Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Регулирование домашнего труда могут усилить

28.05.2025

22 мая 2025 года в Комитете Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов состоялись слушания на тему: «Развитие законодательного регулирования домашнего труда в Украине».

Целью проведения мероприятия стало обсуждение потенциальных законодательных инициатив, направленных на усовершенствование правового регулирования в этой сфере рекомендаций по созданию соответствующей правительственной программы, а также механизмов реализации предлагаемых изменений.

Председательствующая на слушаниях – Председатель Комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова сообщила, что 24 августа 2024 года вступил в силу Закон от 25.04.2024 № 3680-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования труда домашних работников», который комплексно урегулировал правовой статус домашних работников.

Профсоюзы отмечают ряд ключевых преимуществ настоящего Закона, среди которых:

  1. Предоставление домашним работникам официального правового статуса.
  2. Обеспечение защиты их трудовых прав и гарантий.
  3. Уменьшение правовой неопределенности в сфере домашнего труда.
  4. Возможность добровольного участия в системе социального страхования, что создает предпосылки для формирования страхового стажа и последующего получения пенсий.
  5. Содействие снижению уровня незадекларированного труда.
  6. Гармонизация национального законодательства с международными стандартами.

Несмотря на важность и прогрессивность данного Закона, практическая реализация его норм остается крайне ограниченной. По информации Пенсионного фонда, с момента его вступления в силу в государственные органы поступили сведения об официальном трудоустройстве только 10 домашних работников. В то же время согласно последним статистическим данным Госстата, в государстве насчитывается около 162 тысяч человек, оказывающих бытовые и персональные услуги в домохозяйствах.

Галина Третьякова обратила внимание на активное развитие домашнего труда в рамках платформенной занятости, разновидности нестандартной занятости. По ее словам, рост популярности такого вида занятости обусловлен цифровизацией, развитием сферы услуг, возможностью получения дополнительного дохода, самостоятельной организации режима труда и отдыха, гибким графиком работы. Украинцы не стремятся к стандартным формам занятости: аутсорсинг, аутстафинг и гиг-контракты и т. п. Цифровые платформы стали особенно распространены в Украине еще в 2013–2017 годах, когда государство занимало первое место в Европе и четвертое в мире по показателю занятости на цифровых платформах, измеряемое по объему финансовых потоков и количеству выполненных задач. Кроме того, Украина заняла первое место в мире в сегменте IT-фриланса. В структуре работ и услуг, предоставляемых через цифровые платформы, значительное место занимают именно домашние услуги: няни, сантехнические, электромонтажные, слесарные работы, сбор мебели, обслуживание систем кондиционирования, вентиляции, канализации, мелкий домашний ремонт, уборка и т. д. В то же время, как отметила Председатель Комитета, несмотря на фактическое существование платформенной занятости, в Украине до сих пор слабое регулирование как этой формы занятости в целом, так и правового статуса работников, предоставляющих услуги через цифровые платформы. Таким образом, ситуация нуждается в законодательном урегулировании с целью защиты трудовых прав и социальных гарантий работников, занятых в сфере платформенного труда.

Также Галина Третьякова акцентировала, что формализация домашнего труда является необходимым условием вывода значительной части рабочей силы из «тени». Она напомнила об исследовании, в котором домашние работники были названы «невидимыми» – такая характеристика точно отражает реальность, в которой до 2024 года государство фактически не признавало их в рамках формального рынка труда. Отсутствие правового статуса и надлежащей регистрации таких работников лишало их возможностей на социальную и трудовую защиту.

«Украина только начинает свой путь в направлении правовой легализации и социальной защиты домашних работников, при этом учитывая европейские стандарты и адаптируя их к национальному контексту», – подытожила Председатель Комитета.

Директор Департамента труда Министерства экономики Украины Олег Гнатюк сообщил о значительных трансформациях в сфере занятости, обусловленных распространением платформенной занятости как разновидности нестандартной формы труда. По его словам, такие изменения влияют на традиционные подходы к организации труда и формируют новые модели оплаты, создавая существенные вызовы для всех участников рынка труда – работодателей, работников и государства. Среди основных вызовов, сопровождающих развитие цифровых трудовых платформ, Олег Гнатюк подчеркнул: рост масштабов неформальной занятости; снижение уровня социальной защищенности работников, несмотря на то, что цифровые платформы могут создавать возможности для официального трудоустройства. Кроме того, он акцентировал внимание на том, что в 2024 году была принята Директива (ЕС) 2024/2831 Европейского Парламента и Рады от 23.10.2024 об улучшении условий труда в работе на платформе. Основной целью Директивы является установление надлежащих условий труда для лиц, работающих через цифровые платформы (в частности, онлайн-сервисы доставки, такси, фриланс-платформы) и обеспечение более высокого уровня их правовой и социальной защиты, которая определяет: критерии установления статуса работника на платформах; вводит «презумпцию трудовых отношений» в случаях, когда есть признаки контроля платформы над работником – в таком случае лицо считается наемным работником, а не фрилансером; запрещает алгоритмическое управление без человеческого контроля в трудовых отношениях, дискриминацию и непропорциональное использование рейтингов, которые могут влиять на оплату или доступ к задачам; предусматривает обязательные минимальные стандарты социальной защиты (оплату труда, нормирование рабочего времени, соблюдение требований по охране труда), а также гарантирует право работников платформ на представление и участие в коллективных переговорах.

