• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Новации от Фонда социального страхования: еще больше контроля за назначением и расходованием денег Фонда

27.09.2018 2237 1 2

День 19 июля 2018 года оказался для Фонда социального страхования (далее – ФСС) очень плодотворным на постановления. Мы расскажем о трех постановлениях, и начнем с изменений в Протоколе комиссии по соцстрахованию, которые начали действовать 27 июля. А затем хотим заранее познакомить вас с новым механизмом финансирования и новым порядком назначения, перечисления и проведения страховых выплат (утвержден постановлением правления ФСС от 19.07.18 г. № 11), которые начнут действовать с 10 октября 2018 года.

Обновлен Протокол комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию на предприятии (Положение № 13)

27 июля 2018 года на официальном сайте ФСС было обнародовано (раздел «Нормативно-правова база»/«Постанови правління Фонду»/«Постанови правління Фонду за 2018 рік»), а значит, и вступило в силу Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию в связи с потерей трудоспособности, утвержденное постановлением ФСС от 19.07.18 г. № 13 (далее – Положение № 13).

Прежнее Положение, утвержденное постановлением правления ФСС по ВПТ от 23.06.08 г. № 25, утратило силу.

Цель принятия Положения № 13: привести в соответствие с действующим законодательством Протокол комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию (далее – Протокол).

Так, из Протокола полностью убрали разд. III, посвященный путевкам за счет ФСС. Дело в том, что с 01.01.15 г. комиссия (уполномоченный) по соцстрахованию не принимает решение относительно приобретения детских новогодних подарков и путевок в ДОЛ и санатории. Ведь финансирование таких расходов работодателя за счет денег Фонда законодательно не предусмотрено.

Для справки. В настоящее время путевки в санатории (санатории-профилактории) за счет Фонда могут получить только лица, которые направляются на лечение в реабилита­ционные отделения санаторно-курортных заведений после перенесенных заболеваний и травм. Причем ответственность за выдачу таких путевок несут заведения здравоохра­не­ния согласно постановлению правления ФСС от 13.07.17 г. № 39.

Напомним нормы, регулирующие работу комиссии, которые с принятием нового Положения № 13 остались неизменными:

  • комиссия по социальному страхованию предприятия (обратите внимание: в Положении № 13 речь идет о предприятиях, а не о работодателях!) создается, если численность застрахованных лиц, работающих по найму на предприятии, составляет более 15 человек. Если таких лиц на предприятии –15 человек или меньше, тогда избирается уполномоченный по соцстрахованию, который также выполняет свои обязанности в соответствии с Положением № 13;
  • члены комиссии делегируются каждой стороной (работодателем и застрахованными лицами) самостоятельно в равном количестве от каждой стороны;
  • срок полномочия членов комиссии и их количество от каждой из сторон устанавливаются совместным решением сторон. Решение о делегировании членов комиссии оформляется: со стороны работодателя – приказом (распоряжением) руководителя предприятия; со стороны застрахованных лиц – постановлением профсоюзной организации или соответствующим решением другого уполномоченного органа (например, представителя трудового коллектива).

Сделайте все правильно! На предприятиях, имеющих структурные подразделения, где начисление и выплата зарплаты и материального обеспечения осуществляется от­дельно в каждом подразделении, необходимо создавать столько комиссий по социальному страхованию, сколько имеется таких подразделений. Если же начисление и выплата зар­платы и материального обеспечения осуществляются централизованно, тогда нужно созда­вать единую комиссию по социальному страхованию.

Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию имеет право:

  • получать от работодателя сведения относительно сумм финансирования ФСС;
  • бесплатно получать консультации от рабочего органа исполнительной дирекции ФСС или его отделений;
  • инициировать проверку рабочими органами исполнительной дирекции ФСС правильности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам предприятия;
  • обращаться к рабочим органам исполнительной дирекции ФСС и его отделений в случае спора между комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию и работодателем по вопросам предоставления материального обеспечения застрахованным лицам, а также в случае невыполнения работодателем решений комиссии (уполномоченного).

Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию обязана:

  • принимать решения о назначении или об отказе в назначении материального обеспечения, а также о прекращении его выплаты (полностью или частично);
  • рассматривать основания и правильность выдачи и заполнения листков нетрудоспособности и других документов, являющихся основанием для предоставления материального обеспечения;
  • контролировать правильность начисления и своевременность выплаты работодателем материального обеспечения застрахованным лицам за счет средств ФСС – как по собственной инициативе, так и в связи с обращением застрахованных лиц;
  • участвовать в проверках, осуществляемых ФСС по вопросам правильности использования страховых средств, предоставлять контролирующим органам необходимые документы и пояснения, возникающие в процессе проверок;
  • устранять нарушения, выявленные ФСС в ходе проверок.

