ФЛП – news (15-18.03.2021)
Дайджест полезных событий
Форум для малого и среднего бизнеса
С 17 по 19 марта 2021 года в Киеве проходил Форум «Украина 30. Малый и средний бизнес и государство». Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко заметил, что малый и средний бизнес играет ключевую роль в экономике Украины. Он обеспечивает 61% добавленной стоимости, 37% налоговых поступлений, 73% рабочих мест в Украине.
«Карантинная» помощь ФЛП–8 тыс. грн: быть или нет?
Правительство может возобновить все программы помощи предпринимателям, которые действовали в 2020 году, в том числе и выплаты ФЛП по 8 тыс. грн. Это будет зависеть от карантинных ограничений, применяемых в Украине. Об этом рассказалминистр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко во время пресс-конференции на форуме «Украина 30. Малый и средний бизнес и государство». В 2020 году в Украине внедрили три программы выплат бизнесу, пострадавшему из-за введения карантина.
Одна из этих программ – выплата 8 тыс. грн наемным работникам и ФЛП тех видов деятельности, которые определил Кабмин. За такой помощью обратились около 480 тыс. ФЛП и наемных работников.
Автоматическая регистрация ФЛП на портале «Дія»
Министерство цифровой трансформации Украины в апреле планирует запустить услуги автоматической регистрации ФЛП на портале «Дія», а также возможность уплаты налогов в приложении «Дія». Об этом сообщил вице-премьер-министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров на Всеукраинском форуме «Украина 30».
Образовательный курс для предпринимателей-аграриев
В национальной онлайн-школе для предпринимателей на портале «Дія.Бізнес» появился образовательный курс для предпринимателей аграрной сферы Grow Up Agro. Курс содержит практическую информацию об управлении финансами и системном менеджменте, юридических аспектах ведения агробизнеса, коммуникациях и маркетинге, управлении персоналом, сертификации и логистике, исследовании зарубежных рынков и главных аспектах успешных переговоров. В 15 видео подобраны основные рекомендации для предпринимателей, которые будут способствовать улучшению бизнес-навыков и помогут им разработать стратегию собственного развития и выйти на новый уровень.
Труд и социальная защита
Обновлен порядок предоставления «карантинной» помощи по частичной безработице
С 13 марта 2021 года действует обновленный порядок предоставления «карантинной» помощи по частичной безработице. Постановлением КМУ от 10.03.21 г. № 191 внесены изменения в Порядок предоставления и возврата средств, направленных на финансирование помощи по частичной безработице на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины в целях предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, утвержденный постановлением КМУ от 22.04.20 г. № 306, который регулирует выплату такой помощи.
В частности, на помощь по частичной безработице могут претендовать лица, получающие пенсию. ФЛП-пенсионерам помощь будет предоставляться из расчета 2/3 размера минимальной заработной платы, установленной законом.
Для ФЛП, которые являются застрахованными лицами и у которых отсутствует база начисления ЕСВ за год, предшествующий году обращения, помощь по частичной безработице на период карантина предоставляется из расчета 2/3 от среднего размера месячной базы начисления ЕСВ за 6 месяцев, предшествующих дате приостановки (сокращения) деятельности, при условии уплаты из этих сумм ЕСВ. Следовательно, новосозданные ФЛП смогут обратиться за помощью, только если они до начала приостановки деятельности уже платили ЕСВ в течение 6 месяцев.
Больничные и декретные для ФЛП за счет ФСС
Право на получение ФЛП больничных и декретных от ФСС закреплено ч. 1 ст. 19 Закона от 23.09.99 № 1105 «Об общеобязательном государственном социальном страховании». Специалисты ГУ ГНС в Луганской области разъяснили условия получения ФЛП указанных выплат: уплата ЕСВ за себя и отсутствие задолженности по уплате ЕСВ.
Основанием для выплаты больничных и декретных выплат является копия листка нетрудоспособности, заверенная учреждением здравоохранения, выдавшим его ФЛП. В графе «место работы» такого листка нужно указать, что это ФЛП, и его ФИО. Такой листок нетрудоспособности должен храниться у ФЛП.
Трудовая деятельность
Запись в трудовую книжку для ФЛП
Должен ли ФЛП делать себе запись в трудовую книжку? Какие документы следует подать для оцифровки предпринимательской деятельности?
На эти вопросы ответили специалисты ГУ ПФУ в Винницкой области. В своей консультации они сообщили, что, поскольку ФЛП не является наемным работником, а обеспечивает себя работой самостоятельно, записи о предпринимательской деятельности в своей трудовой книжке он не делает.
Для оцифровки предпринимательской деятельности ФЛП следует предоставить через персональный кабинет на веб-портале ПФУ скан-копии:
- извлечения из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований о государственной регистрация как ФЛП;
- или справки из Государственной налоговой службы об учете как субъекта предпринимательской деятельности.
Когда ГПД могут признать трудовым договором
Основным признаком, отличающим гражданско-правовые отношения от трудовых, является отсутствие процесса труда. Следовательно, целью ГПД является получение определенного материального результата (работ или услуг). Соответственно, по ГПД оплачивается не процесс труда, а его результаты, которые определяются после окончания работы и оформляются актами сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), на основании которых производится их оплата (выплата вознаграждения).
О распространенных ошибках при заключении ГПД, которые могут привести к переквалификации в трудовой, рассказали специалисты ГУ Гоструда в Кировоградской области:
- В ГПД не оговаривается количественный объем выполнения работ, что является основанием для вывода о выполнении указанных работ на постоянной основе. При заключении ГПД должны быть четко указаны объемы выполнения работ и срок, за который эти работы должны быть выполнены.
- ГПД не может заключаться на неопределенный срок. Следовательно, договор должен содержать четкие сроки предоставления результата работы (услуг). ГПД, заключенные на неопределенный срок, свидетельствуют о признаках трудовых отношений.
- За выполнение работы по ГПД исполнителю выплачивается вознаграждение, которое никоим образом не связано с минимальной заработной платой, да и с заработной платой вообще.
- Проведение инструктажа на рабочем месте при заключении ГПД также позволяет переквалифицировать гражданские отношения в трудовые. Ведь проведение такого инструктажа предусмотрено ст. 29 КЗоТ, которая регулирует именно трудовые отношения.
- Материальная ответственность в пределах заработка в условиях ГПД. Согласно ст. 132 КЗоТ такая ответственность предусмотрена только за нанесения ущерба при выполнении трудовых обязанностей.
Администрирование налогов и сборов
С 11.03.21 г. действует новый Перечень товаров на соответствие критериям рисковости для мониторинга НН/РК.
Согласно приказу ГНС от 11.03.21 г. № 277 «О внесении изменений в приказ ГНС от 03.02.2020 № 67» в новой редакции изложен Перечень кодов товаров согласно УКТ ВЭД для блокировки НН/РК. В него включены 173 позиции товаров с кодами УКТ ВЭД. Читайте подробнее.
Действуют новые формы НН и декларации по НДС.
С 12.03.21 г. вступил в силу Приказ Минфина от 01.03.21 г. № 131 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины». Утверждены изменения в обновленной декларации по НДС и приложениях к ней, а также в формах НН/РК. Отныне НН / РК содержат строки и графы, предназначенные для отображения информации о осуществляемых плательщиками НДС операций по поставке отдельных видов сельскохозяйственной продукции, подлежащих налогообложению НДС по ставке в размере 14%
Согласно разъяснениям ГНС, с 16.03.21 г. для налогоплательщиков обеспечена возможность регистрации НН / РК в ЕРНН, подлежащих составлению по операциям поставки отдельных видов сельскохозяйственной продукции, совершенных начиная с 01.03.21 р.
