Проведение аудита отпусков законодательством прямо не предусмотрено, однако эта процедура важна для проверки правильности их предоставления и формирования отпускных резервов. В этой статье расскажем об основных правилах ежегодных отпусков и особенностях их предоставления в период действия военного положения. Также рассмотрим сам процесс аудита отпусков и документы, которые при этом проверяются.
Аудит проводится в целях проверки правильности составления графика отпусков, формирования резерва отпускных, выявления и устранения нарушений при предоставлении ежегодных отпусков.
Сроки и обязанности по проведению аудита отпусков законодательством не установлены, но рекомендуется осуществлять его параллельно с составлением графика отпусков или до конца рабочего года.
Обычно проводится аудит ежегодных отпусков (основных и дополнительных), так как на основании полученных данных составляется график отпусков на следующий год и формируется резерв отпускных. Впрочем, желательно проверить и другие виды отпусков, в частности дополнительного социального отпуска на детей, а также отпусков, которые не переносятся на следующий год, чтобы не создавать задолженность по этим отпускам. О видах отпусков, которые не переносятся на следующий год, можно прочитать в консультации «Какие отпуска «сгорают» в конце года?».
В данной статье мы сделаем акцент на аудит ежегодных отпусков.
Прежде чем приступить к аудиту отпусков, напомним основные правила предоставления отпусков, предусмотренные КЗоТ и Законом от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504).
Правило 1. Неиспользованная часть ежегодного отпуска должна быть предоставлена работнику до конца рабочего года, но не позднее 12 месяцев после его окончания (ч. 7 ст. 79 КЗоТ, ч. 2 ст. 12 Закона № 504).
Правило 2. Нормами ч. 5 ст. 80 КЗоТ и ч. 5 ст. 11 Закона № 504 запрещено не предоставлять ежегодный отпуск полной продолжительности:
Правило 3. Ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 календарных дней (далее – к. д.) за отработанный рабочий год, который исчисляется со дня заключения трудового договора (ст. 75 КЗоТ, ст. 6 Закона № 504).
Правило 4. По желанию работника часть ежегодного отпуска может заменяться денежной компенсацией, если основная ее часть составляет 24 к. д. Но полная замена ежегодного отпуска денежной компенсацией является нарушением. Не допускается замена всех видов отпусков денежной компенсацией несовершеннолетним лицам.
Правило 5. Право работника на ежегодные основной и дополнительные отпуска полной продолжительности в первый год работы наступает по истечении шести месяцев непрерывной работы на этом предприятии.
Правило 6. В случае предоставления работнику ежегодных отпусков до истечения шестимесячного периода непрерывной работы их продолжительность определяется пропорционально отработанному времени (ч. 6 ст. 10 Закона № 504).
Но во время военного положения некоторые из этих правил не действуют. А именно:
Работодатель в лице руководителя принимает решение о проведении внутреннего аудита отпусков, которое оформляется распорядительным документом, в частности, приказом по предприятию (см. образец).
Образец
Во время аудита кадровик изучает:
Напомним, что очередность предоставления отпусков определяется графиком, составление которого обязательно в соответствии с ч. 10 ст. 10 Закона № 504. Подробнее о составлении графика отпусков читайте в консультации «Графики отпусков: что учесть в условиях военного положения?».
В коллективных договорах прописываются, в частности, условия, виды и количество дней ежегодных отпусков. Также колдоговором определяется право работников на дополнительные ежегодные отпуска и устанавливается их продолжительность. Речь идет об отпусках:
1) за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 7 Закона № 504);
2) за особый характер предоставляемых трудов (ст. 8 Закона № 504):
Но обратите внимание, что на период военного положения действие отдельных положений колдоговора может быть остановлено по инициативе работодателя (ст. 11 Закона № 2136).
Кроме того, часто на предприятиях утверждается отдельное Положение об отпусках.
Также во время аудита могут изучаться докладные записки о возможных расхождениях в предоставлении отпусков. Например, если в табеле учета рабочего времени указано, что работник работал в период, когда по графику отпусков он находился в отпуске, возможно, что работника отозвали из отпуска. Тогда следует проверить, как зафиксирован период отпуска, указан ли его остаток в личной карточке работника, и сверить с соответствующими приказами.
Самое важное – изучаются приказы о предоставлении отпусков работникам, проверяется их наличие в личном деле и осуществляется сверка с табелем учета рабочего времени.
Поскольку в табелях фиксируется отработанное работниками время, на их основании работникам начисляется зарплата и отпуск. Поэтому данные табелей сверяют со сроками отпусков, указанными в приказах об их предоставлении. Так контролируется правильность предоставления отпусков, их сроки и начисление отпускных.
Помните! В день увольнения работодатель обязан выплатить все принадлежащие работнику суммы (ст. 116 КЗоТ). К таким суммам, в частности, относится и компенсация за неиспользованные дни ежегодного основного и «детского» отпусков. Последний предоставляется согласно ст. 19 Закона № 504. |
Напомним, законодательство обязывает работодателя вести учет отпусков, в частности, в личной карточке типовой формы № П-2 (о порядке ведения личных карточек см. в консультации «Личная карточка работника: правила ведения»).
Имейте в виду! Информация о предоставлении различных видов отпусков должна быть своевременно внесена в разд. V «Отпуска» личной карточки и соответствовать приказу. |
Во время аудита необходимо сверить записи в разделах IV «Назначение и перевод» (дата заключения трудового договора) и V «Отпуска» (за какой период с момента заключения трудового договора предоставлялись отпуска) личной карточки. При этом рассчитывается количество неиспользованных дней ежегодного отпуска и выясняется, за какой период и какой вид отпуска не использован.
На основании данных личной карточки проверяется правильность начисления компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении работника и своевременность ее выплаты (в день увольнения при проведении окончательного расчета).
Обратите внимание! Периоды пребывания в отпусках по-разному включаются в стаж, который дает право на основной и дополнительный отпуск. Чтобы определить периоды, которые засчитываются в стаж, следует обратиться к ст. 9 Закона № 504 и п. 4 ст. 12 Закона № 2136 (об особенностях военного положения), а также воспользоваться таблицей-подсказкой относительно зачисления разных периодов в стаж, дающий право на отпуска (см. в консультации «Стаж для ежегодного отпуска: таблица-подсказка»).
Во время аудита важно проверить, предоставляются ли отпуска по утвержденному графику и были ли отклонения от него, а если были, то по какой причине. Это необходимо сделать для выполнения норм ч. 2 ст. 11 Закона № 504, согласно которому ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой период в следующих случаях:
Не забывайте об особенностях предоставления отпусков в период действия военного положения (см. выше). Если работодатель считает, что в текущем году он может предоставить работнику только 24 к. д. основного отпуска из 30, предусмотренных коллективным договором, то вносить в график отпусков нужно только дни, которые будут предоставляться.
После сверки всех вышеперечисленных документов ответственное за аудит лицо должно суммировать количество неиспользованных дней ежегодных отпусков в разрезе их видов отдельно по каждому работнику по состоянию на 31 декабря.
После этого кадровик представляет отчет в бухгалтерию. Поскольку форма этого отчета нормативным актом не утверждена, его составляют в произвольной и удобной форме, установленной на предприятии.
При проведении аудита отпусков кадровик преимущественно работает с личной карточкой работника по типовой форме № П-2, приказами о предоставлении отпусков, журналом регистрации отпусков и графиком отпусков.
И хотя аудит отпусков прямо не предусмотрен законодательством, он является необходимым элементом работы в кадровом делопроизводстве, позволяющим в случае необходимости устранить выявленные нарушения.