Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Обзор постановления правления ПФУ № 8-3: новые правила подачи сведений из трудовых книжек в ПФУ

С 15 июля 2022 года вступает в силу постановление правления ПФУ от 01.06.2022 № 8-3 (далее – Постановление № 8-3). Этим постановлением вносятся изменения в Порядок представления сведений о трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме, утвержденный постановлением правления ПФУ от 12.03.2021 № 11-1 (далее – Порядок № 11-1).


На заметку! Порядок № 11-1 действует с 23.07.2021 и регламентирует, в частности, механизм подачи в органы ПФУ сведений о трудовой деятельности работников в электронной форме. Подробнее наши разъяснения по этому вопросу читайте в «Представление сведений о трудовой деятельности: порядок, проблемы и перспективы э-учета».

Рассмотрим основные новшества, которые будут действовать в связи со вступлением в силу Постановления № 8-3.

1. Определена очередность подачи в ПФУ сведений о трудовой деятельности (п. 2 Постановления № 8-3). Такие сведения подаются в любой период в течение 5 лет со дня вступления в силу Закона от 05.02.2021 № 1217-IX (этот закон вступил в силу 10.06.2021, т. е. пятилетний срок заканчивается 10.06.2026). Однако теперь в Порядке № 11-1 указано, что в первую очередь следует подавать сведения относительно:

  • трудовой деятельности лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось 2 года и менее;
  • трудовой деятельности лиц за период до 1 июля 2000 года.

2. Уточнены технические требования к передаче сведений о трудовой деятельности. Так, сведения подаются в виде xml-файла, структура которого приведена в приложении к Порядку № 11-1. Напомним, что в электронном виде сведения подаются через Портал электронных услуг ПФУ.

3. Подаются скан-копии только заполненных страниц трудовой книжки. Уточнен п. 5 Порядка № 11-1, содержание которого на практике вызывало немало споров. В нем было указано, что подавать нужно все страницы трудовой книжки, а значит, пришлось бы сканировать и пустые страницы.

4. Уточнили, кто и как может подавать сведения о трудовой деятельности. Теперь это может сделать (п. 4 Порядка № 11-1):

  • сам работник лично, явившись с документами в орган ПФУ (а раньше подать сведения работник мог только в электронном виде через веб-портал);
  • работник, его страхователь (работодатель) или же представитель страхователя, которому делегировали такие полномочия – в электронном виде. Раньше о представителе речь в Порядке № 11-1 не шла.

5. Сведения о трудовой деятельности работника подаются единовременно (п. 6. Порядка № 11-1). А повторно нужно подать сведения о трудовой деятельности только в случае:

  • исправления записей в трудовой книжке – если были обнаружены неправильные или неточные записи о периодах работы после 01.07.2000;
  • создания неправильной или неточной электронной записи в электронном кабинете страхователя или застрахованного лица на веб-портале электронных услуг ПФУ.

При повторной подаче сведений о трудовой деятельности нужно представить титульную страницу трудовой книжки и страницы с изменениями.

6. Подача сведений, отсутствующих в реестре застрахованных лиц (п. 8 Порядка № 11-1). В случае отсутствия сведений о принятии на работу, перемещении из одного структурного подразделения в другое или переводе на другую постоянную должность или работу, об увольнении, восстановлении на работе, приостановлении/восстановлении действия трудового договора, а также о присвоении, изменении или лишении ранга, разряда, класса, звания, категории, о принесении присяги, стажировке, обучении – такие сведения подаются страхователем или уполномоченным им представителем путем создания соответствующей электронной записи в электронном кабинете страхователя.

В данном случае речь идет о тех сведениях, которые не попали в реестр либо из-за неточного заполнения отчетности работодателем, либо же из-за того, что форма отчетности вообще не предусматривает наличия этих сведений.

Как ясно из новой нормы, подать эти сведения должен страхователь, но в какие сроки это нужно сделать, в Порядке № 11-1 не указано. Полагаем, что по этому вопросу вскоре будут разъяснения от ПФУ.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
15.08.2025
Требования к ответственному за ведение воинского учета
Из статьи узнаете, когда нужно вводить должность ответственного за воинский учет и какие профессиональные требования к нему установлены. Законодательство обязует работодателей назначать ответственного за организацию и ведение воинского учета. Такое лицо является ключевым звеном между работодателем и...
13.08.2025
Табелирование работников в отдельных ситуациях
В статье рассмотрены не урегулированные законодательством особенности заполнения Табеля учета использования рабочего времени в отдельных ситуациях.  Работодатели обязаны обеспечивать достоверный учет выполняемой персоналом работы. С этой целью ведется Табель учета использования рабочего времени...
08.08.2025
Обновленная форма Списков и другие изменения по воинскому учету
В данной публикации комментируем очередные изменения по воинскому учету, в частности новую форму Списков и пр. Постановлением КМУ от 30.07.2025 № 916 (далее – Постановление № 916), вступившем в силу с 31.07.2025, внесены очередные изменения в Порядок организации и ведения воинского учета призы...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
20.08.2025
Проверки Гоструда во время военного положения: правила и новшества
В статье рассмотрено, какие проверки вправе проводить органы Гоструда во время военного положения и какие правила при этом они дожны соблюдать. Проверки соблюдения трудового законодательства – один из самых актуальных вопросов для работодателей, поскольку его нормы периодически меняются, услед...
15.08.2025
Требования к ответственному за ведение воинского учета
Из статьи узнаете, когда нужно вводить должность ответственного за воинский учет и какие профессиональные требования к нему установлены. Законодательство обязует работодателей назначать ответственного за организацию и ведение воинского учета. Такое лицо является ключевым звеном между работодателем и...
15.08.2025
5 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за июнь 2025 года
Узнайте, какие постановления были приняты Верховным Судом по результатам пересмотра судебных решений по налоговым спорам в июне 2025 года. Боритесь – поборете (Т. Г. Шевченко) Может ли налогоплательщик возражать против иска о взыскании налогового долга на том основании, что налоговое требован...
Лучшие материалы