Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как обеспечивается выполнение административных актов

Разъяснение
21.05.2025

Административный акт вступает в силу в отношении участника административного производства со дня доведения его до сведения соответствующего лица, если иной срок вступления его в силу не предусмотрен законом или самим административным актом. Однако способы исполнения таких актов могут отличаться в зависимости от их характера. Благоприятствующие административные акты обычно выполняются добровольно, тогда как обременяющие – административные решения, которые налагают на физических или юридических лиц определенные обязанности – могут требовать принудительных мер воздействия.

Закон от 17.02.2022 № 2073-IX «Об административной процедуре» (далее – Закон № 2073) предусматривает, что исполнение административного акта может быть обеспечено административным органом путем применения мер воздействия.

Меры воздействия – это правовые рычаги воздействия на обязанных лиц (адресатов административного акта), которые позволяют обеспечить принудительное исполнение административного акта, то есть дают возможность достичь цели, поставленной урегулированием дела с его помощью.

Закон предусматривает три основных вида таких мер

1. Выполнение действий за счет обязанного лица.

Если лицо не выполняет требования административного акта, административный орган может самостоятельно выполнить необходимые действия или привлечь третью сторону для их выполнения. В таком случае расходы на исполнение возлагаются на обязанное лицо.

Это возможно только в случаях, когда действия, связанные с исполнением административного акта, не требуют непосредственного участия обязанного лица. Например, снос незаконно построенных сооружений, который может быть осуществлен другими лицами по поручению административного органа.

В таких случаях административный орган вправе потребовать полного возмещения расходов от обязанного лица.

2. Денежное взыскание.

В ситуациях, когда возложенные на лицо обязательства могут быть исполнены только лично обязанным лицом, и оно сознательно не выполняет эти обязательства в установленный срок, административный орган может наложить денежное взыскание.

Денежное взыскание преследует цель не наказания обязанного лица, а стимулирования исполнения возложенного на него обязательства или воздержания от действий. Если лицо продолжает уклоняться от его исполнения, размер денежного взыскания может быть удвоен.

Размер денежного взыскания варьируется от 70 до 530 не облагаемых налогом минимумов для физических лиц (от 1 190 до 9 010 грн) и от 175 до 1 765 не облагаемых налогом минимумов для юридических лиц (от 2 975 до 30 005 грн).

Постановление о наложении на обязанное лицо денежного взыскания является исполнительным документом и подлежит исполнению органами Государственной исполнительной службы.

3. Непосредственное влияние.

Если первые две меры не могут достичь цели административного акта или в силу объективных обстоятельств не могут быть применены, административный орган имеет право применить непосредственное влияние к обязанному лицу, если специальным законом ему предоставлены соответствующие полномочия. В случае если административному органу законом не предоставлены полномочия по применению непосредственного влияния, по его обращению административный акт исполняется другим органом, имеющим соответствующие полномочия.

Примером применения непосредственного воздействия может служить принудительное перемещение лица из аварийного здания. Также возможно использование принудительных мер во время карантина, когда ограничивается свобода передвижения или осуществляется принудительная изоляция лица.

Как применяют меры воздействия?

По общему правилу исполнение административного акта обеспечивается самим административным органом, принявшим его.

При этом мера воздействия должна соответствовать целям выполнения и осуществляться с соблюдением требований пропорциональности: орган выполнения должен выбирать именно ту меру воздействия и именно ту интенсивность его применения, которые позволяют достичь выполнения возложенных на лицо обязательств с минимальным ущербом для обязанного лица и общества.

Также закон предусматривает обязательное предупреждение обязанного лица о возможном применении принудительных мер. Это позволяет лицу выполнить административный акт добровольно и избежать принуждения.

Предупреждение должно содержать четкую информацию:

  • срок для добровольного исполнения административного акта;
  • смета расходов, которые лицо будет обязано возместить в случае принудительного исполнения. При этом отмечается, что такие расходы могут быть больше, если выполнение приведет к увеличению;
  • вид мер воздействия, которые могут быть применены, в том числе размер возможного денежного взыскания.

Предупреждение составляется в письменной форме и вручается обязанному лицу в порядке, установленном Законом № 2073 для доведения до сведения административных актов.

Обжалование мер воздействия

Обязанное лицо может подать жалобу о решении о применении меры (мер) воздействия. Такая жалоба может быть подана исключительно относительно времени, места или вида меры воздействия.

Жалоба подается в течение 5 рабочих дней со дня доведения до сведения обязанного лица решения о применении меры воздействия. Подача жалобы останавливает выполнение меры воздействия до завершения ее рассмотрения по сути.

Решение по такой жалобе принимается органом рассмотрения жалобы в течение 10 календарных дней со дня ее получения. Решение админоргана по применению меры воздействия может быть обжаловано в суде.

Минюст

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
22.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в Порядок исчисления средней зарплаты Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников Верховная Рада одобрила в целом изменения к НК относительно квартального налогового расчета для ФЛП ГНС отвечает ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
24.07.2025
Как заполнить поле 6 заявления юрлица – плательщика ЕН третьей группы без фиксированного адреса
В графе «Область, район, населений пункт» поля 6 «Місце провадження господарської діяльності (індекс, адреса)» Заявления о применении упрощенной системы налогообложения указывается: «Надання послуг на території України» и/или «Торгівля на території України&r...
24.07.2025
Пути предотвращения типовых нарушений в сфере охраны труда
Обеспечение безопасных условий труда – одна из составляющих эффективной работы любого предприятия или учреждения. Однако, на практике, в этой сфере довольно часто допускаются нарушения, которые могут привести к несчастным случаям, в частности со смертельным исходом. Именно поэтому системный ан...
24.07.2025
Кто составляет поименные списки работников, подлежащих медосмотру
Работодатель составляет в течение месяца в четырех экземплярах поименные списки работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, по форме на бумажном и электронном носителях. Больше по теме: Обязан ли работодатель информировать ПФУ через портал электронных услуг о медосмотрах работников? ...
Лучшие материалы