в пределах которого за налогоплательщиком сохраняется право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или иное решение контролирующего органа, а не сроком обращения в суд с такими требованиями.

БП Верховного Суда отметила, что она отступает не от постановлений по указанным делам, а от конкретного заключения, изложенного в них. Этот вывод мог быть сформулирован не только в указанных постановлениях. Отсутствие упоминания полного перечня постановлений, от вывода хотя бы в одном из которых относительно применения норм права Большая Палата отступила, не означает, что соответствующий вывод в дальнейшем применим (см. постановление Большой Палаты от 27.03.2019 по делу № 521/21255/13-ц).

Постановление Верховного Суда от 16.07.2025 по делу № 500/2276/24.

«Судебная власть Украины»

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
08.09.2025
Верховный Суд определил еще одно основание для установления нарушений в ходе фактической проверки
Использование контролирующим органом данных Системы учета данных регистраторов расчетных операций (СУД РРО) при фактической проверке правомерно, поскольку эти данные – налоговая информация, отражающая расчетные операции налогоплательщика и может использоваться для установления нарушений законо...
08.09.2025
Как неприбыльщику отразить утрату (уничтожение) в результате боевых действий гуманитарной помощи, полученной от нерезидента
Как в Отчете об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организации отразить утрату (уничтожение) в результате вооруженной агрессии российской федерации гуманитарной помощи, полученной от нерезидента?. Больше по теме: Имущество субъектов хозяйствования повреждено или уничтожено в результате бо...
08.09.2025
Улицу переименовали, но договор аренды не изменяли: нужно ли подавать форму № 20-ОПП и изменять регистрацию РРО/ПРРО
СХ необходимо подать заявление по форме № 20-ОПП с обновленной информацией об объекте налогообложения. После внесения изменений в данные о местонахождении (адресе) объекта налогообложения СХ проводит перерегистрацию РРО/ПРРО в контролирующем органе. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Переименовали...
Лучшие материалы