День 19 июля 2018 года оказался для Фонда социального страхования (далее – ФСС) очень плодотворным на постановления. Мы расскажем о трех постановлениях, и начнем с изменений в Протоколе комиссии по соцстрахованию, которые начали действовать 27 июля. А затем хотим заранее познакомить вас с новым механизмом финансирования и новым порядком назначения, перечисления и проведения страховых выплат (утвержден постановлением правления ФСС от 19.07.18 г. № 11), которые начнут действовать с 10 октября 2018 года.
27 июля 2018 года на официальном сайте ФСС было обнародовано (раздел «Нормативно-правова база»/«Постанови правління Фонду»/«Постанови правління Фонду за 2018 рік»), а значит, и вступило в силу Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию в связи с потерей трудоспособности, утвержденное постановлением ФСС от 19.07.18 г. № 13 (далее – Положение № 13).
Прежнее Положение, утвержденное постановлением правления ФСС по ВПТ от 23.06.08 г. № 25, утратило силу.
Цель принятия Положения № 13: привести в соответствие с действующим законодательством Протокол комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию (далее – Протокол).
Так, из Протокола полностью убрали разд. III, посвященный путевкам за счет ФСС. Дело в том, что с 01.01.15 г. комиссия (уполномоченный) по соцстрахованию не принимает решение относительно приобретения детских новогодних подарков и путевок в ДОЛ и санатории. Ведь финансирование таких расходов работодателя за счет денег Фонда законодательно не предусмотрено.
Для справки. В настоящее время путевки в санатории (санатории-профилактории) за счет Фонда могут получить только лица, которые направляются на лечение в реабилитационные отделения санаторно-курортных заведений после перенесенных заболеваний и травм. Причем ответственность за выдачу таких путевок несут заведения здравоохранения согласно постановлению правления ФСС от 13.07.17 г. № 39. |
Напомним нормы, регулирующие работу комиссии, которые с принятием нового Положения № 13 остались неизменными:
Сделайте все правильно! На предприятиях, имеющих структурные подразделения, где начисление и выплата зарплаты и материального обеспечения осуществляется отдельно в каждом подразделении, необходимо создавать столько комиссий по социальному страхованию, сколько имеется таких подразделений. Если же начисление и выплата зарплаты и материального обеспечения осуществляются централизованно, тогда нужно создавать единую комиссию по социальному страхованию. |
Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию имеет право:
Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию обязана:
Кроме того, к полномочиям комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию относится:
Приведем пример заполнения Протокола комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию по новой форме (см. образец 1).
Внесены изменения в Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной утратой нетрудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет средств ФСС Украины, утвержденный постановлением ФСС от 19.07.18 г. № 12 (далее – Порядок № 12). Теперь алгоритм действий как работодателя, так и ФСС несколько изменится. Изменения начнут действовать с 1 октября 2018 года (дата вступления в силу Положения № 12). С этой даты прежний Порядок, утвержденный постановлением правления ФСС от 22.12.10 г. № 26, утратит силу.
Проанализируем, что же изменилось в порядке действий работодателя и органа ФСС по сравнению со старыми правилами. Согласно Порядку № 12, алгоритм действий работодателя и ФСС будет таким:
Шаг 1. Работник подает на рассмотрение комиссии (уполномоченному) по социальному страхованию листок нетрудоспособности. Комиссия принимает решение о назначении материального обеспечения застрахованному лицу. Решение оформляется протоколом, составленным по новой форме (так было и раньше)!
Шаг 2. Как и раньше, листок нетрудоспособности передается в бухгалтерию для начисления суммы материального обеспечения (этот шаг также не претерпел изменений).
Шаг 3. В бухгалтерии оформляется заявка-расчет (с 01.10.18 г. по новой форме) и подается в рабочий орган исполнительной дирекции ФСС в срок не позднее 5 рабочих дней с даты принятия комиссией (уполномоченным) решения на шаге 1.
Новое! Страхователь теперь сможет подавать заявку-расчет в ФСС по своему месту нахождения или проживания (для предпринимателей) не только на бумажном носителе (в этом случае необходимо подготовить два экземпляра такой заявки-расчета), но и средствами электронной связи в электронном виде с наложением ЭЦП. |
В случае подачи документа в электронном виде с наложением ЭЦП работодатель обязан хранить распечатанный вариант поданной заявки-расчета с приложенными к ней листками нетрудоспособности и другими документами, на основании которых было назначено материальное обеспечение.
Шаг 4. Рабочий орган исполнительной дирекции ФСС или его отделения в течение 10 рабочих дней после поступления заявки-расчета проверяет информацию, приведенную в ней, правильность заполнения реквизитов, наличие данных о страхователе в госреестре общеобязательного государственного социального страхования, данные об уплате им ЕСВ, наличие в ФСС зарегистрированного несчастного случая или факта профзаболевания. .
ФСС имеет право обмениваться информацией со страхователем путем направления ему запроса, чтобы уточнить информацию. В случае выявления ошибок и/или недостоверных сведений заявка-расчет возвращается страхователю с соответствующими рекомендациями по их устранению. Как видим, здесь ничего не поменялось.
