Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Можно ли изменить период проверки по соблюдению принципа «вытянутой руки»

Разъяснение
04.12.2025

Каковы срок и особенности проведения проверки по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки», и можно ли по желанию налогоплательщика изменить (увеличить) период, определенный в приказе на проведение такой проверки?

Порядок проведения проверок по вопросам соблюдения налогоплательщиками принципа «вытянутой руки» утвержден приказом Минфина от 10.03.2016 № 344 (далее – Порядок № 344).

Проведение проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» (далее – проверка соблюдения принципа «вытянутой руки») является формой налогового контроля по установлению соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» (п. 1 разд. І Порядка № 344).

Проверка соблюдения принципа «вытянутой руки» проводится в соответствии с положениями гл. 8 разд. II Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) с учетом особенностей, определенных ст. 39 и Порядком № 344 (п. 2 разд. І Порядка № 344).

В соответствии с п. 3 разд. І Порядка № 344 проверка соблюдения принципа «вытянутой руки» проводится при наличии оснований, определенных пп. 39.5.2.1, 78.1.2, 78.1.5, 78.1.14–78.1.16 НКУ.

При наличии оснований, определенных п. 3 разд. І Порядка № 344, руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа принимает решение о проведении проверки соблюдения принципа «вытянутой руки», которое оформляется приказом (п. 1 разд. ІІ Порядка № 344).

Согласно абзацу четвертому пп. 75.1.2 НКУ не может быть предметом плановой документальной проверки вопрос соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки», кроме случаев проверки соблюдения налогоплательщиком требований пп. 140.5.4, 140.5.51, 140.5.6 НКУ.

Проверка соблюдения принципа «вытянутой руки» является документальной внеплановой проверкой. (п. 4 разд. І Порядка № 344).

Продолжительность проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» не должна превышать 18 месяцев (абзац первый пп. 39.5.2.8 НКУ).

Согласно пп. 39.5.2.7 НКУ срок проведения проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» исчисляется со дня принятия решения о ее проведении до дня составления акта (справки) о проведении такой проверки.

Срок проведения проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» прерывается в случае рассмотрения судом исков налогоплательщика по вопросам, связанным с назначением, проведением или предметом такой проверки, до завершения судебных процедур.

В соответствии с абзацем вторым пп. 39.5.2.8 НКУ каждые шесть месяцев проведения проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» контролирующий орган предоставляет налогоплательщику информацию о текущем состоянии проведения проверки.

В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертизы и/или перевода на украинский язык документов, необходимых для исследования соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», срок проведения проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, может быть продлен на срок, не превышающий 12 месяцев (пп. 39.5.2.9 НКУ).

Предоставление налогоплательщиком документов происходит согласно требованиям п. 85.2 и 85.3 НКУ в течение 10 рабочих дней с даты начала проверки (пп. 39.5.2.3 НКУ).

В соответствии с п. 2 разд. ІІІ Порядка № 344 во время проведения проверки должностные лица контролирующего органа имеют право получать от налогоплательщика дополнительные документы и/или информацию по осуществлению финансово-хозяйственных операций, связанных с контролируемой операцией; хозяйственных операций с несвязанными лицами, которые могут признаваться сопоставимыми с контролируемой операцией; подтверждение или опровержение информации, приведенной плательщиком в представленном отчете о контролируемых операциях, документации по трансфертному ценообразованию, глобальной документации по трансфертному ценообразованию (мастер-файле); данных, указанных в отчете в разрезе стран международной группы компаний, в которую входит налогоплательщик; других документов и информации, необходимых для установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», а также письменные пояснения от должностных (служебных) лиц налогоплательщика по вопросам, касающимся предмета проверки, и их документальное подтверждение.

Такие документы предоставляются налогоплательщиком по устному запросу должностных лиц, проводящих проверку, в согласованный с налогоплательщиком срок.

В случае непредоставления документов и/или информации, а также письменных пояснений должностным лицам контролирующего органа по устному запросу в согласованный срок налогоплательщику направляется письменный запрос в порядке, определенном ст. 42 НКУ. Указанные в письменном запросе документы и/или информация, а также пояснения предоставляются налогоплательщиком в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса контролирующего органа в соответствии с п. 73.3 НКУ (п. 3 разд. ІІІ Порядка № 344).

Должностные лица контролирующего органа, которые проводят проверку, при необходимости получения информации направляют запросы о предоставлении документов (информации) относительно контролируемой операции другим налогоплательщикам, указанным в пп. «а» пп. 39.5.2.13 НКУ, в соответствии с п. 73.3 НКУ (п. 4 разд. ІІІ Порядка № 344).

