Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как заполнить Отчет об использовании доходов неприбыльной организации, если гуманитарная помощь остается в этой организации

31.05.2024

Согласно статье 1 Закона от 22.10.1999 № 1192-XIV «О гуманитарной помощи» (далее – Закон № 1192) гуманитарная помощь – целевая адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, или в виде выполнения работ, предоставления услуг, предоставляемых иностранными и отечественными донорами из мотивов  гуманности получателям гуманитарной помощи в Украине или за рубежом, нуждающимся в помощи в связи с социальной незащищенностью, материальной необеспеченностью, затруднительным финансовым положением, введением военного или чрезвычайного положения, возникновением чрезвычайной ситуации или тяжелой болезнью конкретного физического лица, а также для подготовки к вооруженной защите государства и его защиты в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта.

Частью 1 ст. 3 Закона № 1192 определено, что основанием для начала процедуры признания помощи гуманитарной является письменное предложение донора о ее предоставлении.

Основанием для осуществления гуманитарной помощи в Украине является письменное согласие получателя гуманитарной помощи на ее получение. Получатель гуманитарной помощи имеет те же права на ее использование, что и приобретатель гуманитарной помощи (ч. 2 ст. 3 Закона № 1192).

Признание товаров (работ, услуг) гуманитарной помощью осуществляется специально уполномоченными государственными органами по гуманитарной помощи в каждом конкретном случае с учетом особенностей, определенных ст. 6 Закона № 1192.

В соответствии со ст. 1 Закона № 1192 получателями гуманитарной помощи являются юридические лица, а также аккредитованные представительства иностранных государств, международных и иностранных гуманитарных организаций в Украине (без создания юридического лица), определенные в установленном КМУ порядке получателями гуманитарной помощи:

  • общественные объединения, в том числе общественные объединения ветеранов войны, общественные объединения лиц с инвалидностью, предприятия и организации, основанные ими и созданные в порядке, определенном Законом от 22.03.2012 № 4572-VI «Об общественных объединениях», – для осуществления их уставной деятельности без цели извлечения прибыли;
  • неприбыльные государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации и органы местного самоуправления;
  • центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской защиты, и/или другой уполномоченный центральный орган исполнительной власти – для обеспечения сил гражданской защиты, подчиненных таким органам;
  • Общество Красного Креста Украины и его областные и местные организации со статусом юридического лица, через которые это общество осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Общества Красного Креста Украины и Закона от 28.11.2002 № 330-IV «Об Обществе Красного Креста Украины»;
  • благотворительные организации, образованные в порядке, определенном Законом от 05.06.2012 № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
  • религиозные организации, зарегистрированные в порядке, определенном Законом от 23.04.1991 № 987-XII «О свободе совести и религиозных организациях»;
  • учреждения, предприятия, заведения независимо от формы собственности, осуществляющие реабилитацию лиц с инвалидностью и детей с инвалидностью в соответствии с государственными социальными нормативами в сфере реабилитации, предоставлятели социальных услуг, внесенные в Реестр предоставителей и получателей социальных услуг;
  • предоставители медицинских и/или реабилитационных услуг независимо от формы собственности, заключившие договор о медицинском обслуживании населения с центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения, учреждения здравоохранения, относящиеся к сфере управления субъектов сектора безопасности и обороны;
  • обособленные подразделения иностранных неправительственных организаций, аккредитованные в Украине;
  • представительства международных межправительственных организаций в Украине (без создания юридического лица);
  • дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств на Украине.

Приобретателями гуманитарной помощи являются физические и юридические лица, нуждающиеся в помощи и которым она непосредственно предоставляется. Приобретатели гуманитарной помощи со статусом юридического лица определяются в соответствии с пп. «а», «б», «в», «г», «г», «д», «е», «е» п. 5 ст. 1 Закона № 1192.

Указанные юридические лица могут быть отнесены к неприбыльным организациям, не являющимся плательщиками налога на прибыль предприятий при условии, что такие организации отвечают требованиям п. 133.4 Налогового кодекса (далее – НК).

При этом в соответствии с абзацем первым пп. 133.4.2 НК доходы (прибыль) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.

В то же время ст. 11 Закона № 1192 установлено, что бухгалтерский учет гуманитарной помощи и соответствующая отчетность осуществляется получателями гуманитарной помощи и приобретателями гуманитарной помощи (юридическими лицами) в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику. В случае отсутствия учета получения и целевого использования гуманитарной помощи она считается использованной не по целевому назначению.

Получатель гуманитарной помощи и приобретатель гуманитарной помощи (юридическое лицо) ежемесячно в установленном порядке подают в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по вопросам гуманитарной помощи отчеты о наличии и распределении гуманитарной помощи до полного использования всего объема полученной гуманитарной помощи.

Кроме того, в соответствии с требованиями абзаца девятого п. 46.2 НК неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные п. 133.4 НК, подают Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, и годовую финансовую отчетность.

