Больше по теме:
В соответствии с пп. 191.1.28 Налогового кодекса (далее – НК) к функциям контролирующих органов относится, в частности, предоставление индивидуальных налоговых консультаций, информационно-справочных услуг по вопросам налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, поэтому вопросы правомерности и порядка проведения операций с гуманитарной помощью, а также порядка документального оформления ущерба и убытков, причиненного субъектам хозяйствования в результате вооруженной агрессии российской федерации, не входят в компетенцию ГНС.
Правовые, организационные, социальные основы получения, предоставления, оформления, распределения и контроля за целевым использованием гуманитарной помощи определяются в Законе от 22.10.1999 № 1192-XIV «О гуманитарной помощи» (далее – Закон № 1192).
При этом бухгалтерский учет гуманитарной помощи и соответствующая отчетность установленные в ч. 4 ст. 11 Закона № 1192, осуществляются получателями гуманитарной помощи и приобретателями гуманитарной помощи (юридическими лицами) в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, то есть Министерством финансов. В случае отсутствия учета получения и целевого использования гуманитарной помощи она считается использованной не по целевому назначению.
Пунктом 133.4 НК установлено, что не являются плательщиками налога на прибыль предприятий неприбыльные предприятия, учреждения и организации в порядке и на условиях, установленных п. 133.4 НК.
Формирование доходов и расходов, отражаемых в Отчете об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, форма которого утверждена приказом Минфина от 17.06.2016 № 553, зарегистрированным в Министерстве юстиции 07.07.2016 под № 932/29062 (в редакции приказа Минфина от 28.04.2017 № 469) (далее – Отчет), осуществляется по правилам бухгалтерского учета на основании должным образом составленных первичных документов.
Для целей налогового учета доходы, полученные неприбыльными организациями, отражаются в строках 1.1–1.11 части I Отчета, а суммы расходов (расходов) – в строках 2.1–2.6 части I Отчета. Форма Отчета предусматривает заполнение только тех показателей, которые отражают особенности деятельности неприбыльной организации в зависимости от закона, регулирующего деятельность соответствующей неприбыльной организации.
В частности, такие доходы, как поступления в виде безвозвратной финансовой помощи, добровольных пожертвований, милосердия и т. п., в том числе благотворительной и гуманитарной помощи, отражаются соответственно в строках 1.6, 1.6.1, 1.6.2 ГД, 1.6.3 части I Отчета.
Расходы неприбыльной организации в виде безвозвратной финансовой помощи, добровольных пожертвований, милосердия и т. п., в том числе, в частности, благотворительная помощь и гуманитарная помощь, отражаются соответственно в строках 2.4, 2.4.1, 2.4.2 ГД, 2.4.3 части I Отчета.
Информация об операциях с гуманитарной помощью отображается в приложении ГД к строкам 1.6.2 ГД, 2.4.2 ГД и 3.1 ГД Отчета (далее – приложение ГД к Отчету). Приложение ГД к Отчету подают неприбыльные организации, являющиеся получателями и приобретателями гуманитарной помощи.
Остаток нераспределенной гуманитарной помощи на начало отчетного (налогового) года отмечается в соответствующем разд. І приложения ГД к Отчету.
В случае получения гуманитарной помощи неприбыльная организация (получатель или приобретатель) такую гуманитарную помощь отражает, в частности:
Раздел IV «Гуманітарна допомога, використана не за цільовим призначенням, за звітний (податковий) рік» приложения ГД к Отчету заполняется при распределении гуманитарной помощи не по целевому назначению, или в случае отсутствия бухгалтерского учета получения и целевого использования гуманитарной помощи с отображением информации в графах 2–7. Суммарное значение показателей графы 7 разд. IV приложения ГД к Отчету переносится в строку 3.1 ГД части II Отчета.
При этом форма Отчета предусматривает определение налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий неприбыльной организацией в части II Отчета по операциям нецелевого использования активов, в том числе гуманитарной помощи, и не учитывает форс-мажорные обстоятельства, связанные, в частности, с уничтожением имущества во время военного положения на территории Украины.
В то же время, согласно п. 46.4 НК, если налогоплательщик считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти,который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам НК по такому налогу или сбору, он имеет право указать этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации.
При необходимости налогоплательщик может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнения к такой декларации, составленные в произвольной форме, которые будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с пояснением мотивов его представления. Налогоплательщик, подающий отчетность в электронной форме, подает такое дополнение в электронной форме.
Итак, с учетом изложенного выше, получателям (приобретателям) гуманитарной помощи, которые являются неприбыльными организациями, и утратили во время действия военного положения на территории Украины имущество в виде гуманитарной помощи в связи с вражескими обстрелами, и факт такой утраты подтвержден соответствующими документами в законодательно установленном порядке, рекомендуется отразить такие потери в разд. ІІІ «Розподілено гуманітарну допомогу за цільовим призначенням за звітний (податковий) рік» приложения ГД к Отчету с указанием в графе 9 вместо даты и номера акта передачи гуманитарной помощи реквизитов соответствующего акта об уничтожении гуманитарной помощи, составленного на основании подтверждающих документов, с предоставлением пояснений и дополнений к такому Отчету, составленных в произвольной форме, которая будет считаться неотъемлемой частью Отчета.
ОИР, категория 102.04