Кроме того, к полномочиям комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию относится:

  • контроль за своевременностью направления в отделения рабочего органа исполнительной дирекции ФСС заявок-расчетов о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения;
  • ежеквартальный анализ использования средств ФСС на предприятии.

Приведем пример заполнения Протокола комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию по новой форме (см. образец 1).

1 из 2

Подкорректирован порядок финансирования страховых выплат (Порядок № 12)

Внесены изменения в Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной утратой нетрудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет средств ФСС Украины, утвержденный постановлением ФСС от 19.07.18 г. № 12 (далее – Порядок № 12). Теперь алгоритм действий как работодателя, так и ФСС несколько изменится. Изменения начнут действовать с 1 октября 2018 года (дата вступления в силу Положения № 12). С этой даты прежний Порядок, утвержденный постановлением правления ФСС от 22.12.10 г. № 26, утратит силу.

Проанализируем, что же изменилось в порядке действий работодателя и органа ФСС по сравнению со старыми правилами. Согласно Порядку № 12, алгоритм действий работодателя и ФСС будет таким:

Шаг 1. Работник подает на рассмотрение комиссии (уполномоченному) по социальному страхованию листок нетрудоспособности. Комиссия принимает решение о назначении материального обеспечения застрахованному лицу. Решение оформляется протоколом, составленным по новой форме (так было и раньше)!

Шаг 2. Как и раньше, листок нетрудоспособности передается в бухгалтерию для начисления суммы материального обеспечения (этот шаг также не претерпел изменений).

Шаг 3. В бухгалтерии оформляется заявка-расчет (с 01.10.18 г. по новой форме) и подается в рабочий орган исполнительной дирекции ФСС в срок не позднее 5 рабочих дней с даты принятия комиссией (уполномоченным) решения на шаге 1.

Новое! Страхователь теперь сможет подавать заявку-расчет в ФСС по своему месту нахождения или проживания (для предпринимателей) не только на бумажном носителе (в этом случае необходимо подготовить два экземпляра такой заявки-расчета), но и средст­вами электронной связи в электронном виде с наложением ЭЦП.

В случае подачи документа в электронном виде с наложением ЭЦП работодатель обязан хранить распечатанный вариант поданной заявки-расчета с приложенными к ней листками нетрудоспособности и другими документами, на основании которых было назначено материальное обеспечение.

Шаг 4. Рабочий орган исполнительной дирекции ФСС или его отделения в течение 10 рабочих дней после поступления заявки-расчета проверяет информацию, приведенную в ней, правильность заполнения реквизитов, наличие данных о страхователе в госреестре общеобязательного государственного социального страхования, данные об уплате им ЕСВ, наличие в ФСС зарегистрированного несчастного случая или факта профзаболевания. .

ФСС имеет право обмениваться информацией со страхователем путем направления ему запроса, чтобы уточнить информацию. В случае выявления ошибок и/или недостоверных сведений заявка-расчет возвращается страхователю с соответствующими рекомендациями по их устранению. Как видим, здесь ничего не поменялось.

Шаг 5. Непосредственно финансирование страхователя по выплатам материального обеспечения застрахованным лицам и отдельных выплат пострадавшим на производстве на основании предоставленной работодателем и проверенной ФСС заявки-расчета.

Новое! Финансирование больничных и выплат пострадавшим при несчастных слу­чаях будет производиться по одной общей заявке (раньше надо было подавать две заявки, так как было два отдельных фонда).

Шаг 6. После получения финансирования от ФСС страхователь обязан выплатить материальное обеспечение в ближайший день выплаты зарплаты (в т. ч. и за первую половину месяца).

Шаг 7. Работодатель выплачивает застрахованным лицам причитающиеся им от ФСС суммы материального обеспечения и направляет ФСС уведомление о выплатах застрахованным лицам. Такое уведомление можно направить в электронном виде с наложением ЭЦП или почтой с уведомлением о вручении, либо непосредственно представить в ФСС.

Новая норма! С 01.10.18 г. вводится обязанность страхователя уведомлять Фонд после проведения выплат. Форма уведомления приведена в приложении 2 к Порядку № 12. В нем нужно будет указывать по каждому застрахованному лицу данные листка нетрудо­спо­собности, дату выплаты и сумму выплаченных за счет Фонда средств.

Срок подачи такого уведомления – 1 месяц со дня выплаты.

