Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

5 аспектов соблюдения квот по трудоустройству определенной категории лиц

17.02.2022

Ключевой гарантией обеспечения прав неконкурентоспособных на рынке труда граждан является установление квот на трудоустройство лиц, относящихся к соответствующей категории. Основные аспекты регулирования этого механизма закреплены в Законе Украины «О занятости населения» (далее – Закон о занятости) и разработанном в соответствии с ним Порядке предоставления работодателями Государственной службе занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, утв. приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 № 271 (далее – Порядок № 271).

1. Законом определен круг лиц, пользующихся квотами на трудоустройство

Как следует из статьи 14 Закона о занятости, к категориям граждан, имеющим дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в частности, относятся:

  • один из родителей или лицо, которое их заменяет и: - имеет на иждивении ребенка (детей) в возрасте до шести лет; - воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью; - содержит без одного из супругов лицо с инвалидностью с детства (независимо от возраста) и/или лицо с инвалидностью I группы (независимо от причины инвалидности) (п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона);
  • дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, лица, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или заменяющего их могут, в виде исключения, приниматься на работу (п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона). );
  • лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения (п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона);
  • молодежь, которая закончила или прекратила обучение в заведениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального высшего и высшего образования, уволилась из срочной военной или альтернативной (невоенной) службы, военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период (в течение) шести месяцев после окончания или прекращения обучения или службы) и впервые принимаемого на работу (п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона);
  • лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» осталось 10 и менее лет (п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона);
  • лица, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, в виде исключения, приниматься на работу (п. 7 ч. 1 ст. 14 Закона);
  • участники боевых действий, указанные в пунктах 19-21 части первой статьи 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (п. 8 ч. 1 ст. 14 Закона).

Принадлежность граждан к указанным категориям и действие квоты в течение соответствующего периода подтверждаются документами, указанными в пункте 3.2 Порядка №271.

2. Обязанности по трудоустройству в счет квоты распространяется на определенный круг работодателей

Для трудоустройства лиц, указанных в пунктах 1-5, 7-8 части первой 14 Закона о занятости, устанавливается квота в размере 5% среднесписочной численности штатных работников за предыдущий календарный год предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 человек. Для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет, устанавливается квота в размере не менее одного человека в среднесписочной численности штатных работников предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников от 8 до 20 человек.

Работодатели самостоятельно рассчитывают квоты с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и принадлежат к неконкурентоспособным на рынке труда, и обеспечивают их трудоустройство самостоятельно. Среднесписочная численность штатных работников рассчитывается в соответствии с Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата № 286. на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет и работала в отчетном году на условиях полной занятости, ее необходимо учитывать при расчете квоты.

3. О выполнении квоты по трудоустройству работодатель должен информировать органы Государственной службы занятости

Обязательным условием соблюдения работодателями квоты считается трудоустройство таких граждан в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 14 Закона о занятости, о чем работодатели информируют ежегодно Государственную службу занятости в установленном ею порядке (письмо Минсоцполитики от 04.05.2016 г. № 137/06/186-16). Наведение письменного обоснования отказа в трудоустройстве безработных, направленных к работодателю центром занятости, является для работодателя обязательным.

Работодатели ежегодно, не позднее 01 февраля после отчетного года, представляют центру занятости информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Соответствующая форма определяется в приложении к Порядку №271.

Возможность трудоустройства лиц, имеющих дополнительные гарантии по содействию трудоустройству, при содействии Государственной службы занятости отмечается работодателем при представлении формы отчетности № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансии)», утвержденная приказом Министерства социальной политики Украины от 31.05. г. №316. На этом было сделано акцент в разъяснении Министерства.

4. За невыполнение квоты по трудоустройству предусмотрена ответственность

Согласно статье 53 Закона в случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в части первой статьи 14 Закона о занятости, с него взимается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной к моменту выявления нарушения.

5. Работодатели могут обратиться в предусмотренных законодательством случаях за помощью в службу занятости

Работодатели могут обратиться за содействием для трудоустройства категории граждан, неконкурентоспособных на рынке труда в Государственную службу занятости (ч. 3 ст. 14 Закона о занятости). Ведь одной из задач Службы в соответствии с ее Положением о ГСЗ является дополнительное содействие в трудоустройстве отдельных категорий граждан, неконкурентоспособных на рынке труда.

https://www.dcz.gov.ua 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
21.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС изменила План-график: какие отрасли и регионы будут проверять больше всего Актуальные вопросы касательно оцифровки трудовых книжек: разъяснение ПФУ Кабмин запускает новый модуль управления рисками для проверок бизнеса Правила заполнения трудовых книжек...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
21.10.2025
ФЛП – единщик третьей группы получил валюту на свой счет на следующий день: какова дата получения дохода
Датой поступления денежных средств в иностранной валюте является дата зачисления банком средств с распределительного счета на соответствующий текущий счет физлица-предпринимателя – плательщика единого налога третьей группы. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Посреднические операции у платель...
21.10.2025
Принудительное списание средств со счетов налогоплательщиков
Могут ли банки списывать средства со счетов налогоплательщиков при наличии налогового долга? Когда списание проводится по решению суда? Больше по теме: Принудительное отчуждение или изъятие имущества предприятий: право, налогообложение, учет Нетипичные операции в Примечаниях к финотчетности сельхо...
21.10.2025
Нужно ли арендатору вносить изменения в Заявление по форме № 20-ОПП в связи с изменением арендодателя
Нужно ли арендатору помещения вносить изменения в Заявление по форме № 20-ОПП в случае заключения нового договора аренды в связи с изменением арендодателя? Рассмотрим ответ на вопрос вместе. Больше по теме: Подаем форму № 20-ОПП по земельным участкам: пять практических ситуаций Фермерское хозяйств...
Лучшие материалы