Председатель Профсоюза домашних работников Татьяна Лаухина подчеркнула, что работает над защитой прав этой категории лиц уже шесть лет. Она подчеркнула, что глубоко понимает потребности и ожидания домашних работников, ведь сама работала в этой сфере в течение 20 лет. По ее словам, результаты периодических опросов среди фокус-группы свидетельствуют о низком уровне доверия работников к взаимодействию с государством. Это, в свою очередь, приводит к потере государством полноценных, квалифицированных граждан, ведь среди домашних работников много людей с высшим образованием. Также Светлана Лаухина обратила внимание на необходимость пересмотра терминологии, которая используется в действующем Классификаторе профессий, в частности, относительно нецелесообразности дальнейшего использования термина «домашняя прислуга», официально официально закрепленного в нем. По ее словам, такая терминология является устаревшей, неэтичной и дискриминационной, ведь не отражает реального содержания труда, выполняемого лицами, занятыми в сфере домашних услуг. В этом контексте она предложила заменить указанную формулировку на юридически и социально корректный термин – «домашний работник». Изменение названия профессии должно обеспечить более точное правовое определение статуса лиц, предоставляющих услуги в домашнем хозяйстве, и способствовать развитию справедливой, правовой и социально защищенной модели домашнего труда в Украине.

Руководитель экспертной группы по вопросам систем социального страхования, страховых выплат и услуг Директората развития социального страхования и пенсионного обеспечения Министерства социальной политики Украины Михаил Коменда во время обсуждения подчеркнул, что министерство в целом поддерживало и продолжает поддерживать законодательную инициативу, направленную на нормирование труда домашних работников.

Заместитель генерального директора – руководитель экспертной группы по вопросам развития системы предоставления социальных услуг Директората развития социальных услуг Министерства социальной политики Украины Оксана Сулима проинформировала о состоянии и перспективах совершенствования социальных услуг для лиц, осуществляющих уход. Оксана Сулима обратила внимание на важность не только материального обеспечения, но и предоставление психологической поддержки и возможности для передышки сиделкам. Она подчеркнула, что эта работа изнуряющая, часто круглосуточная, и требует надлежащего реагирования со стороны государства. Минсоцполитики работает над новыми услугами и подходами, чтобы обеспечить поддержку и временную разгрузку сиделок. В планах – внедрение услуги дневного ухода для детей с инвалидностью, которая будет совмещать образовательный процесс и социальные услуги развития и ухода, которые позволят детям находиться в безопасной среде, а родителям – работать. Оксана Сулима подытожила, что сейчас идет процесс реформирования системы социальных услуг.

Директор общественной организации «Трудовые инициативы» Георгий Сандул отметил, что среди ключевых проблем в сфере домашнего труда есть вопросы налогового регулирования, в частности, уплаты НДФЛ. По его словам, отсутствует четкий механизм, кто должен платить НДФЛ в трудовых отношениях с домашними работниками. Этот вопрос остается открытым и нуждается в урегулировании. Георгий Сандул подчеркнул необходимость не только законодательных инициатив, но и эффективных механизмов их реализации, включающих как налоговое регулирование, так и соблюдение международных обязательств.