Форма Отчета утверждена приказом Минфина от 17.06.2016 № 553 (в редакции приказа Минфина от 28.04.2017 № 469).

Приложение ГД к строкам 1.6.2 ГД, 2.4.2 ГД и 3.1 ГД Отчета подают неприбыльные организации, являющиеся как получателями гуманитарной помощи, определенные в установленном КМУ порядке, так и неприбыльные организации – приобретатели гуманитарной помощи.

В случае получения гуманитарной помощи и если по целевому назначению гуманитарная помощь остается у неприбыльной организации (получателя или приобретателя), то неприбыльная организация (получатель или приобретатель) такую гуманитарную помощь отражает:

  • в графах 2–9 разд. ІІ «Отримано гуманітарну допомогу за звітний (податковий) рік» приложения ГД к Отчету. При этом суммарное значение стоимости полученной гуманитарной помощи, отражаемое в графе 9 «Вартість гуманітарної допомоги», переносится в строку 1.6.2 ГД «гуманітарна допомога» основной части Отчета.

При этом следует отметить, что приобретателем графы 10–12 приложения ГД к Отчету относительно данных таможенной декларации, по которой был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Украины, не заполняются;

  • в графах 2–9 разд. ІІІ «Розподілено гуманітарну допомогу за цільовим призначенням за звітний (податковий) рік» приложения ГД к Отчету с указанием, в частности, наименования и количества фактически распределенной (использованной) гуманитарной помощи и т. п. Суммарное значение показателей графы 8 «Вартість гуманітарної допомоги» переносится в строку 2.4.2 ГД «гуманітарна допомога» основной части Отчета.

При этом приобретателем графа 9 относительно даты и номера акта передачи гуманитарной помощи не заполняется.

Наряду с этим отмечаем, что указанный раздел заполняется получателем также в случае, если получатель оставляет гуманитарную помощь по целевому назначению на свои нужды.

Если получатель планирует оказать гуманитарную помощь предоставителю в последующих отчетных периодах, то в таком случае разд. ІІІ приложения ГД к Отчету не заполняется;

  • в графах 2–7 разд. V «Залишок нерозподіленої гуманітарної допомоги на кінець звітного (податкового) року» приложения ГД к Отчету. Значения показателей разд. V должны быть равны положительному значению соответствующих граф этого раздела, рассчитанных по формуле разд. II – (разд. III + разд. IV). Указанный раздел заполняется при наличии остатка нераспределенной гуманитарной помощи на конец отчетного (налогового) года.

Также следует отметить, что показатели разд. V приложения ГД к Отчету за отчетный (налоговый) период переносится в разд. I «Залишок нерозподіленої гуманітарної допомоги на початок звітного (податкового) року» приложения ГД к Отчету за следующий отчетный (налоговый) период.

Раздел IV «Гуманітарна допомога, використана не за цільовим призначенням, за звітний (податковий) рік» приложения ГД к Отчету заполняется в случае распределения гуманитарной помощи не по целевому назначению или в случае отсутствия бухгалтерского учета получения и целевого использования гуманитарной помощи с отражением информации в графах 2–7. Суммарное значение характеристик графы 7 переносится в строку 3.1 ГД основной части Отчета.

При подаче Отчета в контролирующие органы необходимо предоставить дополнение, предусмотренное п. 46.4 НК с соответствующим пояснением относительно заполнения приложения ГД к Отчету, которое может быть составлено по произвольной форме, с указанием факта подачи такого дополнения в специально отведенном месте Отчета.

ГУ ГНС в Ивано-Франковской области


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
14.02.2025
Изменения в законодательстве с 10 по 14 февраля 2025 года
Кабмин утвердил изменения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней Внесены изменения в постановление КМУ от 14.04.1997 № 346 «Об утверждении Порядка предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней рук...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
12.05.2025
Обложение НДФЛ стоимости подарков работнику и гиг-специалисту от резидента Дія Сіті
Является ли объектом обложения НДФЛ стоимость подарков работнику и гиг-специалисту от резидента Дія Сіті? Больше по теме: Резиденты Дія Сіті: налогообложение доходов специалистов Отношения резидента Дія Сіті с работниками и исполнителями гиг-контрактов Является ли объектом обложения НДФЛ стоимость...
12.05.2025
Особенности корректировки финрезультата до налогообложения при списании (прощении) денежной и/или товарной дебиторской задолженности
Должен ли плательщик налога на прибыль осуществить одновременно корректировку финансового результата до налогообложения на две налоговые разницы согласно п. 139.2 и пп. 140.5.10 НК при списании (прощении) денежной и/или товарной дебиторской задолженности? Больше по теме: Списание безнадежной задолж...
12.05.2025
В ЕГР компании впервые получили отметку о непрозрачной структуре собственности
15 компаний с непрозрачной структурой собственности в настоящее время зафиксированы в Едином государственном реестре. Больше по теме: Сведения о бенефициарах и структура собственности: когда подавать 15 компаний с непрозрачной структурой собственности в настоящее время зафиксированы в Едином госуда...
Лучшие материалы