Как сообщалось ранее, СПО объединений профсоюзов выступило с инициативой внесения изменений в Закон о Госбюджете на 2025 год относительно повышения размеров прожиточного минимума и минимальной зарплаты по итогам выполнения госбюджета в первом полугодии 2025 года.
Во исполнение постановления Президиума ФПУ от 20.03.2025 № 27/5 и учитывая п. 26 раздела «Заключительные положения» Закона о Госбюджете на 2025 год, которым предусмотрена возможность повышения размеров прожиточного минимума, минимальной зарплаты и увеличения расходов на выплату пособия на проживание внутренне перемещенным лицам в случае положительной динамики изменения прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины с учетом возможностей ресурсной части госбюджета, СПО объединений профсоюзов в начале июля 2025 года направил соответствующее обращение в КМУ.
Следует отметить, что минимальная зарплата в Украине в 2025 году составляет 8 000 грн (как и в 2024 году), но «на руки» работник получает 6 160 грн после уплаты налогов (НДФЛ 18 % и военный сбор 5 %). Это не позволяет работнику оплатить даже минимальный набор продуктов и услуг и не соответствует реальной стоимости жизни в Украине. Так, по расчетам Минсоцполитики, фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц в ценах июня 2025 года составил 11 464 грн (почти в четыре раза больше прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного ст. 7 Закона о Госбюджете на 2025 год).
В настоящее время получен ответ от Минфина,в котором указано, что на сегодняшний день для внесения изменений в Закон о Госбюджете на 2025 год относительно повышения размеров прожиточного минимума и минимальной заработной платы нет оснований. Основные прогнозные макропоказатели, на основе которых рассчитаны показатели Госбюджета на 2025 год, были утверждены постановлением КМУ от 28.06.2024 № 780 «Об одобрении основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2025–2027 годы». Пока изменения в данное постановление Правительства не вносились.
Также Минфин отметил, что во время рассмотрения поднятых вопросов Минэкономики в письме от 27.07.2025 № 4704-05/50455-03 обратило внимание, что повышение минимальной зарплаты требует комплексного анализа экономических последствий с целью недопущения усиления финансовой нагрузки на бизнес и вызова «тенизации» доходов, учитывания потенциальное влияние на макроэкономическую стабильность, финансовые возможности государства и бизнеса, а также проведения консультаций с представителями бизнеса и заинтересованными сторонами.
Однако Профсоюзная сторона в очередной раз обращает внимание, что рост размеров основных государственных социальных стандартов и гарантий приблизит законодательство Украины к европейским трудовым стандартам и будет способствовать поддержке покупательной способности работника, стимулировать возвращение людей на украинский рынок труда, легализацию заработной платы, рост поступлений в бюджеты и Пенсионный фонд.
Письмо СПО профсоюзов – в Минфин – в приложении
Департамент по вопросам бюджета и оплаты труда ФПСУ