Читайте подробно:
Минфин утвердил налоговую накладную с новыми ставками НДС
Новая жизнь ППН с 1 января 2021 года
Первичные документы
Должно ли ФЛП – плательщик ЕН хранить первичные документы
ГУ ГНС в Одесской области информирует, что с 1 января 2021 года ФЛП ведут учет своих доходов и расходов/доходов в произвольной форме (в бумажном виде – тетради, журнале и т. п., в электронном виде – в электронной таблице в файле Excel, Word и т. п.). Это не отменяет обязанности ФЛП – плательщиков единого налога первой – третьей групп соблюдать требования п. 44.1 Налогового кодекса (далее – НК) и заполнять налоговую декларацию на основании первичных документов.
Кроме того, при заполнении налоговой декларации за отчетный период – 2020 год, ФЛП-единщики используют данные Книги учета доходов или Книги учета доходов и расходов, которые велись до 1 января 2021 года и показатели которых должны быть подтверждены первичными документами.
ФЛП – плательщики единого налога первой – третьей групп должны хранить первичные документы не менее 1095 дней со дня подачи налоговой декларации. За необеспечение хранения первичных документов могут быть применены штрафы в соответствии с п. 121.1 НК (1020 грн, а в случае повторного нарушения – вдвое больше).
РРО/ПРРО
С 15 марта 2021 года обновлен Государственный реестр РРО.
Приказом ГНС от 12.03.21 года №280 «О внесении изменений в приказ ГНС Украины от 21.12.2020 № 744» обновлен реестр РРО, который содержит перечень РРО (188 моделей), разрешенных к первичной регистрации, а также тех, первичная регистрация которых запрещена. В приказе приводится Перечень регистраторов расчетных операций, исключенных из государственного реестра РРО в 2016–2018 гг., эксплуатация которых не разрешается (7 моделей). Приказ и реестр РРО размещен на официальном веб-портале ГНС Украины.
Электронная печать для РРО (ФЛП)
ГУ ГНС в Днепропетровской области обращает внимание, что для применения РРО/ПРРО ФЛП необходимо получить электронную печать. Для этого нужно подать пакет документов, а именно:
- заполненную и подписанную Регистрационную карточку для физического лица установленного образца в двух экземплярах;
- оригинал и заверенную копию паспорта гражданина Украины (копии 1-2-й страниц (3-6-й – при наличии отметок и страницы с отметкой о регистрации местожительства), или копии с обеих сторон бесконтактного электронного носителя (при наличии паспорта гражданина Украины, изготовленного в форме ID-карты, и бумажного извлечения из Единого государственного демографического реестра (ЕГДР) об адресе регистрации местожительства или Справки о регистрации местожительства физического лица), или паспорта гражданина Украины для выезда за границу с отметкой о постоянном местожительстве в иностранном государстве;
- оригинал и заверенную копию удостоверения беженца с отметкой о регистрации местожительства или вида на постоянное (временное) местожительство с отметкой о регистрации местожительства, или копия обеих сторон бесконтактного электронного носителя (при наличии вида на постоянное (временное) местожительство, изготовленного в форме ID-карты, и бумажного извлечения из ЄГДР об адресе регистрации местожительства, или Справки о регистрации местожительства физического лица), или паспорта гражданина другой страны с отметкой о регистрации местожительства с нотариально заверенным переводом на украинский язык;
- оригинал и заверенную копию документа о смене фамилии заявителя, выданного соответствующим государственным органом (если в поданных документах есть несоответствие фамилии);
- оригинал и заверенную копию справки о взятии на учет внутренне-перемещенного лица (для граждан, относящихся к этой категории лиц);
- заверенную копию регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационного номера). При наличии в паспорте гражданина Украины регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика вместо копии карточки налогоплательщика может быть предоставлена копия страницы паспорта гражданина Украины с соответствующей отметкой.
Если по религиозным убеждениям физлицо отказалось от регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, дополнительно предоставляется копия страницы паспорта с отметкой о таком отказе.
Отметка о засвидетельствовании копии документа состоит из слов «Согласно оригиналу», личной подписи, инициалов и фамилии, даты засвидетельствования копии. Использование факсимильной подписи на документах, предоставляемых при регистрации, и для заверки документов не допускается.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 1