Во время выступления на комитетских слушаниях представитель Уполномоченного Верховной Рады по правам человека по социальным и экономическим правам Елена Колобродова озвучила ряд системных проблем, выявленных по результатам мониторинга сферы труда домашних работников. Одной из главных проблем, по ее словам, является отсутствие эффективных механизмов полноценного учета домашних работников. Согласно информации, полученной Секретариатом Уполномоченного от Государственной налоговой службы, физические лица, использующие работу других лиц на условиях трудового договора (контракта), не являются плательщиками ЕСВ в части домашних работников. Это означает, что они не обязаны подавать отчетность или платить взносы, что делает невозможным выявление и учет таких трудовых отношений. Елена Колобродова обратила внимание, что механизм заключения трудовых договоров с домашними работниками фактически не работает, хотя и предусмотрен законодательно. В частности, согласно информации Пенсионного фонда, с 24 августа по 31 декабря 2024 года только одно лицо было официально трудоустроено в качестве домашнего работника, но это лицо не заключило ни договор о добровольном участии в системе социального страхования с налоговыми органами (ст. 10 Закона от 08.07.2010 № 2464-VI), ни договор о добровольной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд (ст. 12 Закона от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»). Также актуальной проблемой, по ее словам, является полное отсутствие нормативного урегулирования платформенной занятости, которая получает все большее распространение в Украине. Онлайн-платформы, выступающие посредниками в предоставлении домашних услуг (через сервисы уборки, ремонта и т. п.), не несут ответственности за условия труда, оплату, социальную защиту или безопасность работников, поскольку деятельность в таком формате не урегулирована действующим законодательством. Таким образом, указанные проблемы свидетельствуют о необходимости усовершенствования нормативно-правового регулирования сферы труда домашних работников, в частности, относительно учета, социального страхования и урегулирования новых форм занятости.

Заместитель заведующего отделом по вопросам гуманитарной и социальной политики Исследовательской службы Верховной Рады Ирина Гуменюк в своем выступлении обратила внимание на ряд актуальных проблем, связанных с правовым регулированием труда домашних работников. Согласно данным Европейского Парламента, примерно 30 % домашнего труда выведены из-под действия трудового законодательства, что приводит к существенному дефициту социальной защиты для работников этой сферы. Несмотря на то, что домашние работники составляют важную часть рынка труда, их экономический и социальный вклад часто остается недооцененным. Одним из ключевых показателей незащищенности домашнего труда является уровень заработной платы, который обычно значительно ниже среднего в каждом государстве-члене ЕС. Кроме того, специфика домашнего труда усложняет сбор статистических данных, необходимых для анализа условий труда в этой сфере. Проблема так называемой статистической «невидимости» замедляет процесс усовершенствования национального законодательства относительно занятости домашних работников.

Заведующая отделом публично-правовых исследований Института правотворчества и научно-правовых экспертиз НАН Украины, доктор юридических наук, профессор Людмила Купина отметила, что с целью усовершенствования и развития законодательного регулирования труда домашних работников в Украине сформирован ряд предложений, которые могут быть учтены при подготовке соответствующих законопроектов. Среди них: устранение возможных правовых коллизий при отождествлении домашних работников с работниками, осуществляющими трудовую деятельность у физических лиц; законодательное определение характера, признаков и видов домашнего труда; нормативное закрепление прав домашних работников на объединение в профессиональные союзы и в коллективных переговорах; обязательное распространение на них общеобязательного государственного социального страхования; усиление механизмов государственного контроля за соблюдением законодательства о труде в отношении домашних работников; обеспечение выполнения государством информационной функции в области регулирования домашнего труда.

Ведущий научный сотрудник отдела проблем гражданского, трудового и предпринимательского права Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, доктор юридических наук, профессор Яна Симутина отметила, что для эффективной легализации труда домашних работников на государственном уровне необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, в частности, Конвенции МОТ № 189 и Рекомендации МОТ № 201; усовершенствование налогового законодательства и создание эффективного механизма участия домашних работников в системе общеобязательного государственного социального страхования; стимулирование официального трудоустройства путем создания четких преимуществ как для работодателей, так и для домашних работников для заключения трудовых договоров, в частности, разбить типовой трудовой договор о домашнем труде; проведение кампаний по повышению осведомленности общественности и информированию домашних работников об их правах, доступных системах поддержки, существующих профсоюзных или других представительных организациях домашних работников; мониторинг и эффективное правоприменение путем создания действенных механизмов для обеспечения реализации новых норм, регулирующих домашний труд.

Заведующая отделом социоэкономики труда ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины» доктор экономических наук Виктория Близнюк отметила, что главной целью законодательного урегулирования домашнего труда как в Украине, так и в других странах, является предоставление домашним работникам таких же трудовых прав и социальных гарантий, как и другим работникам. Среди основных направлений и дальнейших шагов в сфере регулирования занятости домашних работников в Украине Виктория Близнюк назвала необходимость имплементации положений Конвенции МОТ № 189 и Рекомендации МОТ № 201 в национальное законодательство. В частности, речь идет об усилении защиты домашних работников в вопросах, касающихся предотвращения дискриминации, принудительного труда, торговли людьми, обеспечения доступа к социальной защите, а также мониторинга деятельности частных агентств занятости, которые нанимают лиц для работы в других странах.

