Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

О госрегистрации недвижимости в случае принудительного отчуждения или изъятия имущества во время действия военного положения: письмо Минюста

01.12.2023 46 0 0

Минюст подготовил письмо в части применения норм Закона от 17.05.2012 № 4765-VI «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения». 

Министерство юстиции Украины 

Письмо 

от 22.11.2023 № 153526/161977-9-23/8.4.1 

<...>

Что касается разъяснения 

Министерством юстиции Украины рассмотрено письмо департамента регистрационных услуг Запорожского городского совета от 10 октября 2023 г. № 0-19/01/259 (вх. № 161977-9-23 от 19 октября 2023 г.) о предоставлении разъяснения законодательства в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество (далее – государственная регистрация прав) в части применения норм Закона Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» (далее – Закон), и в пределах компетенции сообщается. 

Механизм передачи, принудительного отчуждения или изъятия имущества у юридических и физических лиц для нужд государства в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения определен Законом. 

В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 1 Закона принудительным отчуждением имущества является лишение владельца права собственности на индивидуально определенное имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, которое переходит в собственность государства для использования в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения при предыдущем или следующем полного возмещения его стоимости. 

Закон предусматривает, что по результатам принудительного отчуждения имущества составляется акт о принудительном отчуждении или изъятии имущества (далее – акт), а также определяет порядок, содержание и обязательные реквизиты такого акта (статья 7 Закона). 

При этом следует отметить, что в случае принудительного отчуждения имущества к акту прилагается документ, содержащий заключение о стоимости имущества (часть четвертая статьи 7 Закона). 

Акт подписывается собственником имущества или его законным представителем и уполномоченными лицами военного командования и органа, согласовавшего решение о принудительном отчуждении имущества, или военного командования или органа, принявшего такое решение, и скрепляется печатями военного командования и/или указанных органов (часть вторая статьи 7 Закона). 

То есть, Закон предусматривает, что подписать акт может законный представитель собственника. 

Из содержания статьи 242 Гражданского кодекса Украины усматривается, что законным представителем является лицо, которое в случаях, установленных законом, наделено полномочиями на представительство другого лица. 

При этом, учитывая общие принципы представительства, следует отметить, что заявитель должен иметь необходимый объем полномочий на совершение тех или иных действий от лица представляемого им лица. 

В свою очередь, учитывая поставленные в письме вопросы, отмечаем, что подписание акта собственником не может рассматриваться как предоставление согласия на принудительное отчуждение, поскольку Закон не предусматривает предоставление такого согласия. Кроме того, содержание понятия «принудительное отчуждение имущества» не может предусматривать согласия собственником, поскольку такое отчуждение реализуется уполномоченными на то законом субъектами, то есть вне воли собственника. 

В отношении субъектов, принимающих решение о принудительном отчуждении имущества, а также необходимости указания в акте органа, согласовавшего решение о принудительном отчуждении имущества, следует заметить, что в соответствии с частями первой, второй статьи 4 Закона принудительное отчуждение или изъятие имущества в связи связи с введением и исполнением мер правового режима военного положения осуществляется по решению военного командования, согласованному в соответствии с Советом министров Автономной Республики Крым, областной, районной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрацией или исполнительным органом соответствующего местного совета, кроме случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи . В местностях, где ведутся боевые действия, принудительное отчуждение или изъятие имущества осуществляется по решению военного командования без согласования с органами, указанными в части первой настоящей статьи, кроме случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. 

Согласно части первой статьи 3 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» военным командованием являются: Главнокомандующий Вооруженными силами Украины, Командующий объединенными силами Вооруженных сил Украины, командующие видами и отдельными родами войск (сил) Вооруженных сил Украины, командующие (начальники) органов военного управления, командиры соединений, воинских частей Вооруженных сил Украины и других образованных согласно законам Украины военных формирований. 

При этом с учетом приведенного можно заключить, что принятие решения о принудительном отчуждении имущества в местностях, где ведутся боевые действия, не требует согласования органами, указанными в части первой статьи 4 Закона, а потому, по нашему мнению, подписание акта такими органами тоже не требуется. 

О проведении оценки имущества информируем, что согласно частям первой, второй статьи 8 Закона оценка имущества, подлежащего принудительному отчуждению, производится в порядке, установленном законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности. 

В случае невозможности привлечь к оценке имущества субъектов оценочной деятельности – субъектов хозяйствования такая оценка проводится субъектами оценочной деятельности – органами государственной власти или органами местного самоуправления по согласованию с собственником имущества. В случае отказа или отсутствия собственника имущества указанные органы вправе проводить такую оценку самостоятельно. 

При этом отмечается, что Фонд государственного имущества Украины является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, реализующим государственную политику в сфере государственного регулирования оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности (статья 1 Закона Украины «О Фонде государственного имущества Украины»). 

Дополнительно сообщаем, что проведение государственной регистрации прав осуществляется в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон о регистрации), Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений (далее – Порядок) , утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 г. № 1127 <...>, и других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с Законом. 

Государственной регистрации подлежат исключительно заявленные вещные права на недвижимое имущество, объекты незавершенного строительства, будущие объекты недвижимости и их обременения при условии их соответствия законодательству и поданным/полученным документам (часть восьмая статьи 18 Закона о регистрации). 

В соответствии с положениями гражданского законодательства вещные права лица на недвижимое имущество определяются согласно документам, на основании которых это имущество принадлежит такому лицу. 

Перечень документов, которые могут служить основанием для государственной регистрации прав, определен частью первой статьи 27 Закона о регистрации. 

Различными пунктами Порядка определены перечни документов, которые подаются для проведения государственной регистрации прав в зависимости от ситуации. Применение одного пункта не исключает применения другого. 

Государственные регистраторы обязаны представлять заявителям информацию о перечне документов, необходимых для государственной регистрации прав (часть вторая статьи 18 Закона о регистрации). 

Важные юридические оговорки! 

1. Письма Министерства юстиции Украины являются нормативно-правовыми актами, не устанавливают правовых норм и имеют только информационный характер. Их реальное значение не превышает авторитет аргументов и суждений, положенных в основу соответствующей правовой позиции. 

2. Разъяснение законодательства, содержащееся в настоящем письме, не является юридической консультацией по конкретной ситуации, не учитывает особенностей соответствующих фактических обстоятельств. 

Минюст 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы