Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как получить статус безработного в период военного положения?

О чем эта статья? Мы рассмотрим, каким образом физлицам сейчас можно зарегистрироваться в службе занятости, как подать документы, в том числе в электронной форме, а также какие особенности приобретения статуса безработного предусмотрены для переселенцев.


Актуальность вопроса

В связи с введением военного положения в Украине большинство работодателей оказались в очень сложном положении: многие предприятия и предприниматели были вынуждены приостановить свою деятельность по разным причинам. Например, некоторым работодателям пришлось расстаться со своими работниками из-за разрушения производственных и административных зданий, вызванных вражескими атаками, либо из-за прекращения торговых отношений с контрагентами на период войны.

В результате большое количество украинцев остались без работы, а многие из них при этом еще и стали переселенцами. То есть расширился круг лиц, нуждающихся в получении пособия по безработице. Поэтому КМУ было принято постановление, упрощающее процедуру регистрации безработных на период военного положения. Это постановление от 19.03.2022 № 334 (далее – Постановление № 334), которое вступило в силу с 23.03.2022.

Общие положения

Основные моменты регистрации в качестве безработного регламентируются:

В период военного положения нормы этих документов применяются с учетом Постановления № 334.

К сведению! Безработный – это лицо в возрасте от 15 до 70 лет, которое из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов в качестве источника существования, готово и способно приступить к работе (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона № 5067).

Кто может получить статус безработного?

Согласно ст. 43 Закона № 5067, статус безработного может приобрести:

  • лицо трудоспособного возраста до назначения пенсии (в т. ч. на льготных условиях или за выслугу лет), которое из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов, готово и способно приступить к работе;
  • лицо с инвалидностью, которое не достигло установленного ст. 26 Закона от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсионного возраста и получает пенсию по инвалидности или социальную помощь в соответствии с Законами от 16.11.2000 № 2109-III «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью» и от 18.05.2004 № 1727-IV «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью»;
  • лицо младше 16 лет, ранее имевшее работу и уволенное в связи с изменениями в организации производства и труда, в частности прекращением или перепрофилированием предприятий, учреждений и организаций, сокращением численности (штата) работников.

Что нужно сделать для получения статуса безработного?

Нужно подать в центр занятости (в т. ч. средствами электронной идентификации) заявление о предоставлении статуса безработного. Причем вы можете обратиться в любой центр занятости по своему выбору, то есть без привязки к своему месту жительства (регистрации). Это может быть городской, районный, горрайонный центр занятости или филиал регионального центра занятости (далее – центры занятости) (п. 17 Порядка № 792).

Подача заявления и документов

Заявление о предоставлении статуса безработного в период военного положения вы можете подать (п. 1 Постановления № 334):

  • лично, посетив центр занятости;
  • в электронной форме с помощью средств Единого государственного вебпортала электронных услуг (далее – Портал Дія), в том числе с помощью мобильного приложения Портала Дія;
  • с помощью средств телекоммуникационной связи.

От выбранного варианта зависит оформление заявления и необходимость подачи документов.

Подаем заявление лично

При подаче заявления нужно будет предъявить такие документы (п. 4, 17 Порядка № 792):

  • паспорт гражданина Украины или другой документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Украины;
  • для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Украине – вид на постоянное жительство либо удостоверение беженца или лица, нуждающегося в дополнительной защите или лица, которому предоставлена временная защита;
  • справку о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (кроме физлиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера, сообщили об этом соответствующему контролирующему органу и имеют отметку в паспорте гражданина Украины);
  • трудовую книжку (гражданско-правовой договор или документ, подтверждающий прекращение последнего вида занятости). Лицо, потерявшее трудовую книжку, предъявляет дубликат трудовой книжки или справку архивного учреждения о принятии и увольнении с работы;
  • документ об образовании или его дубликат (при наличии);
  • военно-учетный документ для лиц, уволенных со срочной военной службы.

Кроме того, в зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться и другие документы, предусмотренные п. 18, 19 Порядка № 792.

