Схемы уклонения от налогообложения импортерами одежды: что выявлено
Д. Гетманцев обнародовал схемы, используемые мошенниками при импорте одежды для того, чтобы уклониться от уплаты налогов.
Как заявляет депутат, такие схемы стало возможным выявлять благодаря созданию в августе 2023 года так называемого «общего рабочего кабинета» ГНС и ГТС и сопоставления баз данных ведомств по импорту и дальнейшему движению товаров.
В целом за счет выявления схем минимизации уплаты налогов импортерами одежды и включения последних в перечень рисковых ГНС предотвращено распространение схемного налогового кредита по НДС на сумму свыше 1,5 млрд грн.
Если в прошлом году 280 импортеров ввезли в Украину одежды на 12,2 млрд грн, то в текущем году количество импортеров составило 275 единиц, а стоимость ввезенной одежды превысила 15,5 млрд грн.
Слаженная работа ГНС и ГТС привела к увеличению поступлений от импортеров одежды в госбюджет: выросли в текущем году по сравнению с прошлым на 20,7 % (с 1 до 1,3 млрд грн).
В то же время налоговый контроль продолжается постоянно.
Чтобы предотвратить уклонение от налогообложения на будущее, обращаю внимание импортеров на основные схемы, несовместимые с честным ведением бизнеса, которые известны и жестко пресекаются фискалами.
Одним из самых распространенных методов минимизации налогов является существенное занижение таможенной стоимости товара.
Например, цена растаможивания ремня ТМ Brioni производства Евросоюза составляет 36 грн, при этом по данным интернет-ресурсов магазинов продажа в Украине такого ремня осуществляется по цене 23 360 грн, то есть с ростом цены в 799 раз. Аналогично цена растаможки женских брюк ТМ Dolce & Gabbana производства Евросоюза составляет 184 грн, при этом по данным интернет-ресурсов магазинов продажа в Украине таких штанов осуществляется по цене 114 567 грн (рост цены – в 621 раз); цена растаможки пальто ТМ Hugo Boss производства Евросоюза составляет 53 грн, при этом по данным интернет-ресурсов магазинов продажа в Украине такого пальто осуществляется по цене 21 500 грн (рост цены – в 406 раз).
Во время осуществления мониторинга налоговой службой выявлен круг импортеров, которые воспользовались указанной схемой минимизаМции и не уплатили налоги ни при растаможивании дорогостоящих вещей, ни при их продаже в Украине, все они были включены в перечень рисковых, в результате чего использование указанной схемы стало очень рискованным. Мониторинг осуществляется на постоянной основе.
Как констатирует Гетманцев, известны и другие схемы и методы минимизации налогов, одним из которых стало растаможивание товаров известных брендов под видом дешевых (в т. ч. китайских) товаров.
Например, в таможенных декларациях импортером по соответствующему коду УКТВЭД название товара отмечается общими фразами («Платье женское текстильное из хлопка» малоизвестного ТМ «Gralice», страна производства платья – КНР). Такой товар импортируется в значительных объемах (от 100 единиц в одной партии).
Цена растаможивания такого платья (с учетом импортной пошлины и НДС) составляет 135 грн, в то же время при реализации платья по этому же коду УКТВЭД название товара в налоговой накладной указывается как платье с непонятным набором цифр и латинских букв, идентифицировать которые невозможно (вероятно, это внутренний артикул субъекта), и цена реализации такого платья возрастает до 187 042 грн (с НДС), то есть более чем в 1 386 раз.
Другой придуманной схемой минимизации стала подмена кода УКТВЭД импортируемого товара при продаже в Украине во избежание остановки регистрации налоговой накладной.
Так, импортером ввезены по коду УКТВЭД товар «дополнительные вещи к одежде из натуральной кожи» 51,7 тыс. ремней по цене от 30 до 88 грн общей таможенной стоимостью 2,7 млн грн, при этом в ходе реализации товаров с указанным кодом УКТВЭД в налоговых накладных импортером отмечается реализация только 129 ремней по цене уже от 218 до 12 950 грн на общую сумму всего 331,8 тыс. грн (с НДС).
Остальные реализуемые по указанному коду УКТВЭД товары (на общую сумму 1,1 млн грн с НДС) по данным налоговых накладных – это обувь, сумки, рюкзаки, кошельки, кредитницы, бусы, зонты и т. д., которые учитываются по другим кодам УКТВЭД и происхождение которых неизвестно, поскольку импорт и приобретение таких товаров в Украине отсутствуют.
Использование указанных схем позволяет:
- реализовать остальные импортированные по этому коду УКТВЭД и непроданные по налоговым накладным товарам за наличные без налогов;
- легализовать товар по другим кодам УКТВЭД, происхождение которого не установлено, то есть контрабанду или контрафакт;
- легализовать доходы, полученные преступным путём.
Субъекты, использующие вышеуказанные схемы минимизации налогов, импортируют одежду исключительно в интересах всем известных торговых сетей брендовых дорогостоящих товаров (поштучная реализация ранее упомянутых товаров по реальным ценам брендовых товаров осуществляется исключительно на субъектов, которым эти сети принадлежат).
Суть еще одной схемы уклонения состоит в том, что импортером ввозятся значительные партии одежды «насыпью», при этом ее растаможка в силу объемов и специфики транспортировки осуществляется в килограммах, а не штуках (такая схема, для примера, характерна для импортеров б/у товаров (секонд хенда), в связи с чем установить точное количество того или иного товара в партии не представляется возможным), и по реальной стоимости бренда, однако на основании вышеуказанного идентифицировать стоимость растаможивания такого товара и торговую наценку при его продаже невозможно.
Однако, очевидно несовпадение товара по весу, а также отсутствие остатков товаров, которые фактически были реализованы за наличные без уплаты налогов.
Во время осуществления мониторинга налоговой службой установлены 16 импортеров, воспользовавшихся указанной схемой минимизации, все они включены в перечень рисковых в соответствии с требованиями пстановления КМУ от 11.12.2019 № 1165, в результате чего предотвращено распространение схемного налогового кредита по НДС на сумму свыше 486 млн грн.
«Искренне советую всем импортерам одежды, которые грешат вышеуказанными и другими схемами, прекратить злоупотребление и перейти к правовому полю осуществления деятельности. Мы очень внимательно следим за рынком», – предупреждает депутат.
Д. Гетманцев
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу