Больше по теме:
Банк прощает кредит и проценты: как это повлияет на долю сельхозтоваропроизводства?
Разминирование полей: кредиты и компенсации
Стратегии финансирования агропредприятий с использованием банковских кредитов
Украинский союз промышленников и предпринимателей вместе с Антикризисным штабом устойчивости экономики в условиях военного положения направили Президенту комплексный План управляемой нормализации кредитного рынка. В документе говорится о необходимости усовершенствования монетарной политики и запуска механизмов, которые позволят стимулировать кредитование реального сектора, вернуть инвестиционную активность и предотвратить дальнейшую деградацию промышленного потенциала.
В письме Президенту промышленники подчеркивают: несмотря на устойчивость финансовой системы во время войны, в ее структуре накопились системные дисбалансы, которые непосредственно угрожают восстановлению экономики.
Из-за резкого сужения внутреннего рынка, падения объемов производства, утраты части валютной выручки и сверхприбыльности инструментов стерилизации ликвидности банки фактически перестали кредитовать реальный сектор.
По имеющимся данным, за время войны депозитная база банков выросла на 1,4 трлн грн, тогда как объем новых кредитов – всего на 171 млрд грн. В то же время банки инвестируют рекордные объемы средств в иностранные долговые бумаги: с 2022 года их доля выросла в 38 раз.
В результате промышленность, логистика, строительство, стратегические отрасли промышленности, в том числе ОПК, оказались вне зоны доступного кредитования – даже несмотря на критический запрос бизнеса на инвестиции в восстановление производств и содержание кадров.
УСПП подчеркивает: в таких условиях «проедается» восстановительный потенциал страны, стремительно возрастают риски структурной деградации экономики, а общины теряют ресурс для развития.
Именно поэтому УСПП и АШ подготовили и передали главе государства комплексный документ – План управляемой нормализации кредитного рынка Украины, содержащий следующие ключевые предложения:
1. Постепенное понижение доходности депозитных сертификатов НБУ. Это позволит сократить пассивные доходы и мотивировать их направлять ресурсы в кредитование.
2. Введение инструмента долгосрочного рефинансирования банков под низкие ставки по кредитованию промышленности, МСП, логистики, инфраструктурных проектов и жилищного строительства.
3. Лимиты на объемы сделок с депозитными сертификатами. Банки смогут размещать средства в НБУ только при условии, что их кредитный портфель для реального сектора растет соответствующими темпами.
4. Дифференциация нормативов резервирования.
Меньше резервов – для банков, наращивающих кредитование предприятий; больше – для тех, кто концентрируется на операциях с НБУ.
УСПП и Антикризисный штаб предлагают правительству, НБУ и промышленным объединениям совместно разработать план и утвердить дорожную карту его реализации.
В документе отмечается, что выполнение предложенных шагов не требует дополнительных бюджетных расходов и отвечает международным подходам к макропруденциальной политике.
По мнению промышленников, именно сейчас – в период чрезвычайных вызовов – государство должно перейти к взвешенной политике поддержки реального сектора, чтобы защитить рабочие места, сохранить производственную базу и обеспечить финансовые ресурсы для послевоенного обновления Украины.
УСПП