Шаг 5. Непосредственно финансирование страхователя по выплатам материального обеспечения застрахованным лицам и отдельных выплат пострадавшим на производстве на основании предоставленной работодателем и проверенной ФСС заявки-расчета.
Новое! Финансирование больничных и выплат пострадавшим при несчастных случаях будет производиться по одной общей заявке (раньше надо было подавать две заявки, так как было два отдельных фонда). |
Шаг 6. После получения финансирования от ФСС страхователь обязан выплатить материальное обеспечение в ближайший день выплаты зарплаты (в т. ч. и за первую половину месяца).
Шаг 7. Работодатель выплачивает застрахованным лицам причитающиеся им от ФСС суммы материального обеспечения и направляет ФСС уведомление о выплатах застрахованным лицам. Такое уведомление можно направить в электронном виде с наложением ЭЦП или почтой с уведомлением о вручении, либо непосредственно представить в ФСС.
Новая норма! С 01.10.18 г. вводится обязанность страхователя уведомлять Фонд после проведения выплат. Форма уведомления приведена в приложении 2 к Порядку № 12. В нем нужно будет указывать по каждому застрахованному лицу данные листка нетрудоспособности, дату выплаты и сумму выплаченных за счет Фонда средств. |
Срок подачи такого уведомления – 1 месяц со дня выплаты.
Хотим предупредить! Если на протяжении 3 месяцев со дня получения финансирования от ФСС страхователь не направляет уведомлений Фонду, рабочие органы исполнительной дирекции ФСС осуществляют проверку страхователя относительно целевого использования им средств ФСС. |
Постановлением правления ФСС от 19.07.18 г. № 11 утвержден Порядок назначения, перечисления и проведения страховых выплат вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
В связи с объединением ФСС по ВПТ и ФСС от несчастных случаев на производстве в единый ФСС и с появлением Порядка № 12, с 01.10.18 г. утратит силу постановление правления ФСС от несчастных случаев от 27.04.07 г. № 24 «Об утверждении Порядка назначения, перечисления и проведения страховых выплат» (далее – Постановление № 24).
Основное изменение – новая форма заявки-расчета, о которой мы говорили выше. Теперь и по выплатам, связанным с несчастным случаем на производстве или его последствиями, работодатель сможет подать унифицированную форму заявки-расчета как на бумажном носителе, так и в электронной форме.
Сама процедура получения финансирования не изменилась: формулировки плавно перетекли из Постановления № 24 в Порядок № 11. Примеры заполнения заявки-расчета приводим ниже (см. образцы 2 и 3).
Из новаций также можно выделить следующие:
Обратите внимание: при заполнении приложения 1 к заявлению-расчету необходимо отдельно выделять дни и суммы по больничным чернобыльцев, так как это связано со спецификой оплаты листов нетрудоспособности такой категории работников, указывать дату направления на МСЭК, а также страховой стаж в полных месяцах (как общий, так и за последние 12 месяцев до наступления страхового случая).
Заявление-расчет имеет 5 приложений. Исходя из нашего образца заполнения приложение 1.4 и приложение 1.5 не должны быть заполнены, так как отсутствуют ситуации, связанные с выплатой в случае перевода потерпевшего на легкую и нижеоплачиваемую работу, а также возмещения стоимости погребения потерпевшего и связанных с этим ритуальных услуг. Мы предполагаем, что пустые приложения подавать не придется, поэтому информационно приводим их для ознакомления
Изменен перечень документов, которые подаются для получения финансирования добровольно застрахованным лицам, пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве. С 01.10.18 г. этот перечень будет состоять из двух пунктов:
1) листок нетрудоспособности;
2) копия договора о добровольном страховании.
А в случае выплаты пособия добровольно застрахованному лицу не по месту регистрации страхового случая придется приложить еще и копию акта расследования несчастного случая или акта расследования хронического заболевания по ранее утвержденным формам. Копии этих актов должны быть заверены работником управления ФСС при предъявлении оригинала документа.
Пока еще действует Постановление № 24, согласно которому в подобной ситуации необходимо подать такой пакет документов:
1) листок нетрудоспособности;
2) акт расследования несчастного случая, связанного с производством, по форме Н-1, или акт (специального) расследования несчастного случая (аварии) по форме Н-5, или акт расследования хронического профессионального заболевания по форме Н-4;
3) расчетные документы об уплате страховых взносов за расчетный период добровольно застрахованного лица (потерпевшего).
Все эти документы на сегодня формируют дело потерпевшего и хранятся в рабочем органе исполнительной дирекции ФСС.
Изменения в подаче документов для финансирования коснулись не только выплат добровольно застрахованным лицам, но и выплаты пособия в связи с временной нетрудоспособностью. Будем верить, что данные изменения упростят взаимоотношения между ФСС и работодателем или добровольно застрахованным лицом и ускорят процесс получения финансирования от Фонда.