Изменения, которые уже появились, внесены приказом Минфина от 29.09.20 г. № 588 (далее – Приказ № 588, вступил в силу с 03.11.20 г., «Офіційний вісник України» от 03.11.20 г. № 86). Они носят в основном технический характер. Рассмотрим их подробнее.
Данное изменение было внесено в тексты всех приказов, которыми утверждены П(С)БУ, в тексты самих П(С)БУ, в текст Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее – Инструкция № 291), в текст приказа Минфина от 29.11.2000 г. № 302 «О Примечаниях к годовой финансовой отчетности» (далее – Приказ № 302) и в форму Примечаний, утвержденную этим приказом.
1. Изменен порядок отражения задолженности учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал (далее – УК) в балансе по форме № 1-мс. До внесения изменений согласно нормам НП(С)БУ 25 такая задолженность должна была отражаться в составе активов в строке 1155 «Текущая дебиторская задолженность» (п. 1.4 разд. ІІІ НП(С)БУ 25). Но это в корне противоречило тому порядку заполнения финансовой отчетности, который применяется при составлении балансов по форме № 1 (п. 2.45 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 28.03.13 г. № 433) или по форме № 1-м (п. 2.21 разд. ІІ НП(С)БУ 25). В этих формах задолженность участников по вкладам в УК (Дт 46 «Неоплаченный капитал» и строка баланса 1425 «Неоплаченный капитал») является контрпассивной статьей и отражается не в активе, а в пассиве в скобках (по сути со знаком «минус»), уменьшая итог разд. І пассива «Собственный капитал»!
И вот теперь точно так же должна будет заполняться и форма № 1-мс. Для этого в разд. ІІІ НП(С)БУ 25 произвели следующие корректировки:
Будьте начеку! В разд. ІІІ НП(С)БУ 25 есть п. 1.7, которым регламентируется порядок заполнения строки 1400 «Капитал» в форме № 1-мс. Так вот, в него Минфин изменения почему-то не внес. В нем все еще написано, что в данной строке должен отражаться фактически внесенный учредителями УК. Однако после вступления в силу вышеуказанных изменений в ней следует отражать не фактически внесенные взносы, а полную сумму зарегистрированного УК, как и в строке 1400 «Зарегистрированный (паевой) капитал» формы № 1-м (см. п. 2.17 разд. ІІ НП(С)БУ 25). В противном случае у вас не сойдется баланс!
2. Уточнен порядок заполнения строки 1595 «Долгосрочные обязательства, целевое финансирование и обеспечения» балансов по форме № 1-м (п. 2.22 разд. ІІ НП(С)БУ 25) и № 1-мс (п. 1.10 разд. ІІІ НП(С)БУ 25). Раньше было указано, что в этой строке отражаются в том числе «сумма долгосрочной задолженности предприятия по обязательствам относительно привлечения заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты». Сейчас слова «на которые начисляются проценты» из этой фразы убрали. Видимо, Минфин справедливо посчитал, что небанковские займы могут быть как процентными, так и беспроцентными и все они должны отражаться в строке 1595. Но! И до внесения этих изменений никто не мешал предприятиям отражать беспроцентные займы в этой строке, поскольку в ней помимо процентных кредитов банков и займов могли отражаться абсолютно все «прочие долгосрочные обязательства».
3. Внесены изменения в формы финансовой отчетности малых предприятий (формы № 1-м, № 2-м) и микропредприятий (формы № 1-мс, № 2-мс). Суть изменений такова:
Внимание! Финотчетность по измененным формам и измененным правилам следует подавать начиная с отчетности за 2020 год! Относительно отражения в форме № 1-мс задолженности участников по взносам в УК (в т. ч. заполнения новой стр. 1425): мы считаем, что по новым правилам следует заполнить не только графу 4 (данные на конец года), но и графу 3 (данные на начало года) для сопоставимости показателей финотчетности.
Изменения в П(С)БУ 17 «Налог на прибыль»
Суммы ОНА и ОНО не дисконтируются! При отражении в балансе по форме № 1 отсроченных налоговых активов (стр. 1045 актива) и отсроченных налоговых обязательств (стр. 1500 пассива) предприятия задавались вопросом, нужно ли дисконтировать данные статьи? Ведь они находятся в разделе необоротных (а значит, долгосрочных) активов и долгосрочных обязательств соответственно. И вот изменениями, внесенными в абзац второй п. 14 П(С)БУ 17, Минфин четко ответил: эти статьи не дисконтируются и отражаются в баланса по недисконтированной сумме, которая подлежит возмещению или уплате.
Напоминаем! Предприятия, которые составляют финотчетность по правилам НП(С)БУ 25, не применяют П(С)БУ 17 и отражают налог на прибыль в сумме, фактически начисленной за отчетный период (п. 5.8 разд. ІІ, п. 2.6 разд. ІІІ НП(С)БУ 25).
Как мы знаем, в текстах многих П(С)БУ и Инструкции № 291 делаются отсылки к другим П(С)БУ. И при этом бывало, что в отсылке название П(С)БУ указывалось неправильно. Или название П(С)БУ менялось, но в отсылке к нему из другого стандарта оставалось старое название. В Приказе № 588 Минфин постарался отследить и исправить все такие ситуации, а именно:
во втором абзаце описания счета 96 в Инструкции № 291 исправлено приведенное в нем название П(С)БУ 12 (с неправильного «Инвестиции» на правильное «Финансовые инвестиции»);
в п. 11 П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов» исправлено приведенное в нем название П(С)БУ 22 (П(С)БУ 22 называется «Влияние инфляции», а не «Влияние цен и инфляции», как было указано в п. 11 П(С)БУ 21);
в п. 2 приказа Минфина от 19.05.05 г. № 412, которым утверждено П(С)БУ 29 «Финансовая отчетность по сегментам», исправлено название П(С)БУ 27 (со старого «Прекращаемая деятельность» на новое «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность»). А в п. 2 самого П(С)БУ 29 уточнено, что этот стандарт, в частности, не применяют те предприятия, которые согласно Закону № 996 являются микропредприятиями, малыми предприятиями, непредпринимательскими обществами, предприятиями, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов согласно налоговому законодательству.
И наконец, чтобы уж совсем все было четко, в п. 1.7 разд. ІІІ Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879, где идет речь об инвентаризации основных средств, Минфин изменил термин «инвентаризационные номера» на более правильную формулировку – «инвентарные номера».
С 01.01.21 г. планируется внести изменения в бухгалтерский учет аренды, прежде всего финансовой. Соответствующий проект приказа Минфина 28.10.20 г. размещен для обсуждения на сайте Минфина https://mof.gov.ua в разделе «Законодавство»/«Проекти нормативно-правових актів»/«Проекти нормативно-правових актів у 2020 р.».
Так, НП(С)БУ 14 «Аренда» будет полностью изложено в новой редакции! В этой новой редакции Минфин постарался максимально сблизить нормы НП(С)БУ 14 с нормами МСФО. В частности, в НП(С)БУ 14 будут введены понятия «валовая инвестиция в аренду» и «чистая инвестиция в аренду», которые содержатся в МСФО 16 «Аренда» и в МСФО для малых и средних предприятий. Именно с использованием этих понятий будут сформулированы правила учета и составления финотчетности финансовой аренды, изложенные в разд. ІІІ «Учет аренды у арендодателя» новой редакции НП(С)БУ 14. Заметим, что в целом новый порядок очень близок к тому, что есть сейчас, но в некоторых нюансах придется разобраться. Подробнее мы остановимся на этих изменениях позднее, когда они будут приняты.
Также в этом проекте Минфин планирует внести еще и ряд технических изменений, связанных с арендой, а именно:
будет исключено такое понятие как «право на аренду помещений» (соответствующие изменения будут внесены в п. 5 НП(С)БУ 8 «Нематериальные активы» и абзац тринадцатый описания счета 12 «Нематериальные активы» в Инструкции № 291);
будут внесены уточнения в «арендную» терминологию. Они вызваны тем, что в бухгалтерском учете нет понятия «лизинг», а есть только понятие «аренда» (причем используются термины «финансовая аренда» и «операционная аренда»). Так, в Инструкции № 291:
Главное, что нужно знать сейчас об этих планируемых изменениях – это то, что они в любом случае заработают не ранее 01.01.21 г. (а может быть, и позже, это зависит от того, когда будет утвержден, зарегистрирован в Минюсте и опубликован данный проект приказа)! А значит, финотчетность за 2020 год все предприятия, применяющие НП(С)БУ, должны будут составить по старым правилам, без учета данных изменений!