Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как заполнить Отчет об использовании доходов неприбыльной организации, если гуманитарная помощь остается в этой организации

31.05.2024

Согласно статье 1 Закона от 22.10.1999 № 1192-XIV «О гуманитарной помощи» (далее – Закон № 1192) гуманитарная помощь – целевая адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, или в виде выполнения работ, предоставления услуг, предоставляемых иностранными и отечественными донорами из мотивов  гуманности получателям гуманитарной помощи в Украине или за рубежом, нуждающимся в помощи в связи с социальной незащищенностью, материальной необеспеченностью, затруднительным финансовым положением, введением военного или чрезвычайного положения, возникновением чрезвычайной ситуации или тяжелой болезнью конкретного физического лица, а также для подготовки к вооруженной защите государства и его защиты в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта.

Частью 1 ст. 3 Закона № 1192 определено, что основанием для начала процедуры признания помощи гуманитарной является письменное предложение донора о ее предоставлении.

Основанием для осуществления гуманитарной помощи в Украине является письменное согласие получателя гуманитарной помощи на ее получение. Получатель гуманитарной помощи имеет те же права на ее использование, что и приобретатель гуманитарной помощи (ч. 2 ст. 3 Закона № 1192).

Признание товаров (работ, услуг) гуманитарной помощью осуществляется специально уполномоченными государственными органами по гуманитарной помощи в каждом конкретном случае с учетом особенностей, определенных ст. 6 Закона № 1192.

В соответствии со ст. 1 Закона № 1192 получателями гуманитарной помощи являются юридические лица, а также аккредитованные представительства иностранных государств, международных и иностранных гуманитарных организаций в Украине (без создания юридического лица), определенные в установленном КМУ порядке получателями гуманитарной помощи:

  • общественные объединения, в том числе общественные объединения ветеранов войны, общественные объединения лиц с инвалидностью, предприятия и организации, основанные ими и созданные в порядке, определенном Законом от 22.03.2012 № 4572-VI «Об общественных объединениях», – для осуществления их уставной деятельности без цели извлечения прибыли;
  • неприбыльные государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации и органы местного самоуправления;
  • центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской защиты, и/или другой уполномоченный центральный орган исполнительной власти – для обеспечения сил гражданской защиты, подчиненных таким органам;
  • Общество Красного Креста Украины и его областные и местные организации со статусом юридического лица, через которые это общество осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Общества Красного Креста Украины и Закона от 28.11.2002 № 330-IV «Об Обществе Красного Креста Украины»;
  • благотворительные организации, образованные в порядке, определенном Законом от 05.06.2012 № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
  • религиозные организации, зарегистрированные в порядке, определенном Законом от 23.04.1991 № 987-XII «О свободе совести и религиозных организациях»;
  • учреждения, предприятия, заведения независимо от формы собственности, осуществляющие реабилитацию лиц с инвалидностью и детей с инвалидностью в соответствии с государственными социальными нормативами в сфере реабилитации, предоставлятели социальных услуг, внесенные в Реестр предоставителей и получателей социальных услуг;
  • предоставители медицинских и/или реабилитационных услуг независимо от формы собственности, заключившие договор о медицинском обслуживании населения с центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения, учреждения здравоохранения, относящиеся к сфере управления субъектов сектора безопасности и обороны;
  • обособленные подразделения иностранных неправительственных организаций, аккредитованные в Украине;
  • представительства международных межправительственных организаций в Украине (без создания юридического лица);
  • дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств на Украине.

Приобретателями гуманитарной помощи являются физические и юридические лица, нуждающиеся в помощи и которым она непосредственно предоставляется. Приобретатели гуманитарной помощи со статусом юридического лица определяются в соответствии с пп. «а», «б», «в», «г», «г», «д», «е», «е» п. 5 ст. 1 Закона № 1192.

Указанные юридические лица могут быть отнесены к неприбыльным организациям, не являющимся плательщиками налога на прибыль предприятий при условии, что такие организации отвечают требованиям п. 133.4 Налогового кодекса (далее – НК).

При этом в соответствии с абзацем первым пп. 133.4.2 НК доходы (прибыль) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.

В то же время ст. 11 Закона № 1192 установлено, что бухгалтерский учет гуманитарной помощи и соответствующая отчетность осуществляется получателями гуманитарной помощи и приобретателями гуманитарной помощи (юридическими лицами) в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику. В случае отсутствия учета получения и целевого использования гуманитарной помощи она считается использованной не по целевому назначению.

Получатель гуманитарной помощи и приобретатель гуманитарной помощи (юридическое лицо) ежемесячно в установленном порядке подают в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по вопросам гуманитарной помощи отчеты о наличии и распределении гуманитарной помощи до полного использования всего объема полученной гуманитарной помощи.

