Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как правильно оформить работника

04.09.2020

Нанимать работников могут компании, частные предприниматели, а также физические лица, которые берут на работу поваров, нянь, водителей и т. д. При этом все они становятся работодателями и должны соблюдать трудовое законодательство. Рассказываем обо всех тонкостях оформления работников.

Когда нужно заключать трудовой договор?

Часто работодатели заключают с работниками гражданско-правовые соглашения, а не трудовые. Однако тут вы не можете сами выбирать варианты. В отношениях работник — работодатель всегда заключается трудовой договор. Гражданско-правовое соглашение о предоставлении услуг заключается в случае сотрудничества с независимым подрядчиком или лицом, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, то есть занимается предпринимательством, бизнесом.

Как правило, человек является работником, если:

  • вы назначаете его на должность с определенными обязанностями, определяете режим работы и рабочее время;
  • вы контролируете, как, когда и где он выполняет работу;
  • вы платите фиксированную почасовую, еженедельную или ежемесячную зарплату;
  • вы платите за процесс работы, а не за ее результат;
  • вы предоставляете материалы и оборудование для выполнения работы;
  • вы предоставляете выходные дни и оплачиваемые отпуска и т. д.

Отличаются ли правила оформления работников для юридических лиц, физических лиц или частных предпринимателей (ФЛП)?

Порядок оформления трудовых отношений с наемными работниками является одинаковым для всех работодателей. Он включает в себя три основных шага:

  • заключение трудового договора;
  • оформление приказа (или распоряжения для ФЛП) о принятии на работу;
  • уведомление Государственной налоговой службы.

Какие документы должен предоставить работник?

Для заключения трудового договора работник должен предоставить:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальный налоговый номер;
  • трудовую книжку (при наличии).

Если это необходимо для работы, вы можете попросить предоставить документы об образовании, справку о состоянии здоровья и т. д.

Помните! Запрещено требовать от работников сведения об их партийной и национальной принадлежности, происхождении, регистрации места проживания или пребывания.

Обязательно ли заключать письменный трудовой договор?

Трудовой договор можно заключить в устной или письменной форме.

Письменная форма обязательна:

  • если на этом настаивает работник;
  • при организованном наборе работников;
  • при работе в районах с особыми природными условиями и высоким риском для здоровья (например, радиоактивно загрязненная территория);
  • при заключении контракта;
  • при заключении договора с несовершеннолетними;
  • если работодатель является частным предпринимателем или физическим лицом;
  • для работников религиозных организаций;
  • для работников, проходящих альтернативную службу;
  • для работников, принимающих участие в общественных работах;
  • для работников фермерских хозяйств;
  • при заключении договора про дистанционную (надомную) работу;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

В других случаях вы можете заключить устный договор. Для этого работнику необходимо написать заявление о приеме на работу на имя руководителя. В свою очередь, руководитель ставит на заявлении свое решение.

По какой форме заключается трудовой договор?

Если вы физическое лицо или частный предприниматель, вы должны использовать утвержденную форму.

Если вы юридическое лицо, можете использовать произвольную форму договора, указав:

  • трудовые обязанности работника;
  • режим работы и отдыха;
  • льготы, гарантии, компенсации;
  • условия оплаты труда и условия премирования;
  • доплаты, надбавки и другое.

Трудовой договор может быть:

  • бессрочным;
  • на определенный срок;
  • на время выполнения определенной работы.

После заключения трудового договора вы должны выдать приказ или распоряжение о приеме работника на работу. Смотрите типовую форму приказа.

Что делать после заключения договора?

Вам необходимо уведомить Государственную налоговую службу Украины о приеме работника на работу.

Помните:

  • уведомление подается до начала работы работника согласно утвержденной форме;
  • это делает собственник бизнеса, уполномоченное им лицо или физическое лицо по месту их учета в качестве плательщиков Единого социального взноса (ЕСВ);
  • уведомление можно подать в электронной или бумажной (если не более пяти работников) форме;
  • предоставленную информацию вносят в реестр страхователей и реестр застрахованных лиц.

Важно! С 2015 года физические лица и частные предприниматели не регистрируют трудовые договоры в Государственной службе занятости. Они самостоятельно нумеруют договоры и делают записи в трудовой книжке.

dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Правительство предлагает расширить категории граждан, имеющих право на отсрочку Гоструда будет проверять работодателей на предмет моббинга: законопроект подписан ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.06.2025 Какие налоги плани...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
11.07.2025
Что делать при обнаружении ошибок в данных после автоматической постановки на воинский учет
Автоматическая постановка на воинский учет экономит время военнообязанным, поскольку им не нужно стоять в очередях, собирать бумаги и проходить военно-врачебную комиссию. Больше по теме: По дороге на работу работника забрали в ТЦК: действия работодателя В Украине действует механизм, позволяющи...
11.07.2025
Выплата неприбыльной организацией матпомощи, пособия на лечение, предоставление займов: исключат ли за это из Реестра
Рассмотрим, является ли основанием для исключения неприбыльной организации из Реестра неприбыльных учреждений и организаций предоставление своим учредителям (участникам), членам такой организации, работникам материальной помощи или осуществление выплаты на нужды участников (лечение, предоставление з...
11.07.2025
Письмо ПФУ: Об учете больничных к выплатам забронированных работников
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ   ЛИСТ   від 27.06.2025 р. № 2800-060202-8/42767   (Витяг)   Пенсійний фонд України, розглянувши ваше звернення [...], повідомляє.     Статтею 20 розділу V Закону України від 08.07.2010 № 2464-VI "Про збір та облік єдиного внеску на з...
Лучшие материалы