Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Минимальная зарплата и прожиточный минимум: что планируют на 2026–2028 годы

Аналитика
19.05.2025

«Призываю Правительство пересмотреть подходы к индексации социальных стандартов на 2026–2028 годы», – обратился к Кабмину Д. Гетманцев. 

В Минфине идет работа над подготовкой проекта Бюджетной декларации на 2026–2028 гг. 

Это документ, обеспечивающий рамку для среднесрочного бюджетного планирования, и на основе которого впоследствии Минфин будет готовить проект бюджета на 2026 год. 

Согласно плану-графику бюджетного процесса до 15 мая Минфин должен подать в Кабмин проект бюджетной декларации на 2026–2028 гг., а Правительство должно ее одобрить до 1 июня. Далее документ до 15 июля должна рассмотреть Верховная Рада. 

В настоящее время известны основные параметры бюджетной декларации, вытекающие из письма Минфина, разосланного главным распорядителям бюджетных средств. 

Так, в этом письме главным распорядителям бюджетных средств доведены следующие показатели минимальных социальных стандартов: 

  • минимальная зарплата: с 1 января 2026 года – 8 688 грн; с 1 января 2027 года – 9 374 грн; с 1 января 2028 года – 10 059 грн; 
  • прожиточный минимум (общий размер): с 1 января 2026 года – 3 171 грн; с 1 января 2027 года – 3 358 грн; с 1 января 2028 года – 3 536 грн. 

Следовательно, предполагается индексация социальных стандартов на 2026–2028 гг. в соответствии с показателями прогнозной инфляции на этот период. Согласно прогнозу Минэкономики, потребительская инфляция (на конец года) составит: 2026 год – 8,6 %, 2027 год – 5,9 %, 2028 год – 5,3 %. 

В то же время, напоминает Гетманцев, показатели минимальных социальных стандартов были заморожены в этом году и не учитывают прогнозную инфляцию, которая в этом году составит около 9–10 % (прогноз Правительства – 9,5 %, НБУ – 8,7 %). Такая заморозка приводит к ухудшению реального уровня жизни социально уязвимых категорий граждан, получающих минимальную зарплату и социальные трансферты из бюджета. Подавляющая часть доходов таких граждан тратится на товары первой необходимости, коммунальные платежи, продовольствие – большинство этих позиций производится в Украине, поддерживает украинского производителя. 

«Считаю, путь фискальной консолидации за счет этих статей бюджета неверен и тормозит экономический рост, что в том числе является одной из причин замедления экономики в этом году, и консервирует бедность населения. 

Также хотел бы обратить внимание, что в базовом сценарии (при улучшении ситуации безопасности) Правительство прогнозирует существенное ускорение экономики в последующие три года. Средние темпы роста экономики за этот период должны составить 5,1 %, в том числе 4,5 % в 2026 году (против 2,9 % в 2024 году и ожидаемых 2,7 % в 2025 году). 

Считаю, что при таком макроэкономическом сценарии будет справедливым заложить большее перераспределение ВВП на социальные цели, прежде всего на индексацию социальных стандартов, что само по себе должно поддержать потребительский спрос и вместе с инвестициями (о которых упоминает Правительство в своем прогнозе как о главном драйвере роста) – восстановление экономики. 

Никогда не гнался «за дешевым популизмом». Понимаю все ограничения экономики и бюджета, непредсказуемость, связанную с войной, ограниченность внешнего финансирования. Один из немногих в парламенте, кто все годы полномасштабной войны не просто объяснял важность сохранения макрофинансовой стабильности как фундамент экономического восстановления и сохранения реальных доходов граждан, а делал все возможное, чтобы удержать устойчивость финансовой, бюджетной системы, национальной валюты. Все годы подавал сбалансированные правки в бюджет, указывая на реальные источники их покрытия. Ресурс на справедливую индексацию социальных стандартов, особенно, но не исключительно, в случае наступления мира и получения мирных дивидендов, есть – это ревизия неэффективных бюджетных расходов и детенизация и расширение легальной налоговой базы, которые вместе только в этом году могут принести более 5 млрд долл. США дополнительного ресурса в бюджет.

Что предлагаю? Как минимум, при индексации социальных стандартов на 2026 год нужно учесть инфляцию в этом году (т. е. +10 %), а вообще в ходе бюджетного процесса в этом году рассчитываю на непростую, но честную дискуссию в парламенте относительно реформы прожиточного минимума и возможности его индексации в соответствии с фактическим уровнем. Открыт к сотрудничеству с экономическим и финансовым блоком Правительства по этому вопросу», – предлагает депутат. 

Д. Гетманцев 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят новый закон об организации трудовых отношений в условиях военного положения Обновлен Справочник условных кодов товаров Аванс и зарплата: сроки выплаты ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 06.10.2025 Обновлен перечень код...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
15.10.2025
Как получить КЭП: разъяснение ПФУ
Возникла ли необходимость воспользоваться электронными услугами ПФУ? Тогда вам нужен КЭП. Как его получить – в этом материале. Больше по теме: Нужно ли указывать в электронном документе должность и фамилию подписанта, если КЭП содержит эти данные? Может ли работник подписать заявление на отп...
15.10.2025
Обзор судебной практики КГС Верховного Суда за август 2025 года
В обзоре отражены важнейшие правовые выводы, которые будут иметь значение для формирования единства судебной практики. Предлагаем ознакомиться с очередным ежемесячным обзором актуальной судебной практики Кассационного гражданского суда в составе Верховного Суда – за август 2025 года. В обзоре...
15.10.2025
Пополнение электронного счета в СЭАРГ и СЭ: отмечаем реквизиты в полях платежной инструкции
Покажем, как в платежной инструкции следует заполнять поля при перечислении средств со счета плательщика на его электронный счет в СЭАРГ и СЭ.Больше по теме:Спецтема «Як позбутися завислих в обліку заборгованостей: право і облік»В соответствии с п. 17 Порядка электронного администрирования реализаци...
Лучшие материалы