Руководитель правительственных связей в Восточной Европе и Центральной Азии компании Glovo Тарас Шевченко во время обсуждения возможностей правового регулирования труда домашних работников отметил важную роль цифровых платформ в современной экономике. По его словам, платформы, как системо формирующие инструменты, создают значительную добавленную стоимость и обеспечивают доходом сотни тысяч граждан. В частности, он отметил, что в Украине более 350 тысяч физических лиц получают доход благодаря платформам, а с учетом смежных сервисов эта цифра может достигать миллиона. Потенциальные налоговые поступления в бюджет только от деятельности на платформах могут составлять до 10 млрд грн в год. Glovo поддерживает инициативу использования платформ как механизма для реализации концепции регулирования домашнего труда, в частности через упрощенную регистрацию и применение пониженной ставки налогообложения (5 % + 5 %). Компания также выразила готовность к сотрудничеству с государственными органами в целях обеспечения прозрачного и эффективного регулирования цифровой занятости, что будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в Украину.

Руководитель по публичной политике компании Bolt в Украине Юлия Малич во время обсуждения вопросов регулирования домашнего труда и платформенной занятости подчеркнула, что компания охватывает несколько бизнес-вертикалей, включая перевозку пассажиров и доставку еды (Bolt Food), тем самым обеспечивая занятость как для водителей, так и курьеров. В то же время компания поддерживает инициативу легитимизации домашнего труда, а также готова выступить экспертным партнером в разработке современной модели платформенной занятости. Bolt поддерживает концепцию самозанятых лиц с упрощенной системой налогообложения как оптимальной формы правового статуса исполнителей, что позволит сохранить гибкость в работе и обеспечить уплату налогов. Компания заявила о готовности взять на себя функцию налогового агента и осуществлять администрирование налоговых обязательств за физических лиц, даже в случае отсутствия у последних формализованного статуса (например, ФЛП). Юлия Малич отметила важность модернизации отечественного законодательства, завершение процесса легитимизации платформенной занятости и необходимость создания эффективного механизма мониторинга и контроля в этой сфере.

Старший менеджер по взаимодействию с органами государственной власти GFC Big Ideas Олесь Дмитренко отметил, что даже в отсутствие представительства Uber в Украине компания платит налоги с доходов, полученных на территории государства. Олесь Дмитренко поддержал концепцию развития домашней экономики, которая предусматривает создание благоприятных условий для домохозяйств и возможность дополнительного заработка через платформы без необходимости регистрации ФЛП. Он отметил необходимость законодательного обновления в сфере Gig Economy, поскольку действующее законодательство не успевает за темпами ее развития. Представитель GFC призвал научное сообщество к созданию новых правовых решений, обеспечивающих баланс между инновациями, гибкостью занятости и правами граждан.

Подводя итоги, Председатель Комитета Галина Третьякова отметила, что главной целью законодательного регулирования домашнего труда в Украине является обеспечение достойных условий труда и возможностей для получения дополнительного дохода через цифровые платформы, дистанционную работу, нефиксированный график, аутсорсинг, аутстафинг и гиг-контракты. Такая форма занятости должна быть легальной, престижной и направлена на повышение благосостояния украинских домохозяйств.

Кроме того, Комитет ожидает от участников слушаний письменные предложения к проекту рекомендации, которые после обработки будут утверждены на одном из заседаний Комитета.

Комитет Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
27.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики Актуальные счета для уплаты налогов Предлагают вернуть 100 % бронирование для критически важных предприятий Минцифры изменила критерии определения критически ...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
Новое
28.05.2025
Как использовать преимущества административной процедуры
Граждане могут подавать заявления и жалобы в админорганы, запрашивать и получать информацию и т. д. Закон от 17.02.2022 № 2073-IX «Об административной процедуре» (далее – Закон № 2073) расширяет возможности для граждан и юридических лиц во взаимодействии с административными органам...
28.05.2025
Сроки кредитования бизнеса по ставке 1 % в зонах военного риска увеличены до 5 лет
Правительство приняло решение продлить льготную ставку 1 % годовых для инвестиционных кредитов для бизнеса, работающего в зонах высокого военного риска. Она будет действовать в течение первых пяти лет кредитования (вместо двух, как было раньше), после чего составит 5 % годовых. «Мы расширили ...
27.05.2025
Рейтинг крупнейших работодателей в региональном разрезе
Опендатабот создал рейтинг крупнейших работодателей Украины в каждом регионе, проанализировав данные финансовой отчетности, которую украинские бизнесы ежегодно подают в Госстат. Опендатабот создал рейтинг крупнейших работодателей Украины в каждом регионе, проанализировав данные финансовой отчетности...
Лучшие материалы