Инфляция в этом году временно ускорится, а экономика в дальнейшем будет расти – НБУ
В 2024 году инфляция умеренно ускорится – до 8,5 %, однако уже в следующем году снизится до 6,6 %, а в 2026 году – вернется к цели НБУ 5 %. Экономическое восстановление будет продолжаться, хотя и замедлится в этом году до 3,7 %, в первую очередь из-за значительных повреждений энергосистемы. В последующие два года рост реального ВВП ускорится до 4–5 %.
Базовый сценарий прогноза НБУ построен на предположении о нормализации условий функционирования экономики на прогнозном горизонте. Подробный анализ и прогноз макроэкономической ситуации опубликован в ежеквартальном Инфляционном отчете за июль 2024 года.
Несмотря на ускорение в этом году, инфляция будет оставаться умеренной, а в дальнейшем будет стремиться к цели НБУ 5 %
Ускорение инфляции в течение следующих трех кварталов отражает исчерпание влияния значительных урожаев прошлого года, дальнейшее давление на расходы бизнеса из-за дефицита электроэнергии и нехватки работников, пересмотр акцизных налогов и неблагоприятное влияние летней засухи. В то же время инфляция останется умеренной – 8,5 % на конец 2024 года.
Снижению инфляции в 2025–2026 годах будет способствовать взвешенная монетарная политика НБУ, замедление роста внешних цен, постепенная нормализация функционирования экономики и улучшение ситуации в энергетике.
Восстановление экономики в этом году замедлится, но ускорится в последующие годы
Реальный ВВП в I квартале вырос на 6,5 % в годовом исчислении. Во ІІ квартале, по оценкам НБУ, рост замедлился прежде всего из-за значительного дефицита электроэнергии. Восстановление поврежденной энергетической инфраструктуры потребует значительных ресурсов и времени. Учитывая это, дефицит электроэнергии сохранится на прогнозном горизонте и будет сдерживать экономический рост.
В то же время значительные расходы государственного бюджета, дальнейшее развитие экспортных путей на фоне оживления спроса на товары украинского экспорта, развитие распределенной генерации, а также постепенная нормализация условий для функционирования экономики обеспечат рост реального ВВП на 3,7 % в 2024 году, 4,1 % в 2025 году и 4,8 % в 2026 году. Однако ВВП все еще будет ниже своего потенциального уровня, что будет сдерживать инфляционное давление.
Экономический рост в условиях дефицита рабочей силы будет сопровождаться увеличением занятости и заработной платы
Последующая миграция за границу и мобилизационные процессы ограничивали предложение рабочей силы. Хотя нехватка работников сдерживает деятельность предприятий, с другой стороны, это обуславливает улучшение занятости и подпитывает рост зарплат.
Даже при дальнейшей нормализации условий функционирования экономики возвращение мигрантов в Украину, все больше адаптирующихся к жизни за границей, будет медленным. Кроме того, диспропорции на рынке труда останутся неравномерными по регионам и отраслям и будут определяться изменениями структуры экономики. Учитывая это, уровень безработицы будет снижаться постепенно: до 13,9 % в 2024 году, 11,4 % в 2025 году и 10,3 % в 2026 году.
В то же время ужесточение конкуренции за рабочих, в том числе с зарубежными работодателями, и восстановление экономики будут способствовать росту зарплат в частном секторе. Ожидается, что реальные зарплаты превысят свой довоенный уровень в течение 2025 года и будут увеличиваться в дальнейшем.
Внешняя помощь остается важным источником финансирования бюджетного дефицита и пополнения международных резервов
Из-за больших потребностей сектора обороны НБУ увеличил прогноз дефицита бюджета на этот год до 22,8 % ВВП. Весомым источником его покрытия останется международная помощь, которая в этом году составит 38 млрд долл. США. В 2025 и 2026 годах внешнее финансирование постепенно снизится: до 31 млрд долл. США и до 21 млрд долл. США соответственно. В то же время расширение внутренней ресурсной базы будет способствовать сужению дефицита бюджета до 17,8 % в 2025 году и 10,3 % в 2026 году.
