Начисления отпускных от Гоструда
Как показывает практика, работодатели просто забывают о корректировке отпускных, то есть не «дотягивают» зарплату, начисленную в расчетном периоде до повышения окладов (тарифных ставок), до уровня нынешней зарплаты работника.
Так, если повышение окладов (тарифных ставок) состоялось в расчетном периоде, за который исчисляется средняя зарплата, корректировка проводится. Кроме того, корректировка необходима и в случае, если месячный оклад (тарифная ставка) привязан к размеру прожиточного минимума или минимальной зарплаты.
Если оклады (тарифные ставки) были повышены, когда работник находился в отпуске, средний заработок корректируется со дня повышения оклада (ставки) согласно абзацу второму п. 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100. Доначисления проводятся и тогда, когда работник сразу после отпуска увольняется, а в период его отдыха были повышены оклады. На это указано в письме Минтруда от 24.10.08 г. № 696/13/84-08.
Однако есть случаи, когда корректировка не проводится, в частности, если повышение должностного оклада работника связано с присвоением более высокого разряда или переводом на другую, более высокооплачиваемую работу (должность). Однако и в этой ситуации есть маленький нюанс: если в расчетном периоде, кроме повышения оклада в связи с переводом работника на более высокооплачиваемую должность, повышались оклады (и это не связано с «повышением» работника), то нужно откорректировать зарплату.
Кроме того, предоставляя ежегодные отпуска, работодатели не должны забывать о такой составляющей, как материальная помощь на оздоровление.
Так, согласно ст. 57 Закона от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889) в случае оформления ежегодного основного отпуска госслужащим (его продолжительность, как и прежде, составляет 30 календарных дней) выплачивается денежная помощь в размере среднемесячной зарплаты. Заметим, что гарантированная материальная помощь на оздоровление выплачивается госслужащим (и другим бюджетникам) раз в год. Поэтому госслужащий, которого переводят из одного госоргана в другой, имеет право на получение такой помощи лишь один раз (см. письмо Минсоцполитики от 23.12.16 г. № 1791/0/101-16/281).
Должностным лицам ОМС материальная помощь на оздоровление предоставляется согласно ч. 5 ст. 21 Закона от 07.06.01 г. № 2493-III «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493) в размере должностного оклада. Это означает, что такая выплата указанной категории работников предусмотрена законодательством, значит, является гарантированной (обязательной).
Кроме того, согласно пп. 3 п. 2 постановления КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268) руководители ОМС имеют право в пределах утвержденного фонда оплаты труда предоставлять работникам материальную помощь на оздоровление в случае оформления ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячную зарплату работника.
Решение о выплате материальной помощи на оздоровление принимает руководитель ОМС, учитывая наличие средств. Так, если средств не хватает на выплату помощи в размере среднемесячной зарплаты работника, то помощь может быть выплачена в размере должностного оклада. При этом конкретный порядок ее предоставления должен быть установлен в Положении о предоставлении работникам материальной помощи, которое является приложением к коллективному договору.
Для служащих ОМС оздоровительная помощь – необязательная выплата. Если руководитель принял решение о ее выплате, то размер помощи не должен превышать среднемесячную зарплату (пп. 3 п. 2 Постановления № 268). Если же средств, предусмотренных в смете на выплату такой помощи, недостаточно, то ее можно выплатить в меньшем размере, принимая во внимание финансовые возможности.
Рабочим, обслуживающим органы госвласти и ОМС, помощь на оздоровление выплачивается в размере среднемесячной зарплаты (пп. «з» п. 2 приказа Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Приказ № 77). Для них такая выплата необязательна, поэтому ее осуществляют при наличии средств на основании решения руководителя. При этом вид помощи Приказом № 77 не конкретизирован, то есть это может быть какая-либо материальная помощь, в том числе и на оздоровление к ежегодному отпуску, который может получить рабочий в течение календарного года. При этом если обслуживающий рабочий получит материальную помощь, идя в отпуск, то на другие виды помощи в течение текущего года он не сможет претендовать (см. письмо Минсоцполитики от 15.03.16 г. № 272/13/84-16).
А вот педработникам выплата материальной помощи гарантирована ч. 1 ст. 57 Закона от 05.09.17 г. № 2145-VIII «Об образовании» – в размере месячного должностного оклада (ставки зарплаты) в случае предоставления ежегодного отпуска. Однако право на выплату такой помощи имеют педагогические и научно-педагогические работники, перечень должностей которых утвержден постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.
Работникам, которые ведут преподавательскую работу, но не занимают должности педагогических (научно-педагогических) работников, помощь на оздоровление не выплачивается.
Указанная помощь выплачивается педработникам (по основной должности) только по основному месту работы при предоставлении ежегодных отпусков согласно графику отпусков независимо от недельной (годовой) учебной нагрузки или объема работы, которая выполняется. Об этом речь идет в письме Минсоцполитики от 30.11.11 г. № 1079/13/84-11. Эта материальная помощь обязательна, и средства на ее выплату должны быть утверждены сметой. При формировании фонда оплаты труда на год для каждого работника предусматривается одна помощь на оздоровление.
Медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений (учреждений) абзацем третьим п. 2 постановления КМУ от 11.05.11 г. № 524 «Вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» предусмотрена выплата помощи на оздоровление в размере должностного оклада к ежегодному основному отпуску.
Руководителю заведения выплата оздоровительной помощи осуществляется по решению органа высшего уровня в пределах имеющихся средств на оплату труда (абзац второй п. 1.6 совместного приказа Минсоцполитики и Минздрава от 05.10.05 г. № 308/519 «Об упорядочении условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения»).
Таким образом, работодателям вместе с тем с начислением отпускных необходимо помнить об обязательных выплатах, предусмотренных действующим законодательством по оплате труда. Эти выплаты являются минимальными государственными гарантиями в оплате труда, и при их несоблюдении ст. 265 КЗоТ предусмотрен штраф в 10-кратном размере минимальной зарплаты, установленной законом на момент совершения нарушения, за каждого работника, относительно которого оно совершено.
http://www.kr.dsp.gov.ua
Комментарии к материалу