Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как правильно оформить работника

04.09.2020

Нанимать работников могут компании, частные предприниматели, а также физические лица, которые берут на работу поваров, нянь, водителей и т. д. При этом все они становятся работодателями и должны соблюдать трудовое законодательство. Рассказываем обо всех тонкостях оформления работников.

Когда нужно заключать трудовой договор?

Часто работодатели заключают с работниками гражданско-правовые соглашения, а не трудовые. Однако тут вы не можете сами выбирать варианты. В отношениях работник — работодатель всегда заключается трудовой договор. Гражданско-правовое соглашение о предоставлении услуг заключается в случае сотрудничества с независимым подрядчиком или лицом, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, то есть занимается предпринимательством, бизнесом.

Как правило, человек является работником, если:

  • вы назначаете его на должность с определенными обязанностями, определяете режим работы и рабочее время;
  • вы контролируете, как, когда и где он выполняет работу;
  • вы платите фиксированную почасовую, еженедельную или ежемесячную зарплату;
  • вы платите за процесс работы, а не за ее результат;
  • вы предоставляете материалы и оборудование для выполнения работы;
  • вы предоставляете выходные дни и оплачиваемые отпуска и т. д.

Отличаются ли правила оформления работников для юридических лиц, физических лиц или частных предпринимателей (ФЛП)?

Порядок оформления трудовых отношений с наемными работниками является одинаковым для всех работодателей. Он включает в себя три основных шага:

  • заключение трудового договора;
  • оформление приказа (или распоряжения для ФЛП) о принятии на работу;
  • уведомление Государственной налоговой службы.

Какие документы должен предоставить работник?

Для заключения трудового договора работник должен предоставить:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальный налоговый номер;
  • трудовую книжку (при наличии).

Если это необходимо для работы, вы можете попросить предоставить документы об образовании, справку о состоянии здоровья и т. д.

Помните! Запрещено требовать от работников сведения об их партийной и национальной принадлежности, происхождении, регистрации места проживания или пребывания.

Обязательно ли заключать письменный трудовой договор?

Трудовой договор можно заключить в устной или письменной форме.

Письменная форма обязательна:

  • если на этом настаивает работник;
  • при организованном наборе работников;
  • при работе в районах с особыми природными условиями и высоким риском для здоровья (например, радиоактивно загрязненная территория);
  • при заключении контракта;
  • при заключении договора с несовершеннолетними;
  • если работодатель является частным предпринимателем или физическим лицом;
  • для работников религиозных организаций;
  • для работников, проходящих альтернативную службу;
  • для работников, принимающих участие в общественных работах;
  • для работников фермерских хозяйств;
  • при заключении договора про дистанционную (надомную) работу;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

В других случаях вы можете заключить устный договор. Для этого работнику необходимо написать заявление о приеме на работу на имя руководителя. В свою очередь, руководитель ставит на заявлении свое решение.

По какой форме заключается трудовой договор?

Если вы физическое лицо или частный предприниматель, вы должны использовать утвержденную форму.

Если вы юридическое лицо, можете использовать произвольную форму договора, указав:

  • трудовые обязанности работника;
  • режим работы и отдыха;
  • льготы, гарантии, компенсации;
  • условия оплаты труда и условия премирования;
  • доплаты, надбавки и другое.

Трудовой договор может быть:

  • бессрочным;
  • на определенный срок;
  • на время выполнения определенной работы.

После заключения трудового договора вы должны выдать приказ или распоряжение о приеме работника на работу. Смотрите типовую форму приказа.

Что делать после заключения договора?

Вам необходимо уведомить Государственную налоговую службу Украины о приеме работника на работу.

Помните:

  • уведомление подается до начала работы работника согласно утвержденной форме;
  • это делает собственник бизнеса, уполномоченное им лицо или физическое лицо по месту их учета в качестве плательщиков Единого социального взноса (ЕСВ);
  • уведомление можно подать в электронной или бумажной (если не более пяти работников) форме;
  • предоставленную информацию вносят в реестр страхователей и реестр застрахованных лиц.

Важно! С 2015 года физические лица и частные предприниматели не регистрируют трудовые договоры в Государственной службе занятости. Они самостоятельно нумеруют договоры и делают записи в трудовой книжке.

dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
11.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Минфин отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 30.10.2025 Президент подписал Закон о бронировании работников с проблемными ВУД Принят Закон об обосновании выдачи листков нетрудоспособности Верховная Рада приняла за основу законопроект ...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
13.11.2025
Обзор судебной практики по обеспечению иска в хозяйственном и гражданском судопроизводстве
Обзор доступен в удобном для поиска формате «вопрос – ответ» по темам и типам соответствующих мер, что обеспечивает эффективное использование в практической работе и обучении. Больше по теме: Налоговые риски по учету транспортно-заготовительных расходов: анализ судебной практики ...
13.11.2025
Нотариальное удостоверение верности копий документов и извлечений из них
Удостоверение верности копии документа или извлечения из него – это процедура, подтверждающая, что они соответствуют оригиналу или его части. Рассмотрим удостоверение подробнее. Больше по теме: Расходы на услуги нотариуса при покупке сельхозземли: как отразить в учете предприятия Приобретени...
13.11.2025
Электронный кредитный договор имеет юридическую силу собственноручной подписи
Граждане часто заключают договоры через интернет-сайты финансовых компаний, не ознакомившись полностью с их условиями. Будьте внимательны при заключенни договоров. Детали – ниже. Больше по теме: Торговая марка: правила и нюансы заключения лицензионного договора Доверенность на право заключен...
Лучшие материалы