Кроме того, в соответствии с требованиями абзаца девятого п. 46.2 НК неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные п. 133.4 НК, подают Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, и годовую финансовую отчетность.

Форма Отчета утверждена приказом Минфина от 17.06.2016 № 553 (в редакции приказа Минфина от 28.04.2017 № 469).

Приложение ГД к строкам 1.6.2 ГД, 2.4.2 ГД и 3.1 ГД Отчета подают неприбыльные организации, являющиеся как получателями гуманитарной помощи, определенные в установленном КМУ порядке, так и неприбыльные организации – приобретатели гуманитарной помощи.

В случае получения гуманитарной помощи и если по целевому назначению гуманитарная помощь остается у неприбыльной организации (получателя или приобретателя), то неприбыльная организация (получатель или приобретатель) такую гуманитарную помощь отражает:

  • в графах 2–9 разд. ІІ «Отримано гуманітарну допомогу за звітний (податковий) рік» приложения ГД к Отчету. При этом суммарное значение стоимости полученной гуманитарной помощи, отражаемое в графе 9 «Вартість гуманітарної допомоги», переносится в строку 1.6.2 ГД «гуманітарна допомога» основной части Отчета.

При этом следует отметить, что приобретателем графы 10–12 приложения ГД к Отчету относительно данных таможенной декларации, по которой был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Украины, не заполняются;

  • в графах 2–9 разд. ІІІ «Розподілено гуманітарну допомогу за цільовим призначенням за звітний (податковий) рік» приложения ГД к Отчету с указанием, в частности, наименования и количества фактически распределенной (использованной) гуманитарной помощи и т. п. Суммарное значение показателей графы 8 «Вартість гуманітарної допомоги» переносится в строку 2.4.2 ГД «гуманітарна допомога» основной части Отчета.

При этом приобретателем графа 9 относительно даты и номера акта передачи гуманитарной помощи не заполняется.

Наряду с этим отмечаем, что указанный раздел заполняется получателем также в случае, если получатель оставляет гуманитарную помощь по целевому назначению на свои нужды.

Если получатель планирует оказать гуманитарную помощь предоставителю в последующих отчетных периодах, то в таком случае разд. ІІІ приложения ГД к Отчету не заполняется;

  • в графах 2–7 разд. V «Залишок нерозподіленої гуманітарної допомоги на кінець звітного (податкового) року» приложения ГД к Отчету. Значения показателей разд. V должны быть равны положительному значению соответствующих граф этого раздела, рассчитанных по формуле разд. II – (разд. III + разд. IV). Указанный раздел заполняется при наличии остатка нераспределенной гуманитарной помощи на конец отчетного (налогового) года.

Также следует отметить, что показатели разд. V приложения ГД к Отчету за отчетный (налоговый) период переносится в разд. I «Залишок нерозподіленої гуманітарної допомоги на початок звітного (податкового) року» приложения ГД к Отчету за следующий отчетный (налоговый) период.

Раздел IV «Гуманітарна допомога, використана не за цільовим призначенням, за звітний (податковий) рік» приложения ГД к Отчету заполняется в случае распределения гуманитарной помощи не по целевому назначению или в случае отсутствия бухгалтерского учета получения и целевого использования гуманитарной помощи с отражением информации в графах 2–7. Суммарное значение характеристик графы 7 переносится в строку 3.1 ГД основной части Отчета.

При подаче Отчета в контролирующие органы необходимо предоставить дополнение, предусмотренное п. 46.4 НК с соответствующим пояснением относительно заполнения приложения ГД к Отчету, которое может быть составлено по произвольной форме, с указанием факта подачи такого дополнения в специально отведенном месте Отчета.

ГУ ГНС в Ивано-Франковской области


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
14.07.2025
Особенности передачи имущества, предоставления услуг неприбыльной организацией, финансирование расходов, не связанных с реализацией цели, на период действия военного положения
На период действия правового режима военного, чрезвычайного положения не считается нарушением передача имущества, предоставление услуг неприбыльной организацией, использование доходов (прибылей) неприбыльной организации для финансирования расходов, не связанных с реализацией цели (целей, задач)...
14.07.2025
Можно ли применять суммированный учет рабочего времени для работников-совместителей
Может ли применяться суммированный учет рабочего времени для работников-совместителей? Больше по теме: Суммированный учет рабочего времени: ответы на вопросы Может ли применяться суммированный учет рабочего времени для работников-совместителей?  Нет. По одному трудовому договору работник-совм...
14.07.2025
Как проверить подлинность извлечения из решения экспертной команды по оцениванию повседневного функционирования
Извлечение, заверенное электронной печатью Минздрава, считается удостоверенным должным образом. Больше по теме: Подтверждение инвалидности: новые правила, о которых надо знать работодателям Кто удостоверяет извлечение из решения экспертной команды по оценке повседневного функционирования лица и как...
Лучшие материалы