Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как обеспечивается выполнение административных актов

Разъяснение
21.05.2025

Административный акт вступает в силу в отношении участника административного производства со дня доведения его до сведения соответствующего лица, если иной срок вступления его в силу не предусмотрен законом или самим административным актом. Однако способы исполнения таких актов могут отличаться в зависимости от их характера. Благоприятствующие административные акты обычно выполняются добровольно, тогда как обременяющие – административные решения, которые налагают на физических или юридических лиц определенные обязанности – могут требовать принудительных мер воздействия.

Закон от 17.02.2022 № 2073-IX «Об административной процедуре» (далее – Закон № 2073) предусматривает, что исполнение административного акта может быть обеспечено административным органом путем применения мер воздействия.

Меры воздействия – это правовые рычаги воздействия на обязанных лиц (адресатов административного акта), которые позволяют обеспечить принудительное исполнение административного акта, то есть дают возможность достичь цели, поставленной урегулированием дела с его помощью.

Закон предусматривает три основных вида таких мер

1. Выполнение действий за счет обязанного лица.

Если лицо не выполняет требования административного акта, административный орган может самостоятельно выполнить необходимые действия или привлечь третью сторону для их выполнения. В таком случае расходы на исполнение возлагаются на обязанное лицо.

Это возможно только в случаях, когда действия, связанные с исполнением административного акта, не требуют непосредственного участия обязанного лица. Например, снос незаконно построенных сооружений, который может быть осуществлен другими лицами по поручению административного органа.

В таких случаях административный орган вправе потребовать полного возмещения расходов от обязанного лица.

2. Денежное взыскание.

В ситуациях, когда возложенные на лицо обязательства могут быть исполнены только лично обязанным лицом, и оно сознательно не выполняет эти обязательства в установленный срок, административный орган может наложить денежное взыскание.

Денежное взыскание преследует цель не наказания обязанного лица, а стимулирования исполнения возложенного на него обязательства или воздержания от действий. Если лицо продолжает уклоняться от его исполнения, размер денежного взыскания может быть удвоен.

Размер денежного взыскания варьируется от 70 до 530 не облагаемых налогом минимумов для физических лиц (от 1 190 до 9 010 грн) и от 175 до 1 765 не облагаемых налогом минимумов для юридических лиц (от 2 975 до 30 005 грн).

Постановление о наложении на обязанное лицо денежного взыскания является исполнительным документом и подлежит исполнению органами Государственной исполнительной службы.

3. Непосредственное влияние.

Если первые две меры не могут достичь цели административного акта или в силу объективных обстоятельств не могут быть применены, административный орган имеет право применить непосредственное влияние к обязанному лицу, если специальным законом ему предоставлены соответствующие полномочия. В случае если административному органу законом не предоставлены полномочия по применению непосредственного влияния, по его обращению административный акт исполняется другим органом, имеющим соответствующие полномочия.

Примером применения непосредственного воздействия может служить принудительное перемещение лица из аварийного здания. Также возможно использование принудительных мер во время карантина, когда ограничивается свобода передвижения или осуществляется принудительная изоляция лица.

Как применяют меры воздействия?

По общему правилу исполнение административного акта обеспечивается самим административным органом, принявшим его.

При этом мера воздействия должна соответствовать целям выполнения и осуществляться с соблюдением требований пропорциональности: орган выполнения должен выбирать именно ту меру воздействия и именно ту интенсивность его применения, которые позволяют достичь выполнения возложенных на лицо обязательств с минимальным ущербом для обязанного лица и общества.

Также закон предусматривает обязательное предупреждение обязанного лица о возможном применении принудительных мер. Это позволяет лицу выполнить административный акт добровольно и избежать принуждения.

Предупреждение должно содержать четкую информацию:

  • срок для добровольного исполнения административного акта;
  • смета расходов, которые лицо будет обязано возместить в случае принудительного исполнения. При этом отмечается, что такие расходы могут быть больше, если выполнение приведет к увеличению;
  • вид мер воздействия, которые могут быть применены, в том числе размер возможного денежного взыскания.

Предупреждение составляется в письменной форме и вручается обязанному лицу в порядке, установленном Законом № 2073 для доведения до сведения административных актов.

Обжалование мер воздействия

Обязанное лицо может подать жалобу о решении о применении меры (мер) воздействия. Такая жалоба может быть подана исключительно относительно времени, места или вида меры воздействия.

Жалоба подается в течение 5 рабочих дней со дня доведения до сведения обязанного лица решения о применении меры воздействия. Подача жалобы останавливает выполнение меры воздействия до завершения ее рассмотрения по сути.

Решение по такой жалобе принимается органом рассмотрения жалобы в течение 10 календарных дней со дня ее получения. Решение админоргана по применению меры воздействия может быть обжаловано в суде.

Минюст

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025 З 28 серпня Господарський кодекс втратить чинність: що передбачає реформа Уряд оновив порядок перетину кордону особами від 18 до 22 років Президент підписа...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
05.09.2025
С какой периодичностью обновляется информация о присоединении к «Клубу белого бизнеса»
Информация обновляется в течение 5 рабочих дней после утверждения Перечня налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Предприятие включено в «Клуб белого бизнеса»: что это означает? С какой периодичностью...
05.09.2025
Предусмотрена ли админответственность при применении финсанкций за нарушение использования РРО/ПРРО
Лица, осуществляющие расчетные операции, и должностные лица такого субъекта хозяйствования, привлекаются к административной ответственности согласно ст. 1551 КУоАП. Больше по теме: В каком размере налагается штраф за РРО-нарушения, допущенные до 01.08.2025? Спецпроект «РРО: работаем без ошиб...
05.09.2025
Особенности подачи отчетности в связи со вступлением в силу Многостороннего соглашения CbC по автоматическому обмену информацией
Рассмотрим, какие налогоплательщики впервые, за какой финансовый год и в какие сроки подают Отчет в разрезе стран международной группы компаний в связи со вступлением в силу Многостороннего соглашения CbC по автоматическому обмену информацией. Больше по теме: ТЦО-отчетность участников международной...
Лучшие материалы