Хотим предупредить! Если на протяжении 3 месяцев со дня получения финан­си­рования от ФСС страхователь не направляет уведомлений Фонду, рабочие органы испол­ни­тельной дирекции ФСС осуществляют проверку страхователя относительно целевого ис­поль­­зования им средств ФСС.

Утверждена новая форма заявки-расчета на получение финансирования в связи с несчастным случаем (Порядок № 11)

Постановлением правления ФСС от 19.07.18 г. № 11 утвержден Порядок назначения, перечисления и проведения страховых выплат вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В связи с объединением ФСС по ВПТ и ФСС от несчастных случаев на производстве в единый ФСС и с появлением Порядка № 12, с 01.10.18 г. утратит силу постановление правления ФСС от несчастных случаев от 27.04.07 г. № 24 «Об утверждении Порядка назначения, перечисления и проведения страховых выплат» (далее – Постановление № 24).

Основное изменение – новая форма заявки-расчета, о которой мы говорили выше. Теперь и по выплатам, связанным с несчастным случаем на производстве или его последствиями, работодатель сможет подать унифицированную форму заявки-расчета как на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Сама процедура получения финансирования не изменилась: формулировки плавно перетекли из Постановления № 24 в Порядок № 11. Примеры заполнения заявки-расчета приводим ниже (см. образцы 2 и 3).

Из новаций также можно выделить следующие:

  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты лицам по потере кормильца не может превышать 10 прожиточных минимумов для трудоспособного населения;
  • в случае поступления рекомендаций Минфина относительно последствий проведенной верификации страховых выплат начисление страховых выплат прекращается до завершения проверки правомерности назначения страховой выплаты. В случае подтверждения информации по неправомерности ее назначения издается постановление об отказе в страховой выплате. Если информация Минфина подтверждена не будет, то начисление выплат будет восстановлено с момента их прекращения;
  • если потерпевшему будет установлен процент потери профессиональной трудоспособности ниже 30, то по его желанию на основании заявления ежемесячная страховая выплата может быть заменена ФСС выплатой разовой помощи, которую назначают на общих основаниях.
1 из 4

Обратите внимание: при заполнении приложения 1 к заявлению-расчету необходимо отдельно выделять дни и суммы по больничным чернобыльцев, так как это связано со спецификой оплаты листов нетрудоспособности такой категории работников, указывать дату направления на МСЭК, а также страховой стаж в полных месяцах (как общий, так и за последние 12 месяцев до наступления страхового случая).

Заявление-расчет имеет 5 приложений. Исходя из нашего образца заполнения приложение 1.4 и приложение 1.5 не должны быть заполнены, так как отсутствуют ситуации, связанные с выплатой в случае перевода потерпевшего на легкую и нижеоплачиваемую работу, а также возмещения стоимости погребения потерпевшего и связанных с этим ритуальных услуг. Мы предполагаем, что пустые приложения подавать не придется, поэтому информационно приводим их для ознакомления

1 из 1

Изменен перечень документов, которые подаются для получения финансирования добровольно застрахованным лицам, пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве. С 01.10.18 г. этот перечень будет состоять из двух пунктов:

1) листок нетрудоспособности;

2) копия договора о добровольном страховании.

А в случае выплаты пособия добровольно застрахованному лицу не по месту регистрации страхового случая придется приложить еще и копию акта расследования несчастного случая или акта расследования хронического заболевания по ранее утвержденным формам. Копии этих актов должны быть заверены работником управления ФСС при предъявлении оригинала документа.

Пока еще действует Постановление № 24, согласно которому в подобной ситуации необходимо подать такой пакет документов:

1) листок нетрудоспособности;

2) акт расследования несчастного случая, связанного с производством, по форме Н-1, или акт (специального) расследования несчастного случая (аварии) по форме Н-5, или акт расследования хронического профессионального заболевания по форме Н-4;

3) расчетные документы об уплате страховых взносов за расчетный период добровольно застрахованного лица (потерпевшего).

Все эти документы на сегодня формируют дело потерпевшего и хранятся в рабочем органе исполнительной дирекции ФСС.

Изменения в подаче документов для финансирования коснулись не только выплат добровольно застрахованным лицам, но и выплаты пособия в связи с временной нетрудоспособностью. Будем верить, что данные изменения упростят взаимоотношения между ФСС и работодателем или добровольно застрахованным лицом и ускорят процесс получения финансирования от Фонда.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Благодарим за регистрацию на сайте Uteka.ua. Для подтверждения вашего e-mail адреса вам на почту было отправлено письмо. Пожалуйста, перейдите по ссылке указанной в письме.
Новации от Фонда социального страхования: еще больше контроля за назначением и расходованием денег Фонда