По делу № 500/2276/24 спорным является вопрос соблюдения истицей срока обращения в суд с иском о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений после проведения процедуры административного обжалования и получения решения контролирующего органа об оставлении ее жалоб без удовлетворения.
Исследуя этот вопрос БП Верховного Суда отметила, что в административном судопроизводстве можно выделить следующие сроки обжалования решений/действий/бездействия субъекта властных полномочий:
1) если налогоплательщик не обжаловал решение контролирующего органа в досудебном (административном) порядке – срок обращения в суд составляет 6 месяцев (ч. 2 ст. 122 Кодекса административного судопроизводства, далее – КАС);
2) если налогоплательщик обжаловал решение контролирующего органа в досудебном (административном) порядке, которое не касается начисления денежных обязательств (например, блокирование НН; присвоение рискового статуса и т. п.), – срок обращения в суд составляет 3 месяца (ч. 4 ст. 122 КАС);
3) если налогоплательщик обжаловал решение контролирующего органа в досудебном (административном) порядке, которое предусматривает начисление денежных обязательств (например, налоговое уведомление-решение), – срок обращения в суд составляет 1 месяц (норма п. 56.19 Налогового кодекса (далее – НК), которая является специальной относительно нормы ч. 4 ст. 122 КАС).
Относительно определения общей и специальной нормы БП Верховного Суда отметила, что из системного анализа правовых норм действующего законодательства, которые регулируют правоотношения при соблюдении сроков обращения в суд с иском об обжаловании налоговых уведомлений-решений после применения процедуры досудебного (административного) обжалования таких уведомлений-решений, общей нормой является ч. 4 ст. 122 КАС, а специальной нормой является п. 56.19 НК.
Эти две правовые нормы (общая и специальная) не порождают коллизию, ведь имеет место не противоречие между правовыми нормами, а дополнение норм специального действия и установление системного законодательного регулирования, а потому специальная норма, предусмотренная НК, имеет приоритет в регулировании спорных правоотношений.
Кроме того, Большая Палата отступила от заключения, изложенного в п. 101 постановления Большой Палаты от 19.01.2023 по делу № 140/1770/19, о том, что норма п. 56.18 НК устанавливает специальные сроки обращения в суд, отсылая по этому вопросу к ст. 102 настоящего Кодекса.
В контексте указанного Большая Палата указала, что норма п. 56.18 НК не устанавливает срок обращения в суд с иском об обжаловании налогового уведомления-решения и не отсылает к норме, которая их устанавливает, а следовательно, не является тем «иным законом», которым установлены специальные сроки обращения в суд.
Срок в 1 095 дней, установленный ст. 102 НК, является именно сроком давности, в пределах которого за налогоплательщиком сохраняется право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или иное решение контролирующего органа, а не сроком обращения в суд с такими требованиями.
БП Верховного Суда отметила, что она отступает не от постановлений по указанным делам, а от конкретного заключения, изложенного в них. Этот вывод мог быть сформулирован не только в указанных постановлениях. Отсутствие упоминания полного перечня постановлений, от вывода хотя бы в одном из которых относительно применения норм права Большая Палата отступила, не означает, что соответствующий вывод в дальнейшем применим (см. постановление Большой Палаты от 27.03.2019 по делу № 521/21255/13-ц).
Постановление Верховного Суда от 16.07.2025 по делу № 500/2276/24.
«Судебная власть Украины»