Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Каковы сроки давности по возмещению командировочных расходов?

У предприятия в учете числится задолженность перед бывшим работником: он израсходовал в командировке свои деньги. Задолженность возникла несколько лет назад. Может ли предприятие списать эту задолженность? Как исчислять срок исковой давности по этой сумме и с какого момента?

Данный вопрос является неоднозначным и, на наш взгляд, он недостаточно урегулирован законодательно.

Давайте разберемся во всех нюансах этой ситуации.

Прежде всего надо понимать, в рамках каких именно отношений с работодателем работник тратил свои деньги в командировке: гражданско-правовых или трудовых? У него могли быть два вида расходов:

  • затраты на саму командировку: суточные расходы, на оплату проживания и проезда к месту командировки и обратно. Эти расходы непосредственно связаны с трудовыми отношениями: ведь в командировку направляет работодатель и он же обязан дать на нее деньги и компенсировать работнику понесенные расходы. Это предусмотрено ст. 121 КЗоТ. Поэтому для определения срока давности по таким суммам следует руководствоваться нормами трудового законодательства – КЗоТом;
  • суммы, которые расходовались работником для приобретения в командировке товарно-материальных ценностей по поручению работодателя. Эти расходы понесены в рамках гражданско-правовых отношений, поэтому для определения сроков давности по ним следует руководствоваться гражданским законодательством – Гражданским кодексом (далее – ГК).

Рассмотрим сроки давности отдельно по каждой категории расходов.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
16.10.2025
Пребывание в командировке: как подтвердить фактическое количество дней
Требование о наличии одного или нескольких документальных доказательств пребывания лица в командировке часто является проблемой для бухгалтера. Особую остроту она приобретает, если работник направляется в командировку на автомобиле. Ведь в таком случае может не быть никаких документов, подтверждающи...
16.10.2025
Личные и корпоративные платежные карточки в командировке: нюансы применения
В статье рассмотрены преимущества применения личных и корпоративных платежных карточек в командировке, особенности их применения, проведения расчетов и подачи отчета об израсходованных средствах. Применение платежных карточек – удобный и безопасный инструмент расчетов, позволяющий предприятиям...
23.09.2025
Каковы действия работодателя в случае невозвращения забронированного работника из-за границы?
В ответе на вопрос выясняем, что делать работодателю, если забронированный работник не возвращается из заграничного отпуска. Практическая ситуация Забронированный работник не вернулся из заграничного отпуска, сообщив в месенджере, что не планирует возвращаться в Украину в ближайшее время, и просит ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
14.11.2025
Можно ли устанавливать дополнительные выходные дни вместо праздничных?
В статье мы выяснили, правомерно ли во время действия военного положения устанавливать на предприятии дополнительные выходные или праздничные дни и как это правильно сделать В период военного положения не действует норма ст. 73 КЗоТ, которая устанавливает праздничные и нерабочие дни в мирное время. ...
Лучшие материалы