Подаем заявление через Портал Дія

Воспользоваться этим способом может лицо, которое отвечает таким требованиям (пп. 1 п. 1 Постановления № 334):

  • прошло электронную идентификацию и аутентификацию, в том числе с использованием интегрированной системы электронной идентификации, квалифицированных электронных подписей и печати, а также других средств идентификации, позволяющих однозначно устанавливать личность;
  • является гражданином Украины;
  • имеет паспорт гражданина Украины и/или загранпаспорт гражданина Украины для выезда за границу, сформированный средствами Единого государственного демографического реестра, и регистрационный номер учетной карты налогоплательщика.

Обратите внимание! Процедуры подачи заявления через Портал Дія и через мобильное приложение Портала Дія – несколько различаются.

Подача заявления через мобильное приложение Портала Дія. Подать заявление с помощью этого приложения могут лица, которое после введения военного положение имеют и/или имели место работы на территории административно-территориальных единиц, названных в распоряжении КМУ от 06.03.2022 № 204 (пп. 2 п. 1 Постановления № 334). Сейчас в этом перечне Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Запорожская, Киевская, Луганская, Николаевская, Одесская, Сумская, Харьковская, Херсонская, Черниговская области и г. Киев.

Для подачи заявления нужно:

  • установить мобильное приложение Портала Дія на электронном носителе, критерии которого поддерживают его использование;
  • заполнить заявление, которое формируется средствами Портала Дія;
  • выбрать и/или открыть текущий счет со специальным режимом использования для зачисления помощи, социальной помощи или других выплат, определенных законодательством, в одном из банков Украины, с которым Минцифры заключен соответствующий договор информационного взаимодействия в порядке, предусмотренном Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 09.12.2021 № 1272 (такой счет еще называют «єПідтримка»);
  • подать в выбранный центр занятости заявление.

В этом случае нет необходимости прилагать к заявлению документы, предусмотренные п. 17–19 Порядка № 792.

Подача заявления непосредственно через Портал Дія (без мобильного приложения). Здесь необходимо:

  • создать личный электронный кабинет пользователя на Портале Дія;
  • заполнить и подписать два заявления – о предоставлении статуса безработного и о назначении пособия по безработице, формируемые средствами Портала;
  • подать в выбранный центр занятости заявления о предоставлении статуса безработного и о назначении пособия по безработице;
  • выбрать и/или открыть текущий счет «єПідтримка».

Поданное средствами Портала Дія заявление будет рассмотрено работниками центра занятости и о принятом по нему решению (о предоставлении статуса безработного или об отказе в предоставлении такого статуса) вас уведомят путем направления информационного уведомления программными средствами Портала Дія.

Внимание! Если статус безработного предоставлен вам через Портал Дія (через электронный кабинет на Портале или через мобильное приложение), то документы, предусмотренные п. 17–19 Порядка № 792, нужно будет подать в центр занятости в течение 30 календарных дней после окончания или отмены военного положения, посетив центр занятости лично.

Подаем заявление по электронной почте

В данном случае следует подавать заявление на электронную почту Государственного центра занятости.

Инструкцию, как это сделать, вы найдете на сайте Госцентра занятости.

Нужно загрузить с этого сайта формы заявлений, распечатать их, заполнить, подписать, сфотографировать и отправить на электронную почту.

Важный нюанс! В теме письма нужно обязательно указать слово «реєстрація» и фамилию, имя, отчество заявителя. При этом высылаемые файлы не следует запаковывать в архивы.

Особенности для переселенцев

Теперь ответим на два вопроса, которые сейчас чаще всего возникают на практике у переселенцев.

1. Гражданин переехал с места ведения активных боевых действий на безопасную территорию Украины. С работы он уволиться не успел – соответственно, трудовой книжки у него при себе нет, доходов никаких тоже нет. Может ли такой человек зарегистрироваться в центре занятости безработным?

Да, такая возможность имеется.

Разъяснения Гоструда на этот счет приведены на ее сайте в разделе «Запитання/відповіді», подраздел «Рекомендації для роботодавців та працівників на період воєнного стану».

