Употребление табачных и никотиновых изделий в Украине: результаты опроса
12 марта общественная организация «Жизнь» вместе с исследователями Киевского международного института социологии (КМИС) презентовала результаты всеукраинского опроса «Применение табачных и никотиновых изделий и отношение к антитабачным мероприятиям», проведенного в ноябре – декабре 2023 года в рамках регулярного «Омнибуса».
По данным опроса, на сегодняшний день в Украине 30 % населения употребляют табачные или никотиновые изделия: 43 % мужчин и 20 % женщин. Ежедневными курильщиками являются 24,5 % украинцев (36 % мужчин, 15 % женщин).
Сегодня фиксируем, что уровень курения в Украине остается стабильным (фактически не меняется процент курильщиков), однако есть тенденция к росту потребления табачных и никотиновых изделий среди женского населения – в 2019 году 9,8 % украинок употребляли табак и никотин, на сегодня – 14 ,8 % (данные обоих опросов нельзя сравнивать прямо, поскольку в ходе исследования были использованы разные методики, но все же тенденцию можно отследить). Среди молодых женщин в возрасте 18–29 лет эта цифра вдвое выше – 28,4 %. То есть на сегодняшний день фактически каждая третья девушка зависима от никотина.
Среди ежедневных потребителей 79 % курят сигареты промышленного производства. Далее следуют табачные изделия для электрического нагрева (18 %) и электронные сигареты (14 %). Употребление ТВЭН и электронных сигарет более распространено среди молодых респондентов: 37 % молодежи в возрасте 18–29 лет употребляют табачные изделия для электрического нагревания, 36 % – электронные сигареты. Женщины чаще мужчин употребляют табачные изделия для электрического нагрева (27 % против 13 %) и электронные сигареты (25 % против 11 %).
«Результаты опроса демонстрируют, что большинство молодых людей в Украине обращают внимание на рекламу табачных и никотиновых изделий, хотя большая ее часть на сегодняшний день уже запрещена. Также мы впервые наблюдаем паритет между потребителями табака и никотина среди мужчин и женщин в группе 18–29 лет, однако, если для мужчин сохраняется постоянство показателей, то для женского населения произошел значительный рост», – подчеркнул Александр Щербатюк, исследователь, координатор проектов Киевского международного института социологии.
Опрос показал, что больше всего замечает рекламу табака и никотина именно молодое население – 73 % молодежи в возрасте 18–29 лет. Далее этот показатель снижается с каждой возрастной группой и падает до 19 % среди респондентов в возрасте 70 лет и старше. Это подтверждает, что реклама табачных и никотиновых изделий направлена на молодую возрастную группу мужчин и женщин.
Демонстрация табачных и никотиновых изделий в местах торговли является основным каналом рекламы этой продукции – 32 % опрошенных отметили, что ее замечают. На втором месте баннерная реклама в интернете (23 %) и персональные страницы социальных медиа (20 %). Рекламу на улице видели 14 %. Чаще респонденты наблюдали рекламу традиционных сигарет и сигарет для нагрева (35 %), 31 % подвергались рекламе устройств для нагрева табака, 24 % – электронных сигарет и еще 10 % – никотиновых снюсов.
Большинство украинцев поддерживают антитабачные меры по предотвращению начала употребления табака со стороны молодежи.
Абсолютное большинство респондентов поддерживают запрет рекламы брендов электронных устройств для курения и электронных сигарет (79 %) и запрет на видимое размещение пачек табачных изделий в местах торговли (77 %). Две третьих опрошенных поддерживают запрет на ароматизированные табачные изделия (67 %) и повышение налогов для уменьшения ценовой доступности для детей (65 %). Введение стандартизированной упаковки поддерживают 61% респондентов.
КМИС
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу