Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Может ли работодатель хранить трудовую книжку работника по его просьбе

Разъяснение
18.03.2025

Устроилась недавно на работу и хочу, чтобы моя трудовая книжка хранилась у работодателя. Написала об этом заявление. Однако работодатель ответил, что трудовая книжка должна храниться у работника, потому что он может быть оштрафован за нарушение правил хранения трудовых книжек. Может ли работодатель на основании моего заявления хранить мою трудовую книжку у себя? Если не может, почему?

Относительно хранения трудовой книжки у работодателя нужно обратить внимание на то, является ли ваш работодатель юридическим лицом (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение или его представительство) или физлицом-предпринимателем, использующим наемный труд физических лиц.

Относительно хранения трудовой книжки у работодателя, являющегося физлицом-предпринимателем, сообщаем, что согласно п. 2.211 гл. 2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты населения от 29.07.1993 № 58, трудовые книжки работников, работающих на условиях трудового договора у физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности без создания юридического лица с правом найма, и физических лиц, использующих наемный труд, связанный с предоставлением услуг (повара, няни, водители и т. д.), хранятся непосредственно у работников.

Таким образом, если вы трудоустроены у физлица-предпринимателя, то трудовая книжка должна храниться у вас.

Что касается хранения трудовой книжки у работодателя – юридического лица, то абзацем первым п. 3 постановления КМУ от 27.04.1993 № 301 «О трудовых книжках работников» (далее – Постановление № 301) предусмотрено, что трудовые книжки хранятся на предприятиях, в учреждениях и организациях, в представительствах иностранных субъектов хозяйствования, а при увольнении работника трудовая книжка выдается ему под подпись в журнале учета.

Дополнительно Законом от 05.02.2021 № 1217-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» (далее – Закон № 1217) предусмотрены новые правила учета трудовой деятельности работника с 10.06.2021, а именно введен электронный учет трудовой деятельности.

Разделом ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 1217 предусмотрено, что в течение 5 лет после 10.06.2021 будет происходить включение Пенсионным фондом в реестр застрахованных лиц отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников на основании сведений, поданных страхователем или застрахованным лицом. После завершения этих работ имеющиеся трудовые книжки выдаются работникам лично под подпись.

В то же время ч. 1 ст. 48 КЗоТ на работодателя возложена обязанность вести учет трудовой деятельности работника в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Эта статья в редакциях до 10.06.2021 содержала положения относительно ведения работодателем бумажных трудовых книжек на работников, а в редакциях с 10.06.2021 частью 1 ст. 48 КЗоТ закреплено положение об учете трудовой деятельности работника только в электронной форме.

Частью 3 ст. 48 КЗоТ установлено, что работодатель по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, хранящуюся у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрениях и наградах за успехи в работе. То есть, ч. 3 ст. 48 КЗоТ предусмотрено, что трудовая книжка вопреки Постановлению № 301 может храниться у работника и предоставляться работодателю для внесения необходимых записей.

Таким образом, если вы трудоустроены на предприятии, в учреждении или в организации, представленная вами трудовая книжка может храниться у такого юридического лица, но хранить вашу трудовую книжку работодатель не обязан.

Дополнительно уведомляем, что если вы трудоустроены в районах активных боевых действий, то в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона от 15.03.2022 № 2136-ІХ «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» в период действия военного положения порядок организации делопроизводства по вопросам трудовых отношений, оформления и ведения трудовых книжек и архивного хранения соответствующих документов в районах активных боевых действий определяется работодателем самостоятельно, при условии ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета расходов на оплату труда.

Относительно вопроса ответственности информируем, что согласно п. 3 Постановления № 301 ответственность за организацию ведения учета, хранения и выдачу трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации, представительства иностранного субъекта хозяйствования. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях – иную ответственность.

В соответствии с абзацем десятым ст. 265 КЗоТ работодателю за несоблюдение правил ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек могут грозить финансовые санкции в размере минимальной заработной платы (8 000 грн).

Также за нарушение требований законодательства о труде предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 41 КУоАП, что влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 НМДГ.

Юго-Западное межрегиональное управление Гоструда


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025 З 28 серпня Господарський кодекс втратить чинність: що передбачає реформа Уряд оновив порядок перетину кордону особами від 18 до 22 років Президент підписа...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
02.09.2025
Что (не) следует делать работодателям при профессиональной адаптации ветеранов
В Государственной службе занятости дали советы работодателям по обращению с работниками-ветеранами. Рассмотрим, что же советуют в ведомстве. Больше по теме: Оплата труда лиц, поддерживающих ветеранов войны Трудоустройство лиц с инвалидностью: есть ли особенности выполнения норматива для предприяти...
02.09.2025
Можно ли установить испытание для выпускника ЗВО
Можно ли установить испытания для молодого специалиста, которого приняли на работу после окончания ЗВО? Больше по теме: Приказ о продлении испытательного срока Уведомление об увольнении в связи с установлением несоответствия занимаемой должности по результатам испытания Приказ об увольнении в свя...
02.09.2025
Какие виды работ запрещены для несовершеннолетних
Используете труд лиц до 18 лет? Рассмотрим, какие виды работ запрещены для несовершеннолетних. Больше по теме: Особенности увольнения несовершеннолетних работников Особенности практики несовершеннолетних Несовершеннолетние лица (14–18 лет) в трудовых правоотношениях пользуются рядом существе...
Лучшие материалы