Гоструда указывает, что зарегистрированные (поставленные на учет) внутренне перемещенные лица, которые не имеют необходимых документов, получают статус безработного без соблюдения требований, которые применяются при обычной процедуре. До момента получения документов и сведений о периодах трудовой деятельности, заработной плате (доходе), страховом стаже пособие по безработице этим лицам назначается в минимальном размере, установленном законодательством.

Такая упрощенная процедура оформления статуса безработного предусмотрена ч. 4 ст. 7 Закона от 20.10.2014 № 1706-VII «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц».

К сведению! На период действия карантина и в течение 30 дней после его окончания минимальный размер пособия по безработице составляет 1 000 грн (постановление правления ФСС на случай безработицы от 08.04.2020 № 217). Напомним, что в настоящее время карантин действует до конца мая 2022 года.

Для начала переселенцу, не имеющему документов, необходимо подтвердить свой статус внутренне перемещенного лица, получив справку о постановке на учет в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 01.10.2014 № 509 (далее – Порядок № 509). Эту справку надо предъявить в центр занятости по месту текущего проживания.

Для получения справки нужно обратиться в структурное подразделение по вопросам соцзащиты местных органов власти с заявлением по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 509 (п. 2 Порядка № 509). Кроме того, в период действия военного положения за получением справки может обратиться к уполномоченному лицу исполнительного органа местного совета или центра предоставления административных услуг.

2. Есть ли у внутренне перемещенных лиц льготы при трудоустройстве на работу?

Как таковых льгот нет, но работодатели могут получить от государства компенсацию расходов на оплату труда таких лиц в размере 6 500 грн за каждого трудоустроенного работника – в течение двух первых месяцев его работы. Именно поэтому работодатели охотно берут на работу переселенцев.

Это предусмотрено Порядком предоставления работодателю компенсации расходов на оплату труда за трудоустройство внутренне перемещенных лиц в результате ведения боевых действий во время военного положения в Украине, утвержденным постановлением КМУ от 20.03.2022 № 331.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
16.12.2025
Могут ли работники по своей инициативе работать по индивидуальному графику?
Законно ли устанавливать работникам по их желанию индивидуальный график работы, который изменяется ежемесячно по согласованию с ними? Практическая ситуация На предприятии есть работники, которые по собственной инициативе работают по индивидуальному графику на условиях неполного рабочего времени. В ...
15.12.2025
Шестидневка с выходным днем в понедельник: возможно ли это?
Можно ли ввести на предприятии шестидневку с выходным днем в понедельник? Практическая ситуация Предприятие находится на территории промышленного рынка, который закрыт только в понедельник, а в субботу и воскресенье работает. Можно ли ввести на предприятии на 2026 год шестидневку с выходным днем в ...
09.12.2025
Варианты оформления новогодне-рождественских выходных во время войны
В статье рассказываем как работодателю оформить новогодне-рождественские праздники в условиях военного положения. Как известно, во время военного положения праздничные и нерабочие дни считаются рабочими согласно ч. 6 ст. 6 Закона от 15.03.2022 № 2136-ІХ «Об организации трудовых отношений в усл...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
18.12.2025
Какие отпуска «сгорают» в конце года?
В статье напомним, на отпуска каких видов нужно обратить внимание в конце года в связи с тем, что они не переносятся на следующий. Близится конец календарного года. И это период не только для подведения итогов работодателем, но и последние возможности предоставить некоторым работникам «сгорающ...
18.12.2025
Проводим аудит отпусков
В статье выясняем, для чего нужен аудит отпусков и как его проводить. Проведение аудита отпусков законодательством прямо не предусмотрено, однако эта процедура важна для проверки правильности их предоставления и формирования отпускных резервов. В этой статье расскажем об основных правилах ежегодных ...
16.12.2025
Оформление номенклатуры дел юридического лица
В статье рассказываем, как составить номенклатуру дел юридического лица и приводим образец ее оформления. В статье рассмотрим, что такое номенклатура дел, каждое ли юридическое лицо должно ее составлять, какие основания для разработки и оформления номенклатуры дел, как сделать итоговую запись и созд...
Лучшие материалы