Внешнее финансирование позволит НБУ поддерживать достаточный уровень международных резервов. К концу 2024 года они составят около 41 млрд долл. США. В дальнейшем в условиях ожидаемого снижения объемов международной помощи резервы будут постепенно снижаться до 37 млрд долл. США в 2025 году и 32 млрд долл. США в 2026 году. Однако их уровень будет достаточным для сохранения устойчивости валютного рынка и обеспечения умеренных двусторонних колебаний обменного курса в ответ на изменение рыночных условий.
Кроме обновленных макроэкономических прогнозов, в июльском Инфляционном отчете рассмотрен ряд специальных тем, в частности:
- Friend-shoring для ЕС – возможность для Украины?
Пандемия COVID-19 и война россии против Украины продемонстрировали ценность для ЕС устойчивого доступа к ключевым ресурсам, как и то, что рычагов геополитического влияния, в частности, в стратегических секторах, нет. Высокая зависимость ЕС в импорте отдельных товаров от других геополитических направлений создает пространство для переориентации торговли в геополитически близкие страны. Так, около 20 % импорта ЕС за последнее десятилетие обеспечивал Китай. На россию в 2015–2022 годах приходилось еще более 7 %. Однако уже в 2023 году ее доля уменьшилась на 4,7 п. п. благодаря введению ЕС экономических санкций и диверсификации поставок.
Соответственно, ЕС может быть заинтересован в сотрудничестве с Украиной для диверсификации источников поставок товаров или переноса их производства. Перспективы для Украины осторожно оптимистичны как в традиционных отраслях (сельском хозяйстве, добыче и металлургии), так и производстве технологических товаров, в частности, продукции ВПК.
Четкое утверждение Украиной геополитических приоритетов и начало переговоров о вступлении в ЕС закладывают перспективы как для дальнейшего расширения доступа к европейскому рынку, так и для привлечения инвестиций европейских партнеров, что может значительно увеличить экспортные поступления. Реализация этого потенциала возможна при снижении рисков безопасности и активного внедрения евроинтеграционных реформ. Важны также расширение предложения рабочей силы, в частности, возвращение вынужденных мигрантов, и восстановление энергетики.
Валовые международные резервы Украины: какой уровень достаточен в условиях войны?
Страны накапливают международные резервы для выполнения нескольких целей. Во-первых, они используются в качестве инструмента защиты экономики от внешних шоков в условиях финансовых кризисов, колебаний цен на мировых товарных рынках и т. д. Во-вторых, центральные банки посредством резервов поддерживают устойчивость валютного рынка. В-третьих, они необходимы для обеспечения валютной ликвидности банковской системы в кризисной ситуации. Достаточный уровень резервов повышает доверие инвесторов к экономической устойчивости страны, что способствует снижению стоимости привлечений на международных рынках капитала.
Как свидетельствует недавний мировой опыт, излишних резервов не бывает. Теоретически, часть из чрезмерного объема резервов можно передать в суверенные фонды, чтобы увеличить их доходность. Однако это снижает их ликвидность. Так, кризис 2008 года доказал, что накопленные международные резервы отдельных стран с развивающимися рынками обеспечили фундаментальный буфер, способствовавший меньшей девальвации национальных валют, их более стабильным кредитным рейтингам и лучшему доступу к внешнему финансированию.
Кроме того, буфер в форме международных резервов особенно важен для стран, находящихся в военных конфликтах. В таких условиях источники притока валюты в страну существенно сужаются. Высокая неопределенность и, соответственно, значительная чувствительность экономических агентов отражается на валютном рынке. Экономика сталкивается с риском или фактически входит в рецессию, а вероятность внезапных шоков, преимущественно отрицательных, существенно возрастает. В таких условиях от скорости реакции и действий центробанка зависит, удастся ли остановить дестабилизацию финансовой системы и экономики, а также «заякорить» поведение и ожидания экономических агентов и внешних партнеров.
В настоящее время уровень международных резервов в Украине превышает 110 % минимально необходимого уровня по композитному критерию МВФ. Такого уровня удалось достичь благодаря значимой международной финансовой поддержке, наличие и регулярность которой имеет большое значение на прогнозном горизонте. В условиях высокой неопределенности и значительных шоков для экономики, вызванных войной, уровень резервов обеспечивает необходимый буфер для поддержания макроэкономической стабильности, особенно в случае реализации негативных событий.
НБУ
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу