Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Минимальная зарплата и прожиточный минимум: что планируют на 2026–2028 годы

Аналитика
19.05.2025

«Призываю Правительство пересмотреть подходы к индексации социальных стандартов на 2026–2028 годы», – обратился к Кабмину Д. Гетманцев. 

В Минфине идет работа над подготовкой проекта Бюджетной декларации на 2026–2028 гг. 

Это документ, обеспечивающий рамку для среднесрочного бюджетного планирования, и на основе которого впоследствии Минфин будет готовить проект бюджета на 2026 год. 

Согласно плану-графику бюджетного процесса до 15 мая Минфин должен подать в Кабмин проект бюджетной декларации на 2026–2028 гг., а Правительство должно ее одобрить до 1 июня. Далее документ до 15 июля должна рассмотреть Верховная Рада. 

В настоящее время известны основные параметры бюджетной декларации, вытекающие из письма Минфина, разосланного главным распорядителям бюджетных средств. 

Так, в этом письме главным распорядителям бюджетных средств доведены следующие показатели минимальных социальных стандартов: 

  • минимальная зарплата: с 1 января 2026 года – 8 688 грн; с 1 января 2027 года – 9 374 грн; с 1 января 2028 года – 10 059 грн; 
  • прожиточный минимум (общий размер): с 1 января 2026 года – 3 171 грн; с 1 января 2027 года – 3 358 грн; с 1 января 2028 года – 3 536 грн. 

Следовательно, предполагается индексация социальных стандартов на 2026–2028 гг. в соответствии с показателями прогнозной инфляции на этот период. Согласно прогнозу Минэкономики, потребительская инфляция (на конец года) составит: 2026 год – 8,6 %, 2027 год – 5,9 %, 2028 год – 5,3 %. 

В то же время, напоминает Гетманцев, показатели минимальных социальных стандартов были заморожены в этом году и не учитывают прогнозную инфляцию, которая в этом году составит около 9–10 % (прогноз Правительства – 9,5 %, НБУ – 8,7 %). Такая заморозка приводит к ухудшению реального уровня жизни социально уязвимых категорий граждан, получающих минимальную зарплату и социальные трансферты из бюджета. Подавляющая часть доходов таких граждан тратится на товары первой необходимости, коммунальные платежи, продовольствие – большинство этих позиций производится в Украине, поддерживает украинского производителя. 

«Считаю, путь фискальной консолидации за счет этих статей бюджета неверен и тормозит экономический рост, что в том числе является одной из причин замедления экономики в этом году, и консервирует бедность населения. 

Также хотел бы обратить внимание, что в базовом сценарии (при улучшении ситуации безопасности) Правительство прогнозирует существенное ускорение экономики в последующие три года. Средние темпы роста экономики за этот период должны составить 5,1 %, в том числе 4,5 % в 2026 году (против 2,9 % в 2024 году и ожидаемых 2,7 % в 2025 году). 

Считаю, что при таком макроэкономическом сценарии будет справедливым заложить большее перераспределение ВВП на социальные цели, прежде всего на индексацию социальных стандартов, что само по себе должно поддержать потребительский спрос и вместе с инвестициями (о которых упоминает Правительство в своем прогнозе как о главном драйвере роста) – восстановление экономики. 

Никогда не гнался «за дешевым популизмом». Понимаю все ограничения экономики и бюджета, непредсказуемость, связанную с войной, ограниченность внешнего финансирования. Один из немногих в парламенте, кто все годы полномасштабной войны не просто объяснял важность сохранения макрофинансовой стабильности как фундамент экономического восстановления и сохранения реальных доходов граждан, а делал все возможное, чтобы удержать устойчивость финансовой, бюджетной системы, национальной валюты. Все годы подавал сбалансированные правки в бюджет, указывая на реальные источники их покрытия. Ресурс на справедливую индексацию социальных стандартов, особенно, но не исключительно, в случае наступления мира и получения мирных дивидендов, есть – это ревизия неэффективных бюджетных расходов и детенизация и расширение легальной налоговой базы, которые вместе только в этом году могут принести более 5 млрд долл. США дополнительного ресурса в бюджет.

Что предлагаю? Как минимум, при индексации социальных стандартов на 2026 год нужно учесть инфляцию в этом году (т. е. +10 %), а вообще в ходе бюджетного процесса в этом году рассчитываю на непростую, но честную дискуссию в парламенте относительно реформы прожиточного минимума и возможности его индексации в соответствии с фактическим уровнем. Открыт к сотрудничеству с экономическим и финансовым блоком Правительства по этому вопросу», – предлагает депутат. 

Д. Гетманцев 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
25.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГРС утвердила план комплексных проверок на 2026 год Президент подписал Закон об объединении отцовства с профессиональной деятельностью Записи в трудовой книжке: внесение и исправление Предлагают внести изменения в Расчет доли сельскохозяйственного товаропр...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
25.11.2025
Обязаны ли наследники выплачивать долги наследодателя
Требования кредитора наследники обязаны удовлетворить путем разового платежа, если договоренностью между наследниками и кредитором иное не установлено. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Наследование права аренды земельного участка коммунальной или государственной собственности: возможность и нюан...
25.11.2025
Можно ли привлекать к работе в ночное время работницу, имеющую годовалого ребенка
В период действия военного положения не привлекаются к работе в ночное время без их согласия беременные женщины и женщины, имеющие ребенка в возрасте до одного года, и лица с инвалидностью, которым по медицинским рекомендациям противопоказана такая работа. Больше по теме: Работа в ночное и вечернее...
25.11.2025
Аттестация рабочих мест во время военного положения: нужно ли проводить
Предприятием должна быть проведена аттестация рабочих мест на тех рабочих местах, где продолжается или возобновлен производственный процесс при типовых производственных условиях. Больше по теме: Аттестация должностных лиц местных советов: кого касается и как проводится Аттестация медработников: но...
Лучшие материалы