Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Может ли работодатель хранить трудовую книжку работника по его просьбе

Разъяснение
18.03.2025

Устроилась недавно на работу и хочу, чтобы моя трудовая книжка хранилась у работодателя. Написала об этом заявление. Однако работодатель ответил, что трудовая книжка должна храниться у работника, потому что он может быть оштрафован за нарушение правил хранения трудовых книжек. Может ли работодатель на основании моего заявления хранить мою трудовую книжку у себя? Если не может, почему?

Относительно хранения трудовой книжки у работодателя нужно обратить внимание на то, является ли ваш работодатель юридическим лицом (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение или его представительство) или физлицом-предпринимателем, использующим наемный труд физических лиц.

Относительно хранения трудовой книжки у работодателя, являющегося физлицом-предпринимателем, сообщаем, что согласно п. 2.211 гл. 2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты населения от 29.07.1993 № 58, трудовые книжки работников, работающих на условиях трудового договора у физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности без создания юридического лица с правом найма, и физических лиц, использующих наемный труд, связанный с предоставлением услуг (повара, няни, водители и т. д.), хранятся непосредственно у работников.

Таким образом, если вы трудоустроены у физлица-предпринимателя, то трудовая книжка должна храниться у вас.

Что касается хранения трудовой книжки у работодателя – юридического лица, то абзацем первым п. 3 постановления КМУ от 27.04.1993 № 301 «О трудовых книжках работников» (далее – Постановление № 301) предусмотрено, что трудовые книжки хранятся на предприятиях, в учреждениях и организациях, в представительствах иностранных субъектов хозяйствования, а при увольнении работника трудовая книжка выдается ему под подпись в журнале учета.

Дополнительно Законом от 05.02.2021 № 1217-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» (далее – Закон № 1217) предусмотрены новые правила учета трудовой деятельности работника с 10.06.2021, а именно введен электронный учет трудовой деятельности.

Разделом ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 1217 предусмотрено, что в течение 5 лет после 10.06.2021 будет происходить включение Пенсионным фондом в реестр застрахованных лиц отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников на основании сведений, поданных страхователем или застрахованным лицом. После завершения этих работ имеющиеся трудовые книжки выдаются работникам лично под подпись.

В то же время ч. 1 ст. 48 КЗоТ на работодателя возложена обязанность вести учет трудовой деятельности работника в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Эта статья в редакциях до 10.06.2021 содержала положения относительно ведения работодателем бумажных трудовых книжек на работников, а в редакциях с 10.06.2021 частью 1 ст. 48 КЗоТ закреплено положение об учете трудовой деятельности работника только в электронной форме.

Частью 3 ст. 48 КЗоТ установлено, что работодатель по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, хранящуюся у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрениях и наградах за успехи в работе. То есть, ч. 3 ст. 48 КЗоТ предусмотрено, что трудовая книжка вопреки Постановлению № 301 может храниться у работника и предоставляться работодателю для внесения необходимых записей.

Таким образом, если вы трудоустроены на предприятии, в учреждении или в организации, представленная вами трудовая книжка может храниться у такого юридического лица, но хранить вашу трудовую книжку работодатель не обязан.

Дополнительно уведомляем, что если вы трудоустроены в районах активных боевых действий, то в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона от 15.03.2022 № 2136-ІХ «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» в период действия военного положения порядок организации делопроизводства по вопросам трудовых отношений, оформления и ведения трудовых книжек и архивного хранения соответствующих документов в районах активных боевых действий определяется работодателем самостоятельно, при условии ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета расходов на оплату труда.

Относительно вопроса ответственности информируем, что согласно п. 3 Постановления № 301 ответственность за организацию ведения учета, хранения и выдачу трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации, представительства иностранного субъекта хозяйствования. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях – иную ответственность.

В соответствии с абзацем десятым ст. 265 КЗоТ работодателю за несоблюдение правил ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек могут грозить финансовые санкции в размере минимальной заработной платы (8 000 грн).

Также за нарушение требований законодательства о труде предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 41 КУоАП, что влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 НМДГ.

Юго-Западное межрегиональное управление Гоструда


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
21.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС изменила План-график: какие отрасли и регионы будут проверять больше всего Актуальные вопросы касательно оцифровки трудовых книжек: разъяснение ПФУ Кабмин запускает новый модуль управления рисками для проверок бизнеса Правила заполнения трудовых книжек...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
24.10.2025
Оформление доверенности в случае пребывания за границей
Министерство юстиции поясняет, как человек может оформить нотариально удостоверенную доверенность в стране своего пребывания и будет ли действовать такой документ на территории Украины. Больше по теме: Как оформить доверенность на получение зарплаты мобилизованного работника? Как оформить доверенн...
24.10.2025
Когда возможен досрочный выход на пенсию из-за действий работодателя
Право на назначение досрочной пенсии по возрасту имеют лица, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе владельца или уполномоченного им органа, в связи с выявленными несоответствиями работника занимаемой должности по состоянию на осталось не более полутора лет до достижения пенсионного во...
24.10.2025
Объект и налогооблагаемая база для ЮО – плательщиков ЕП четвертой группы
Для получения информации о нормативной оценке земельных участков необходимо обращаться в территориальные подразделения Госгеокадастра по месту расположения земельных участков.  Больше по теме: Особенности подачи и заполнения уточняющей декларации единщиками четвертой группы в 2025 году Порядо...
Лучшие материалы