В случае непредоставления налогоплательщиками, указанными в пп. «а» пп. 39.5.2.13 НКУ, документов (информации) по запросу контролирующего органа, проводящего проверку, и/или предоставления неполной информации должностные лица контролирующего органа, проводящие проверку, вправе провести встречную сверку таких налогоплательщиков в порядке, предусмотренном п. 73.5 НКУ(п. 5 разд. ІІІ Порядка № 344).

Если во время проверки налогоплательщиками не предоставлены документы и/или информация, связанная с предметом проверки, либо предоставлена не в полном объеме, либо установлены факты, что необходимые документы и/или информация находятся за пределами Украины, должностные лица контролирующего органа, которые проводят проверку, инициируют перед ГНС отправку запроса(ов) компетентным органам иностранных государств по вопросам, касающимся предмета проверки (п. 6 разд. ІІІ Порядка № 344).

Должностные (служебнык) лица контролирующего органа, которые проводят проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки», имеют право получать от налогоплательщика или его законных представителей копии документов, относящихся к предмету проверки. Такие копии должны быть заверены подписью налогоплательщика или его должностного лица (абзац девятый пп. 39.5.2.3 НКУ).

Если документы, относящиеся к предмету проверки, создавались налогоплательщиком в электронной форме, налогоплательщик имеет право предоставить копии таких документов средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Законов от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» (абзац десятый пп. 39.5.2.3 НКУ).

Согласно пп. 44.3.1 НКУ налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов и информации, определенных п. 44.1 НКУ, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение определенных законодательством сроков, но не менее, в частности, 2 555 дней – для документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля, в соответствии со ст. 39 и 392, п. 141.4 НКУ.

Сроки хранения документов и информации продлеваются на период остановки отсчета срока давности в случаях, предусмотренных п. 102.3 НКУ (абзац восьмой п. 44.3 НКУ), п. 522 и п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ.

В соответствии с пп. 39.5.2.4 НКУ контролирующий орган не имеет права проводить более одной проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» одного налогоплательщика в течение календарного года. Контролирующий орган не имеет права повторно проводить проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» налогоплательщика, которые уже были проверены (кроме случаев, указанных в пп. 78.1.5, 78.1.12 НКУ).

Проведение проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» не препятствует проведению проверок, определенных ст. 75 НКУ (пп. 39.5.2.6 НКУ).

Вопросы оформления результатов проверки установлены пп. 39.5.2.14–39.5.2.22 НКУ, разделами ІV, VI Порядка № 344 и приказом Минфина от 13.07.2017 № 629 «Об утверждении формы акта (справки) о результатах проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» и Требований к его (ее) составлению».

Также следует отметить, что в соответствии с абзацем вторым ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Таким образом, продолжительность проведения проверки по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» не должна превышать 18 месяцев и может быть продлена на срок, не превышающий 12 месяцев, в случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертизы и/или перевода на украинский язык документов. Изменение (увеличение) периода, определенного в приказе на проведение проверки, по желанию плательщика не предусмотрено нормами НКУ.

ОИР, категория 131.08

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Гоструда утвердила новые нормативно-правовые акты по охране труда Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии Планируют утвердить примерные формы и описания унифицированных форм типовых документов, создаваемы...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
Новое
03.12.2025
Безопасность крафтовых пищевых продуктов: на что следует обращать внимание
При выборе крафтовых пищевых продуктов потребителям следует обратить внимание на маркировку, условия хранения, гигиену производства, жалобы и защиту прав. Больше по теме: Санитарная экспертиза: получаем заключение Изучаем новые правила лицензирования производства и оборота спирта, алкогольных напи...
03.12.2025
Пошаговые действия при оформлении несовершеннолетнего работника
Гоструда подготовила подробную инструкцию по процедуре оформления несовершеннолетнего работника. Ниже представлены все обязательные шаги и требования законодательства. Больше по теме: Особенности увольнения несовершеннолетних работников Особенности практики несовершеннолетних Западное межрегиональ...
03.12.2025
Условия назначения пособия по беременности и родам
Рассмотрим, кому предоставляется пособие по беременности и родам, на какой период, в каком размере и т. п. Больше по теме: Отпуск в связи с беременностью и родами: оформление и перенос Беременность работницы за границей: действия работодателя Пособие по беременности и родам предоставляется женщине...
Лучшие материалы